Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Человеко-компьютерное взаимодействие (550,00 руб.)

0   0
Первый авторМагазанник В. Д.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц258
ID178085
АннотацияОсвещены теоретические подходы и практические аспекты человеко-компьютерного взаимодействия. Рассмотрены требования к компоновке компьютеризированных рабочих мест и планировке офисных помещений, а также к мониторам и средствам ввода информации. Описаны современные средства моделирования рабочих мест. Видное место отведено подходам, методам и инструментарию формирования и оценки пользовательского интерфейса. Раскрыта роль итерационного прототипирования интерфейса, рассмотрены виды прототипов и, что особенно важно, существующие программные пакеты для прототипирования и их сравнительные возможности. Даны методы мультимедиа при создании пользовательского интерфейса. Особое внимание уделено построению навигационных структур, в том числе с помощью средств мультимедиа, что наиболее актуально в web-сайтах. Представлены примерная учебная программа дисциплины и два приложения, содержащие основные понятия человеко-компьютерного взаимодействия, а также стандарты ISO, регламентирующие требования к пользовательскому интерфейсу.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», а также по другим направлениям и специальностям в области информатики и информационных технологий. Может использоваться при подготовке кадров по широкому кругу направлений и специальностей, связанных с разработкой и использованием средств вычислительной техники и программного обеспечения. Представляет интерес для практических специалистов в области технических средств и программного обеспечения компьютерных систем.
ISBN978-5-98704-241-0
УДК004.5
ББК32.97
Магазанник, В.Д. Человеко-компьютерное взаимодействие : учеб. пособие / В.Д. Магазанник .— Москва : Логос, 2007 .— 258 с. — (Новая университетская библиотека) .— ISBN 978-5-98704-241-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/178085 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Это приводит к неэффективному использованию программного обеспечения и, как следствие, к растущему разрыву между возможностями новых программных продуктов и уровнем знаний и навыков потенциальных пользователей. <...> Указанные причины обусловили интенсивный рост числа и диапазона работ, посвященных HCI (принятая аббревиатура человеко-компьютерного взаимодействия – Human-Computer Interaction). <...> Много внимания уделено профилям пользователей и вообще подходам и методам описания характеристик потенциальных пользователей. <...> Центральный 6 Предисловие аспект оценки интерфейса – периодическое юзабилити-тестирование изложено достаточно полно. <...> Существующие программные пакеты построения прототипов вносят много специфики и делают прототипирование захватывающим творческим процессом, образующим вместе с юзабилити-тестированием стержень разработки пользовательского интерфейса. <...> Сначала отдельно и подробно рассматриваются визуальная и акустическая среды с классификацией форм представления информации. <...> А. М. ЕМЕЛЬЯНОВ доктор физико-математических наук, профессор, полный профессор Государственного университета штата Джорджия (США), Департамент компьютерных и информационных наук ВВЕДЕНИЕ Человеко-компьютерное взаимодействие – сравнительно молодая область междисциплинарных исследований. <...> Практика, однако, показывает, что человеко-компьютерное взаимодействие de facto стало самостоятельной профессией, ибо это область столь специфичная и обширная, что ни одна из традиционно существующих дисциплин не охватывает ее всю целиком. <...> К сожалению, как всякое модное слово, термин «пользовательский интерфейс» незамедлительно начали использовать в качестве рекламного слогана, в результате чего его смысл стал размываться. <...> Дизайн интерфейса имеет подчиненное значение, главная же цель ПИ – облегчить работу пользователя. <...> Хороший интерфейс похож на удобную обувь: никто его не замечает, а если обратить на него внимание <...>
Человеко-компьютерное_взаимодействие__Учебное_пособие_.pdf
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................... 5 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 7 ТЕМА 1. РАБОЧЕЕ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ ............................................................................................. 11 1.1. Общая компоновка рабочего места ......................................................... 11 1.2. Требования к клавиатуре ......................................................................... 19 1.3. Требования к мыши ................................................................................. 25 1.4. Требования к монитору и к освещению рабочего места ......................... 29 1.5. Средства моделирования компоновки рабочего места ........................... 31 ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ............................... 38 2.1. Общие положения .................................................................................... 38 2.2. Командная строка .................................................................................... 40 2.3. Меню, заполнение форм-таблиц, диалог по вопроснику ...................... 41 2.4. WIMP-интерфейс ..................................................................................... 43 2.5. Трехмерный (пространственный) интерфейс и виртуальная реальность ........................................................................ 45 ТЕМА 3. МОДЕЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРФЕЙСА .................................................................................................... 58 3.1. Общие положения .................................................................................... 58 3.2. Пользовательские профили ..................................................................... 60 3.3. Модели, определяемые социальным и организационным окружением человека .............................................................................. 