N2 5(763)
Учредите.nи:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
ИЗдАЕТСЯ С 1934 ГОдА
Гnаанwй редактор ЗАИКИН Н. П.
Реда•щионнаа кonnerиa:
КАРЛИН д. Б., КЕХЛЕРОВ С. Г.,
КОБЗАРЬ В. д., КОНДРАШКОВ Н. Н. ,
СМИРНОВ Г. П., ТАРАНЕНКО В. В.
Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗАМОВА Т. И.
Адрес редакции: 103868, ГСП, Москва К·9,
Б. Дмитровка, д. 9, стровнив б
Теnефон: 229-01-06
~дано в набор 16.03.98.
Подnисано в nечать 10.04.98.
1
~
Формат 70х108 1/16. Бумага кн.-журн. Офсетная
nечать. Уел. nеч. л. 5,6. Уел. кр.-оп. 5,93.
Зак. 3125
Ордена Трудового Красного Знамени Чеховекий
nолиграфический комбинат Государственного комитета
Российской Федерациv. no nечати
1998
142300, г. Чехов Московской области
Тел. (272) 71·336, факс (272) 62-536
~ •Законность•, 1998.
.- 1..,
~ , t '
Стр.1
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОКУРОРСКОГОНАДЗОРА
В. ТУЙКОВ
Прокурор Свердловекой области,
заслуженный юрист РФ
Концеnтуальные сnоры вокруг
будущего российской прокуратуры,
инициированные радикальными реформаторами
правоохранительной
системы, nока не реализовались в
существенном ограничении nрокурарекого
влияния на правовую действительность.
Прокуратура России,
восприняв все лучшее, что свойственно
прокуратуре надзориого типа,
отчетливо приобретает черты самостоятельного
государственного института,
гаранта бесперебойного и,
главное, законного функционирования
всех ветвей власти.
На уровне nрокуратуры субъекта
Федерации все эти особенности проявляются
наиболее ярко, о чем,
думаю, свидетельствует и оnыт работы
прокуратуры Свердловекой
области.
Основное внимание, безусловно,
мы по-прежнему уделяем организации
взаимодействия в борьбе с престуnностыо,
раскрытию и расследованию
тяжких лрестуnлений. Между
тем острота криминогенной об~
·.·
становки потребовала новых пфрактических
шагов, расширения с еры
координационной деятельности.
При нашемнепосредственном участии
разработаны и реализуются областные
целевые nрограммы
no борьбе
с организованной преступностью
и коррупцией, по иресечению незаконного
оборота оружия и наркотиков.
Наиболее острые nроблемы по
инициативе nрокуратуры были рассмотрены
на Совете обществеиной
безопасности при губернаторе области.
Сегодня
можно сказать и о некоторых
nоложительных моментах.
Впервые за несколько лет отмечено
снижение преступности. Несколько
спокойнее стало на улицах и в
общественных местах, уменьшилось
2
число разбоев, грабежей, хулиганств.
Выше среднероссийской раскрываемость
умышленных убийств, и эти
показатели мы держим в течение
ряда лет.
Кстати, по делам о мераскрытых
умышленных убийствах введена
практика nроведения оперативных
совещаний, в том числе выездных, ;·
при nрокуроре области и его замес- ~·
тителях. На этих совещаниях заслушиваются
местные руководители
V
nравоохранительных органов, следователи,
члены следственных бригад.
Поверьте, тщательная подготовка
таких мероприятий и высокий
уровень их проведения резко активизируют
•человеческий фактор•.
Если кто-то не доработал, то это
видно сразу и всем.
За два года таким образом nрокураром
области и его заместителями
заслушаны материалы по 148 уголовным
делам. Есть и результаты - из
заслушанных раскрыто более 70 дел.
Вместе с тем понятно, что говорить
об устойчивой тенденции к
нейтрализации преступности еще
преждевременно. Наша область поnрежнему
находится в числе лидеров
среди наиболее криминогенных
зон России. Такое положение nотребовало
повь1шенного внимания к
вопросам борьбы с организованной
преступностью. Только дел о бандитизме
за последние два с не6ольшим
года в суд направлено более
двадцати, еще несколько находится
в стадии завершения.
Другая проблема, требующая принятия
решительных мер,- наркомания.
