Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Математика и информатика. В 2 частях Часть 2: Практикум (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЯфаева Р. Р.
АвторыБогатырева Ю. И.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц112
ID186537
АннотацияВ пособии представлены основные положения дисциплины «Математика и информатика», адаптированные для студентов направления подготовки «Педагогика». Математика представлена следующими разделами: аксиоматический метод построения математических теорий, комбинаторика, теория множеств, понятия и свойства вероятностей, элементы математической статистики. Информатика представлена разделами: понятие, свойства и измерение информации; алгоритмы и языки программирования; понятие и компоненты программного и аппаратного обеспечения современной компьютерной техники. Практические задания направлены на формирование умений использовать современные информационные технологии и стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности педагога. Представленные примеры решения задач позволяют использовать пособие для организации самостоятельной работы студентов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050700 «Педагогика».
ББК22.1я73; 32.81я73
Яфаева, Р.Р. Математика и информатика. В 2 частях Часть 2: Практикум : Учебно-методическое пособие / Ю.И. Богатырева; Р.Р. Яфаева .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186537 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Математика представлена следующими разделами: аксиоматический метод построения математических теорий, комбинаторика, теория множеств, понятия и свойства вероятностей, элементы математической статистики. <...> Практикум Системы счисления Основные умения: осуществлять действия различных системах счисления. с числами в Рекомендуемая литература: [13, 15, 22]. <...> Системы счисления (нумерация) – совокупность способов обозначения натуральных чисел. <...> Более удобной и общепринятой и наиболее распространенной является десятичная система счисления, которая была изобретена в Индии, заимствована там арабами и затем через некоторое время пришла в Европу. <...> Существовали системы счисления и с другими основаниями. <...> Широкое распространение имела в древности и двенадцатеричная система, происхождение которой, вероятно, связано, как и десятичной системы, со счетом на пальцах: за единицу счета принимались фаланги (отдельные суставы) четырех пальцев одной руки, которые при счете 3 перебирались большим пальцем той же руки. <...> Примером непозиционной системы счисления является римская система, в которой в качестве цифр используются латинские буквы. <...> Пример 1: Перевести число 92 из десятичной системы в двоичную. <...> 10=(0,101001…)2 Если основание системы счисления k можно представить в виде k=pn, то каждую цифру в записи числа с основанием счисления k заменяется n цифрами системы счисления p. <...> Записывается цифра, равная остатку от деления суммы на основание системы счисления, а число, равное результату целочисленного деления суммы на основание системы счисления переносится в старший разряд. <...> Перевести в десятичную систему: 1101002 101001,12 0,11012 Перевести числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления из десятичной с точностью 8 знаков после запятой для бесконечных дробей: 29510 0,62510 83,0310 Выполнить действия, проверить путем перевода в десятичную: 10011000012-1011112; 1001012+101112; 101102×10112; 1010002/10002 10 Основные математические структуры Основные <...>
Математика_и_информатика._В_2_частях_Часть_2_Практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Математика_и_информатика._В_2_частях_Часть_2_Практикум.pdf
