МЕТОДИКА Минрегион России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ* ГЛАВА 3. <...> ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 3.1. <...> Психологопедагогические особенности обучения взрослых в среде дистанционного обучения и e-learning Компьютерное* обучение остается очень интересной и перспективной областью исследований, привлекающей передовых ученых, педагогов и методистов всего мира. <...> С внедрением компьютерного обучения стали меняться стили и устоявшиеся подходы к обучению, стала быстро меняться сама эта традиционная сфера человеческой деятельности. <...> Внедрение компьютерных технологий обучения по дисциплинам, не связанным с информатикой в отечественной практике встречается либо с безосновательным оптимизмом, либо неадекватным пессимизмом в отношении возможностей и эффективности компьютерного обучения. <...> Скептицизм основывается на том, что работы по компьютерному обучению ведутся уже давно и имеющийся опыт приводит к следующим заключениям: * Продолжение. <...> Как решается вопрос о соотношении и взаимной увязке традиционного и компьютерного обучения, насколько точно определено место и роль «живого» преподавателя в условиях обучения по данной теме с использованием данных программных средств в данном классе (группе)? <...> Как удается вписать компьютерную технологию обучения в организационные формы традиционного обучения классноурочную систему – изначально неоптимальные с точки зрения учета индивидуальных особенностей учащихся и их активности в учении? <...> Несмотря на некоторую риторичность этой теории, она верно отражает наличие в мыслительном процессе человека нескольких внутренних планов, упрощенно-синтаксического и семантического, так что обучение можно представить в виде <...>
Совершенствование,_научно-методическое_сопровождение_и_внедрение_новых_научно_обоснованных_технологий_в_процесс_подготовки_специалистов,_занимающихся_дистанционным_обучением_муниципальных_служащих.pdf
МЕТОДИКА
Минрегион России
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ НАУЧНО
ОБОСНОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДИСТАНЦИОННЫМ
ОБУЧЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ*
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
3.1. Психологопедагогические
особенности
обучения
взрослых в среде
дистанционного обучения
и e-learning
Компьютерное* обучение остается
очень интересной и перспективной
областью исследований,
привлекающей передовых
ученых, педагогов и методистов
всего мира. С внедрением компьютерного
обучения стали меняться
стили и устоявшиеся подходы
к обучению, стала быстро
меняться сама эта традиционная
сфера человеческой деятельности.
Трудно переоценить значение
и влияние этих изменений на
судьбы человеческой цивилизации
в целом.
Внедрение компьютерных технологий
обучения по дисциплинам,
не связанным с информатикой
в отечественной практике
встречается либо с безосновательным
оптимизмом, либо неадекватным
пессимизмом в отношении
возможностей и эффективности
компьютерного обучения.
За рубежом, напротив,
энергичная
компьютеризация
обучения происходит при ровных,
умеренно
скептических
оценках возможностей и перспектив
использования компьютера
как дидактического средства.
Скептицизм основывается на
том, что работы по компьютерному
обучению ведутся уже давно
и имеющийся опыт приводит к
следующим заключениям:
* Продолжение. Начало в ¹2.
54
1. Внедрение компьютеров в
учебный процесс, разработка и
распространение программнопедагогических
средств происходят
во многом стихийно, без
необходимого глубокого педагогического
и психологического
обоснования компьютерных технологий
в обучении.
2. Создание качественных
программных
мультимедийных
систем требует привлечения, как
высококвалифицированных программистов,
так и педагоговметодистов,
дизайнеров, психологов,
так что разработка учебных
программ и курсов остается
делом дорогостоящим, поэтому
большинство из них не могут не
быть посредственными и требуют
колоссальных вложений.
Внедрение компьютерных технологий
в учебный процесс обогащает
проблему оптимизации
обучения новыми аспектами,
нюансами и вопросам:
1. Насколько методически совершенно
педагогическое программное
обеспечение?
2. Как решается вопрос о соотношении
и взаимной увязке
традиционного и компьютерного
обучения, насколько точно определено
место и роль «живого»
преподавателя в условиях обучения
по данной теме с использованием
данных программных
средств в данном классе (группе)?
3.
Как удается вписать компьютерную
технологию обучения в
организационные формы традиционного
обучения
классноурочную
систему – изначально
неоптимальные с точки зрения
учета индивидуальных особенностей
учащихся и их активности в
учении?
4. Насколько экономически
оправдано использование компьютеров?
У
специалистов пока нет единого
подхода к оценке эффективности
компьютерного обучения.
Применение мультимедиа
даже при небольшом обучающем
воздействии может положительно
влиять на мотивацию обучения,
формировать потребность в
переживании
положительных
эмоций, возникающих при достижении
успеха в учебе. Как известно,
нужные потребности и
мотивы могут быть сформированы
у школьника только в процессе
его собственной деятельности.
Так что учет этого фактора
при оценке эффективности учебных
мультимедиа-систем очень
важен.
Одной их основных проблем
при разработке, оценке и применении
мультимедийных обучающих
программ является на данном
этапе отсутствие применимой
к ним единой психологопедагогической
теории обучения.
Ни одна из отечественных психологических
(теории
П.Я. Гальперина
теорий обучения
и
Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и
В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина и
Т.Ф. Кудрявцева, Н.А. Менчинской
и т.д.) по признанию самих авторов
этих теорий так и не стала
основой для разработки компьютерных
обучающих систем, хотя в
них имеются весьма плодотворные
идеи. Одна из причин этого
– невозможность их технолоМУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА N¹3/2007 МЕТОДИКА
Стр.1