Актуальность борьбы с этим
злом объясняется не только значительным
ростом числа лиц, потребляющих
наркотики, но и чрезвычайно
высокой опасностью действий
наркоманов. Особую тревогу вызывает
распространение наркомании
среди несовершеннолетних и молодежи.
Нельзя не отметить, что nравоохранительные
органы принимают
меры no активизации борьбы с
Стр.2
незаконным оборотом наркотикоа,
повышению уровня межведомственного
взаимодействия.
В настоящее время в структуре
органов внутренних дел, федеральной
службы безопасности, таможни
созданы и действуют специализированные
nодразделения. Но, no их
собственным оценкам, из незаконного
оборота изымается лишь десятая
часть наркотических средств.
Очевидно, что эффективность работы
этих nодразделений должна быть
на порядок выше. Прежде всего
возрастает их роль в выявлении и
ликвидации каналов поступления
наркотиков.
Здесь необходимо наладить nостоянные
контакты между правоохранительными
ведомствами на
межрегиональном уровне и даже
между странами СНГ. Одно из совещаний
по этой проблематике прошло
в прошлом году в Казани,
внесено немало дельных предложений
по координации деятельности
всех заинтересованных ведомств.
Теперь требуется припожить усилия,
чтобы наработки нашли свое
воплощение, не остались лишь благими
пожеланиями. Следует подключить
к работе миграционную
службу. Сейчас эти органы не в
состоянии контролировать ситуацию.
Кто только не едет в Россию ~
боевики из "'горячих точек*', преступники,
разыскиваемые на родине,
наркоманы, носители БИЧ-инфекции.
Многим
уже известно о чрезвычайном
происш&твии в небольшом
уральском городке Верхняя Салда,
когда за небольшой промежуток
времени были БИЧ-инфицированы
несколько десятков человек. Разносчиками
этой страшной болезни
стали граждане другого, ныне суверенного,
государства. Скажу откровенно
~ в такой ситуации и правоохранительные
органы Свердловекой
области оказались не на высоте. Но
настораживает другое. Когда задержали
БИЧ-инфицированного жителя
другой страны, совершившего
там ряд тяжких преступлений и
скрывающегося от следствия, пришлось
неожиданно столкнуться с
серьезной проблемой. Несмотря на
резолюции состоявшегася недавно
совещания руководителей правоо1*
хранительных
органов етран СНГ,
не всегда удается встретить понимание
со стороны своих коллег. Хотелось
бы верить, что вnредь елова не
будут расходиться с делами, когда
речь идет о конкретных ситуациях,
а договоренности, достигнутые на
межгосударственном уровне, не останутся
только на бумаге.
И в этой связи, полагаю, будет
уместным высказать в порядке обсуждения
некоторые предложения.
Известно, что работа с БИЧ-инфицированными
правонарушителями, а
также все, что связано с профилактикай
и иресечением заболевания,специфический
предмет. Настала
пора решать этот вопрос и с организационной
стороны. Есть необходимость
создания специализированных
подразделений в правоохранительных
структурах по борьбе со
СПИДом. Да, это особые условия
работы, должны быть и особые условия
оплаты труда сотрудников
таких подразделений. Надо все продумать
и nринимать решение, иначе
nотом придется наверстывать упущенное
с гораздо большими затратами.
Следующее
предложение касается
ответственности за наркоманию.
Чтобы остановить лавину распространения
наркотиков, надо применять
и карательные меры. И здесь
не нужно оправдываться в излишней
жесткости. Считаем, что отказ
от уголовной и административной
ответственности за немедицинское
употребление наркотических средств
был преждевремене.н. В обществе,
на уровне обыденного сознания, в
молодежных криминализированных
кругах государственный либерализм
воспринят как чуть ли не nоощрение
наркомании. Во всяком случае,
как сочуnетвенное отношение. Добавьте
сюда широко разрекламированные
акции по "'безопасному•
приему наркотиков или некоторые
музыкальные оnусы, рассчитанные
на подростков,-- вот вам и благоприятная
среда для расползания наркомании.
Убеждены в следующем:
наркомана нужно лечить, он больной
человек, но первый шаг, если
не был вовлечен, сделал сознательно,
будучи еще здоровым, отвечающим
за свои постуnки. Отвечать за
выбранный путь он обязан, и nусть
3
Стр.3