Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
Кемеровское отделение Российской академии естествознания
Западно-Сибирское отделение Российской академии естественных наук
Кемеровское отделение Петровской академии наук и искусств
КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ
КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Сборник научных трудов
Выпуск 8
Кемерово 2007
ББК 71.0
К90
Главный редактор
доктор философских наук, профессор,
член-корр. <...> Некоторые исследователи считают, что это сфера культурного бытия есть предмет специальной отрасли культурологии – прикладной культурологии. <...> По мнению И. М. Быховской, «прикладная культурология имеет целью
теоретическое обоснование социальных технологий трансляции культурных ценностей (через систему образования, просвещения, организацию досуговой деятельности и пр.), разработку механизмов достижения
соответствующего культурным стандартам развития тех или иных форм
социальной практики (через формирование политической культуры, хозяйственной культуры, экологической культуры и пр.) <...> В целом, соглашаясь с И. М. Быховской, обратим внимание на утверждение того, что прикладная культурология разрабатывает теоретикометодологические основания практической деятельности. <...> (ɩɪɢɪɨɞɧɵɣ) ɭɪɨɜɟɧɶ ɛɵɬɢɹ ɱɟɥɨɜɟɤɚ
Предложенная онтологическая схема соотношений уровней культурного бытия позволяет декларировать следующие утверждения. <...> Если дефиниции
природы или культуры благодаря их множественности в чем-то создают условия консенсуса в дискуссиях о «природе» природы, культуры,
то дефиниции социальности, государственности, духовности оставляют
больше дискуссионного, чем общепринятого. <...> Предложенная схема уровней культурного бытия указывает на наличие, по крайней мере, двух типов проблем – внутридисциплинарные, которые по своей природе принадлежат определенному уровню <...>
Культура_как_предмет_комплексного_исследования_[Текст]._Вып._8._сб._науч._трудов_ред._П.И._Балабанов.-_КемеровоКемГУКИ,_2007.-_188_с._(1).pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
Кемеровское отделение Российской академии естествознания
Западно-Сибирское отделение Российской академии естественных наук
Кемеровское отделение Петровской академии наук и искусств
КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ
КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Сборник научных трудов
Выпуск 8
Кемерово 2007
1
Стр.1
ББК 71.0
К90
Главный редактор
доктор философских наук, профессор,
член-корр. Российской академии естественных наук,
член-корр. Российской академии естествознания,
акад. Петровской академии наук и искусств
П. И. Балабанов
Редакционная коллегия:
И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор,
член-корр. Российской академии естественных наук,
акад. Петровской академии наук и искусств;
Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии,
член-корр. Петровской академии наук и искусств;
Е. М. Бородина – кандидат культурологии,
член-корр. Петровской академии наук и искусств;
И. А. Сечина – кандидат философских наук;
В. П. Геращенко – доцент
К90 Культура как предмет комплексного исследования [Текст]:
сб. науч. тр. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово:
КемГУКИ, 2007. – Вып. 8. – 188 с.
ISBN� �-81��-00�0-�.
Исследуются проблемы культурологии, представленные через постановку задачи
и перспективы их решения. Статьи охватывают широкий спектр культурологических
исследований – от семиотики культуры до региональных проблем ее функционирования.
Адресован
научным работникам, преподавателям вузов, а также всем, кто интересуется
культурологией.
ББК 71.0
ISBN� �-81��-00�0-�
2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2007
Стр.2
П. И. Балабанов, М. П. Макарова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ОТ ДИСКУРСА К ПРОБЛЕМАМ
Культурология как признанное научное направление оформилась в
России в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в. Большой вклад в ее признание
внесли ученые Российского института культурологии благодаря как их
собственным разработкам, так и введением в научный оборот переводной
зарубежной литературы. Данную ситуацию можно охарактеризовать
«кантовской парадигмой науки», содержание которой можно истолковать
как движение от вопроса – как наука возможна, к ответу – как она
«реально есть». В этом случае мы имеем дело с генерализующей стороной
культурологии [1].
Приведенная характеристика состояния культурологии в настоящий
момент включает ряд аспектов. Генетически культурология вобрала в
себя знания этологии, этнографии, археологии, социологии, философии
и ряда других уже дисциплинарно оформившихся наук. Историческая
инерция дисциплинарно организованного знания стремится задать развитию
культурологии вектор в указанном направлении, а именно интенцию
к превращению в особую специальную дисциплину. Соглашаясь с тем,
что этот факт имеет место быть, в то же время надо учитывать специфику
постнеклассического этапа развития науки в целом. На это обращает
внимание акад. В. С. Степин. «Можно констатировать, что синтез достижений
различных наук протекает в условиях, когда все большую роль в
научном познании начинают играть крупные комплексные программы и
проблемно-ориентированные междисциплинарные исследования» [2].
Это с одной стороны. С другой стороны, подчеркивает автор, что «необходимо
учитывать, что дисциплинарная организация науки определяется
не только особенностями различных предметных областей исследования,
но и возможностями формирования субъектов научной деятельности, наличием
определенных границ “информационной вместимости” субъекта
и вытекающей отсюда потребностью своеобразного квантования корпуса
знаний, которые необходимо усвоить, чтобы заниматься научным
поиском» [3].
Указанное акад. В. С. Степиным «квантование» наличного корпуса
знаний имеет различное значение. Обратим внимание на одно из них –
методологическое. Дело в том, что многопредметность исследований
требует своего специфического методологического сопровождения. Это
относится и к культурологии, ибо, на наш взгляд, культурологическое
3
Стр.3