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Р. Р. Яфаева, Ю. И. Богатырева МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» В 2 частях Часть 2: ПРАКТИКУМ Тула Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 22.1я73+32.81я73 Я89 Рецензенты: доктор физико-математических наук, профессор В. И. Желтков (Тульский государственный университет); кандидат педагогических наук, доцент О. В. Чукаев (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Яфаева, Р. Р. Я89 Математика и информатика: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. Ч. 2: Практикум / Р. Р. Яфаева, Ю. И. Богатырева.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 111 с. В пособии представлены основные положения дисциплины «Математика и информатика», адаптированные для студентов направления подготовки «Педагогика». Математика представлена следующими разделами: аксиоматический метод построения математических теорий, комбинаторика, теория множеств, понятия и свойства вероятностей, элементы математической статистики. Информатика представлена разделами: понятие, свойства и измерение информации; алгоритмы и языки программирования; понятие и компоненты программного и аппаратного обеспечения современной компьютерной техники. Практические задания направлены на формирование умений использовать современные информационные технологии и стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности педагога. Представленные примеры решения задач позволяют использовать пособие для организации самостоятельной работы студентов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050700 «Педагогика». ББК 22.1я73+32.81я73 © Р. Р. Яфаева, Ю. И. Богатырева, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010 2
Стр.2
II. Практикум Системы счисления Основные умения: осуществлять действия с числами в различных системах счисления. Рекомендуемая литература: [13, 15, 22]. Системы счисления (нумерация) – совокупность способов обозначения натуральных чисел. На ранних ступенях развития общества люди почти не умели считать. Они различали совокупности двух и трех предметов; всякая совокупность, содержавшая бóльшее число предметов, объединялась в понятии «много». Первоначально натуральные числа изображались с помощью некоторого количества черточек или палочек, затем для их изображения стали использовать буквы или специальные знаки. В древнем Новгороде использовалась славянская система, где применялись буквы славянского алфавита; при изображении чисел над ними ставился знак ~ (титло). Древние римляне пользовались нумерацией, сохраняющейся до настоящего времени под именем «римской нумерации», в которой числа изображаются буквами латинского алфавита. Сейчас ею пользуются для обозначения юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях. Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой записи очень трудно. Тем не менее, римская нумерация преобладала в Италии до XIII в., а в других странах Западной Европы – до XVI в. Этим системам свойственны два недостатка, которые привели к их вытеснению другими: необходимость большого числа различных знаков, особенно для изображения больших чисел, и, что еще важнее, неудобство выполнения арифметических операций. Более удобной и общепринятой и наиболее распространенной является десятичная система счисления, которая была изобретена в Индии, заимствована там арабами и затем через некоторое время пришла в Европу. Существовали системы счисления и с другими основаниями. Широкое распространение имела в древности и двенадцатеричная система, происхождение которой, вероятно, связано, как и десятичной системы, со счетом на пальцах: за единицу счета принимались фаланги (отдельные суставы) четырех пальцев одной руки, которые при счете 3
Стр.3
перебирались большим пальцем той же руки. Самой молодой системой счисления по праву можно считать двоичную.  Различные группы систем счисления см. в части 1: Лекции стр. 12. В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает. Примером непозиционной системы счисления является римская система, в которой в качестве цифр используются латинские буквы. В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием системы счисления. Значение числа Х, представленного в виде sp … s1s0, s-1…s-q, равно Х=sp t р +sp-1 t p-1 +…+ s1t + s0 + s-1t -1+…+s-q t -q, где t – основание системы счисления, равное числу цифр, используемых для записи, si – цифра. Рассмотрим системы счисления: 1) десятичную – t=10, si∈{0,1,…,9}; 2) двоичную – t=2, si∈{0,1}; 3) восьмеричную – t=8, si∈{0,1,…,7}; 4) шестнадцатеричную – t=16, si∈{0,1,…,9,A,B,C,D,E,F}; (416,3)8=4⋅102+1⋅101+6⋅100+3⋅10-1=400+10+6+0,3= 416,3 (10100)2 = 1⋅24+0⋅23+1⋅22+0⋅21+0⋅20=16+4= 20 Перевод в двоичную систему счисления из 10-ичной производится отдельно целой и дробной части. Целая часть – последовательным делением на 2. Остатки от деления, записанные в обратном порядке, образуют новую запись исходного целого числа. Пример 1: Перевести число 92 из десятичной системы в двоичную. 92 : 2 = 46 (ост. 0) 46 : 2 = 23 (ост. 0) 23 : 2 = 11 (ост. 1) 11 : 2 = 5 (ост. 1) 5 : 2 = 2 9210=10111002 Дробная часть – последовательным умножением на 2. Цифры в разряде целых образуют искомое представление исходного числа. (ост. 1) 2 : 2 = 1 (ост. 0) 4