66 3.4. Модели, основанные на когнитивном подходе (с учетом процессов восприятия, памяти, мышления, психологических особенностей пользователя) ................................................................... 72 ТЕМА 4. ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ........................ 84 4.1. Общие положения и структура методов оценки ПИ пользовательского интерфейса ............................................................... 85 4.2. Скорость и производительность работы ................................................. 91 4.3. Человеческие ошибки .............................................................................. 95 4.4. Обучение работе ......................................................................................105 4.5. Субъективная удовлетворенность ..........................................................121 ТЕМА 5. ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОТОТИПИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА .......................................................132 5.1. Юзабилити-тестирование ПИ ................................................................132 5.2. Итерационная разработка и прототипирование ПИ .............................161 ТЕМА 6. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА .......................................................187 6.1. Понятие «мультимедиа» и общие принципы разработки мультимедийных приложений ...............................................................187
Стр.1
6.2. Разработка визуальной среды мультимедиа-приложений .....................189 6.3. Разработка акустической среды мультимедиа-приложений .................205 6.4. Интеграция сред мультимедиа ................................................................213 6.5. Навигация, ориентация и доступ ............................................................215 ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ...........................226 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные понятия и термины, часто встречающиеся при разработке ПИ ........................................................................................232 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень стандартов ISO в области человекокомпьютерного взаимодействия ..................................................................251 Об авторе ........................................................................................................255
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие посвящено сравнительно молодой и очень актуальной области – человеко-компьютерному взаимодействию. Скорость распространения компьютеров существенно превышает рост компьютерной грамотности населения. Это приводит к неэффективному использованию программного обеспечения и, как следствие, к растущему разрыву между возможностями новых программных продуктов и уровнем знаний и навыков потенциальных пользователей. Происходит это в значительной степени по причине несоответствия предлагаемых в пользовательском интерфейсе средств деятельности человека с его представлениями, знаниями, привычками. Экономический аспект этой проблемы весьма впечатляет, составляя, по некоторым данным, сотни миллионов долларов, т.к. значительная часть оплаченных возможностей программных продуктов реально не используется. Отрицательно влияет это и на индустрию программного обеспечения, уменьшая и делая все менее ясными сегменты рынка, на которые рассчитаны новые разработки. Указанные причины обусловили интенсивный рост числа и диапазона работ, посвященных HCI (принятая аббревиатура человеко-компьютерного взаимодействия – Human-Computer Interaction). За последние 15–20 лет эти исследования выделились в самостоятельную междисциплинарную область. К ближайшим смежным дисциплинам можно отнести, конечно, прикладную информатику, психологию, физиологию труда, эргономику и ряд других. Специалисты в области HCI активно востребованы во всем мире, и в настоящее время без них немыслимы скольконибудь серьезные программные разработки. Учебное пособие охватывает основной диапазон вопросов человекокомпьютерного взаимодействия. Автор собрал и обобщил большое количество публикаций, материалов конференций, периодики, сведений, размещенных на соответствующих сайтах и форумах, касающихся человеко-компьютерного взаимодействия, использованы также учебные материалы по HCI ряда университетов США. Много внимания уделено профилям пользователей и вообще подходам и методам описания характеристик потенциальных пользователей. Изучение этой темы для студентов, получающих образование в той широкой области, которую часто называют компьютерными науками, будет особенно полезно, ибо учит с самого начала разработки любого программного продукта подробно представлять себе будущего пользователя, тщательно его описывать и постоянно держать его образ в голове. Подробно описываются показатели, методы и процедуры оценивания интерфейсов на каждой стадии разработки системы. Центральный
Стр.3
6 Предисловие аспект оценки интерфейса – периодическое юзабилити-тестирование изложено достаточно полно. Построению прототипов интерфейса посвящен большой раздел, и это оправданно. Существующие программные пакеты построения прототипов вносят много специфики и делают прототипирование захватывающим творческим процессом, образующим вместе с юзабилити-тестированием стержень разработки пользовательского интерфейса. К несомненным удачам автора следует отнести хорошее структурирование очень сложной темы о возможностях и методах мультимедиа при создании пользовательского интерфейса. Сначала отдельно и подробно рассматриваются визуальная и акустическая среды с классификацией форм представления информации. Затем показаны средства и требования к интеграции этих сред. В целом учебное пособие будет очень полезным для студентов, получающих образование в области вычислительной техники, программирования и информационных технологий. А. М. ЕМЕЛЬЯНОВ доктор физико-математических наук, профессор, полный профессор Государственного университета штата Джорджия (США), Департамент компьютерных и информационных наук
Стр.4