Центр фискальной политики
РЕФОРМА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ1 <...> ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ <...> Финансовое обеспечение полномочий
по решению вопросов местного значения,
передаваемых от одного муниципального
образования другому
Законодательно установлено
Вопросы местного значения четко прописаны в
федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». <...> При этом органы местного самоуправления
вправе решать иные вопросы, не отнесенные к
компетенции органов местного самоуправления
других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии
собственных материальных ресурсов и финансовых
средств (за исключением субвенций и дотаций,
предоставляемых из федерального бюджета и
бюджета субъекта Российской Федерации). <...> Что касается конкретно вопросов местного значения, то органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального
района, вправе заключать соглашения с органами
местного самоуправления муниципального района
о передаче друг другу осуществления части своих
полномочий за счет субвенций, предоставляемых
из соответствующих бюджетов. <...> Недостатки
Законодательство о местном самоуправлении не
предусматривает возможности использования собственных доходов бюджета муниципального образования одного типа при исполнении его ОМСУ
полномочий, относящихся к полномочиям ОМСУ
муниципального образования другого типа. <...> Например, ОМСУ поселений не могут содержать детские
дошкольные учреждения за счет собственных доходов своего бюджета они имеют право это делать
только за счет субвенций из бюджета соответствующего муниципального района. <...> В связи <...>
Реформа_федеративных_отношений_и_бюджетной_системы_в_РФ_проблемы_и_предложения.pdf
Центр фискальной политики
РЕФОРМА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ1
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Финансовое обеспечение полномочий
по решению вопросов местного значения,
передаваемых от одного муниципального
образования другому
Законодательно установлено
Вопросы местного значения четко прописаны в
федеральном законе ¹131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
При этом органы местного самоуправления
вправе решать иные вопросы, не отнесенные к
компетенции органов местного самоуправления
других муниципальных образований, органов государственной
власти и не исключенные из их компетенции
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, только при наличии
собственных материальных ресурсов и финансовых
средств (за исключением субвенций и дотаций,
предоставляемых из федерального бюджета и
бюджета субъекта Российской Федерации).
Что касается конкретно вопросов местного значения,
то органы местного самоуправления отдельных
поселений, входящих в состав муниципального
района, вправе заключать соглашения с органами
местного самоуправления муниципального района
о передаче друг другу осуществления части своих
полномочий за счет субвенций, предоставляемых
из соответствующих бюджетов.
Недостатки
Законодательство о местном самоуправлении не
предусматривает возможности использования собственных
доходов бюджета муниципального образования
одного типа при исполнении его ОМСУ
полномочий, относящихся к полномочиям ОМСУ
муниципального образования другого типа. Например,
ОМСУ поселений не могут содержать детские
дошкольные учреждения за счет собственных доходов
своего бюджета – они имеют право это делать
только за счет субвенций из бюджета соответствующего
муниципального района.
В связи с этим зачастую установленное федеральным
законом разграничение полномочий не
соответствует принципам субсидиарности и приводит
к снижению качества предоставления бюджетных
услуг на местном уровне.1
Действительно, в субъектах Российской Федерации,
в которых велика средняя численность населения
сельских поселений, жители одного поселения
(или даже одного населенного пункта) не пользуются
услугами детских дошкольных учреждений,
расположенных на территории других поселений
(населенных пунктов). В этом случае услуги по предоставлению
дошкольного образования не носят
межмуниципального характера, и эти полномочия
вполне могут осуществляться ОМСУ поселений.
Вместе с тем, даже если ОМСУ муниципального
района и поселения договариваются о передачи
последним этих полномочий, предоставление соответствующих
услуг может осуществляться только в
пределах субвенций, перечисляемых из бюджета
муниципального района в бюджет поселения. В результате
ОМСУ муниципальных образований, осуществляющие
«не свои» полномочия в значительной
степени ограничены в возможности влиять на
объем и качество предоставляемых услуг.
Вместе с тем, ряд вопросов местного значения
поселений иногда могут более эффективно решаться
на уровне муниципального района, так как
соответствующими услугами на территории поселения
могут пользоваться не только его жители, но
и жители близлежащих поселений. К ним можно
отнести, например, следующие вопросы:
1 Материал распространялся на Парламентских
слушаниях «Вопросы реализации Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»: правовое обеспечение
и правоприменительная практика» 19 мая
2005 года (ïðèì. ðåä.).
Центр фискальной политики. Реформа федеративных отношений и бюджетной системы в РФ… 13
Стр.1