Стр.4
Пример 2: Перевести число 0,648 из десятичной системы в двоичную: 0,648 Ч 2 = 1,296 (1) 0,296 Ч 2 = 0,592 0,592 Ч 2 = 1,184 0,184 Ч 2 = 0,368 0,368 Ч 2 = 0,736 0,736 Ч 2 = 1,472 (0) (1) (0) (0) (1) и т.д. k=pn, то каждую цифру в записи числа с основанием счисления k заменяется n цифрами системы счисления p. Рассмотрим связь между двоичной, четырехричной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. четырехричная шестнадцатеричная Цифра двоичный код цифра 0 00 0 1 01 1 2 10 2 3 11 3 4 5 6 7 8 9 восьмеричная 0 000 1 001 2 010 3 011 4 100 5 101 6 110 7 111 A B C D E F двоичный код 0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 Пример 3: Представим число 92,64810 в 4-й, 8-й и 16-й системах счисления. В двоичной системе число 92,64810 = 1011100,1010012. Число разбивается на группы, группы отчитываются от запятой, разделяющей целую и дробную часть, недостающие позиции заменяются нулями. В начале целой части или в конце дробной нули незначащие. 5 (0,648)10=(0,101001…)2 Если основание системы счисления k можно представить в виде
Стр.5
Разобьем на пары: 1011100,1010012 = 01 01 11 00,10 10 01 = 1130,2214 Разобьем на триады: 1011100,1010012 = 001 011 100,101 001 = 134,518 Разобьем на тетроды: 1011100,1010012 = 0101 1100,1010 0100 = 5С,A416 92, 64810 = 1011100,1010012= 1130,2214= 134,518 =5С,A416 Можно заметить, что чем больше основание системы счисления, тем меньше необходимо цифр для записи числа. Арифметические операции Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по правилам, аналогичным в десятичной системе. Для выполнения операций необходимы следующие понятия: A M B=C (mod D) 1) остаток от деления (D); 2) целочисленное деление (C). Например, 8 M 5 =1 (mod 3); 10 M 3 = 3 (mod 1); 8 M 4 = 2 (mod 0). Сложение При сложении, числа записываются столбиком в соответствии с разрядами. Складываются цифры. Записывается цифра, равная остатку от деления суммы на основание системы счисления, а число, равное результату целочисленного деления суммы на основание системы счисления переносится в старший разряд. При сложении чисел можно воспользоваться таблицей: + 0 1 0 0 1 1 1 10 Пример 4: Сложить числа 110110102 и 1010102. Решение. 1 1 1 1 1 + 1 1 0 1 1 0 1 02 1 0 1 0 1 02 1 0 0 0 0 0 1 0 02 Проверка: 110110102 =218; 1010102= 42; 1000001002=260; 218+42=260 Выполнить действия: 1000112+101112=1110102; 101112 + 1012=111002; 110110102 + 1010102=1000001002; 101,012 + 11,112=10012; 4758+5148=12118; 728 + 128=1048; 16,248 + 53,458=71,718 . 6
Стр.6
Вычитание Для осуществления операции вычитания можно воспользоваться таблицей сложения. Возможен заем числа равного основанию системы счисления из старших разрядов, при этом нули, стоящие между цифрой, от которой вычитают и цифрой, у которой «занимают» превращаются в максимальную цифру системы счисления. Пример 5: Вычесть из числа 11100112 число 11102. Решение. . 1 2 – 1 1 1 0 0 1 12 1 1 1 02 1 1 0 0 1 0 12 Проверка: 11100112= 115; 11102 = 14; 11001012=101; 115-14=101 Выполнить действия: 10101112 -11012 =10010102; 5148 – 4758=178; 728 – 168=548; 53,158 – 16,268=34,678 Умножение При умножении числа записываются столбиком, перемножается каждая цифра множителя на каждую цифру множимого числа, записывается остаток от деления результата умножения на основание системы счисления, а целая часть складывается с результатом умножения следующей цифры, затем полученный столбец чисел складывается. Для умножения чисел можно воспользоваться таблицей: Двоичная система: Ч 0 1 0 0 0 1 0 1 Пример 6: Найти произведение чисел 110112 и 1102. Решение. х 1 1 0 1 12 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 02 Проверка: 110112 =27 ; 1102=6 ; 101000102 = 162; 27×6=162. Выполнить действия: (11011)2 Ч (110)2= (10100010)2 (33) 8 Ч (6)8= (242)8 (1В) 16 Ч (6)16= (А2)16 7 02
Стр.7
Деление Деление осуществляется по тому же алгоритму, что и в десятичной системе – «деление уголком», также можно воспользоваться таблицей умножения. От делимого выделяется часть большая делителя, но не больше чем в t раз (t – основание системы счисления). В результате подбирается цифра, произведение делителя на которую даст число, меньшее выделенного, произведение записывается под делимым, сносится следующая цифра, если получившееся значение числа превосходит делитель, пишется – подбирается новая цифра, если нет – в частном пишется 0 и сносится следующая цифра и т.д., до получения результата или достижения требуемой точности. При проведении арифметических операций над числами, различных выраженными в Решение. 1 0 0 0’ 1 0 1 1 1 1 0 0 0 12 1 0 12 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 Проверка: 10000012 =65; 1012= 5; 11012 = 13; 65: 5= 13. Выполнить действия: (10100010)2 : (110)2= (11011)2 (242)8 : (6)8= (33)8 (А2)16 : (6)16=(1В) 16 Задания для самостоятельного выполнения Задание 1. Перевести в десятичную систему: 1001012 =____________ 10 131,58 =______________10 A0C416 =_____________10 2031,024 =____________10 Задание 2. Перевести в различные системы счисления из десятичной: 93310 =_________________16 45,8310 =________________8 68810 =_____________________8 27,7210 =____________________2 8 0 12 системах счисления, предварительно перевести их в одну и ту же систему. Пример 7: Найти частное чисел 10000012 и 1012. необходимо
Стр.8
29510 =_____________________16 83,0310 =____________________4 Задание 3. Выполнить действия, проверить путем перевода в десятичную систему счисления: 100112-1102=_____________________2 100112+101112 =__________________2 111012×1012 =____________________2 1110002/11102 =___________________2 10001112-101102 =_________________2 100112×101112 =___________________2 10000112+10012 =__________________2 110012/1012 =______________________2 Задание 4. Записать в различных системах счисления, используя таблицы: 1001001,1102 =_________________4 10011,101112 =_________________16 11101,1012 =___________________8 543,138 15A,C316 =________________________2 416,1138 =___________________2 =___________________2 232,0014 =__________________2 7C1,5916 =______________________2 Вопросы для самоконтроля 1. В чем отличие позиционной системы счисления от непозиционной? 2. Приведите примеры непозиционных систем счисления. 3. Составьте алгоритм выполнения сложения в двоичной системе счисления. 4. Составьте алгоритм выполнения вычитания в двоичной системе счисления. 5. Составьте алгоритм выполнения умножения в двоичной системе счисления. 6. Составьте алгоритм выполнения деления в двоичной системе счисления. 9
Стр.9
Индивидуальные задания 1. Перевести в десятичную систему: 1001012 1011,112 0,11012 Перевести числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления из десятичной с точностью до 8 знаков после запятой для бесконечных дробей: 3310 45,8310 0,12510 Выполнить действия, проверить путем перевода в десятичную: 101110012-1000112 ; 100112+101112; 100112×10112 ; 100001110002/11112. 2. Перевести в десятичную систему: 1101112 1001,012 0,1012 Перевести числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления из десятичной с точностью до 8 знаков после запятой для бесконечных дробей: 6810 0,7510 27,7210 Выполнить действия, проверить путем перевода в десятичную: 10001010112-111012 ; 100112×101112; 10110112+101111012 ; 101001000002/100002 3. Перевести в десятичную систему: 101101102 1011,1012 0,111012 Перевести числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления из десятичной с точностью до 8 знаков после запятой для бесконечных дробей: 62910 0,2510 19,3910 Выполнить действия, проверить путем перевода в десятичную: 1011000012-10102 ; 111012+101012; 1011101102×1000102 ; 100001110002/111100. 4. Перевести в десятичную систему: 1101002 101001,12 0,11012 Перевести числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления из десятичной с точностью 8 знаков после запятой для бесконечных дробей: 29510 0,62510 83,0310 Выполнить действия, проверить путем перевода в десятичную: 10011000012-1011112; 1001012+101112; 101102×10112; 1010002/10002 10
Стр.10