Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Просто жизнь

0   0
Первый авторНиконенко
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID9798
АннотацияОб авторе (Романов Пантелеймон Сергеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Никоненко, С.С. Просто жизнь : Статья / С.С. Никоненко .— : [Б.и.], 1990 .— 9 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9798 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Повесть, рассказы М., "Правда", 1990 Составление, предисловие и примечания С. С. Никоненко OCR Бычков М. Н. <...> Летом 1926 года в журнале "Молодая гвардия" был напечатан небольшой рассказ под неброским названием "Без черемухи". <...> Автором рассказа был Пантелеймон Сергеевич Романов, писатель ныне почти совсем забытый, но в двадцатые годы пользовавшийся широкой популярностью. <...> В 1926 году почти одновременно были опубликованы повести Л. И. Гумилевского "Собачий переулок", С. И. Малашкина "Луна с правой стороны" и рассказ Романова "Без черемухи". <...> Долгое время эти три произведения будоражили общественное мнение. <...> В "Правде" отмечалось, что эти произведения, "посвященные вопросам. половой морали современной молодежи, встретили резко отрицательное отношение в литературной критике и в комсомольской и студенческой среде" {Правда, 1927, 20 апреля.} <...> лишена того налета сенсационности и бульварщины, который свойственен "Собачьему переулку". <...> Идеология в нем не так оторвана от художественного ядра: та же тема, что послужила Гумилевскому основой для большого романа, здесь развернута на какихнибудь восьми страницах. <...> удобнее и с большей естественностью, чем Гумилевскому, ввести большие дозы идеологии в "чистом", почти публицистическом виде. <...> . Рассказ вызвал столь большой резонанс, потому что он затрагивал хотя вовсе и не центральную, но актуальную в 20-x годах проблему -- так называемую проблему пола. <...> Процесс социальной и экономической перестройки, который начался в стране после Октября, несомненно, сопровождался возникновением новых отношений в сфере нравственности, выработкой новых норм морали. <...> Среди молодежи утверждалась "свободная любовь" как противопоставление старым формам освященного религией брака. <...> Мало того, сама любовь провозглашалась пережитком буржуазной эпохи: нет никакой любви, есть только отношение полов. <...> Одна из наиболее нашумевших в то время принадлежала перу А. М. Коллонтай -- "Любовь пчел трудовых" (1923). <...> Одним из первых <...>
Просто_жизнь.pdf
С. С. Никоненко Просто жизнь Пантелеймон Романов. Без черемухи. Повесть, рассказы М., "Правда", 1990 Составление, предисловие и примечания С. С. Никоненко OCR Бычков М. Н. Летом 1926 года в журнале "Молодая гвардия" был напечатан небольшой рассказ под неброским названием "Без черемухи". Этот рассказ принес автору чуть ли не скандальную известность и на долгие годы стал одним из наиболее читаемых произведений советской литературы, причем не только на родине, но и за рубежом, в среде русских эмигрантов. Слова "без черемухи" обрели нарицательный смысл. Автором рассказа был Пантелеймон Сергеевич Романов, писатель ныне почти совсем забытый, но в двадцатые годы пользовавшийся широкой популярностью. В 1926 году почти одновременно были опубликованы повести Л. И. Гумилевского "Собачий переулок", С. И. Малашкина "Луна с правой стороны" и рассказ Романова "Без черемухи". Долгое время эти три произведения будоражили общественное мнение. В "Правде" отмечалось, что эти произведения, "посвященные вопросам. половой морали современной молодежи, встретили резко отрицательное отношение в литературной критике и в комсомольской и студенческой среде" {Правда, 1927, 20 апреля.}. В печати по поводу рассказа выступали не только профессиональные критики, но и читатели, преимущественно из среды студенчества. Во многих учебных заведениях состоялись диспуты. Большинство студентов расценивали рассказ Романова как поклеп на молодежь, искажение, очернение действительности. Но были среди них и защитники рассказа. Разнобой в оценке рассказа характерен и для критиков. "Рассказ написан плоско, художественно неубедительно, подход к теме мещански-убогий, вульгарный",-- писал А. Цинговатов {"Учительская газета", 1926, 28 августа.}. А Лежнев подчеркивал, что именно острота затронутых вопросов послужила успеху рассказа: "Без черемухи" П. Романова лишена того налета сенсационности и бульварщины, который свойственен "Собачьему переулку". Идеология в нем не так оторвана от художественного ядра: та же тема, что послужила Гумилевскому основой для большого романа, здесь развернута на какихнибудь восьми страницах. Лирическая установка рассказа, форма письма-излияния позволила П. Романову удобнее и с большей естественностью, чем Гумилевскому, ввести большие дозы идеологии в "чистом", почти публицистическом виде. Любовь нельзя свести к физиологическому отправлению. Известная сложность и поэзия отношений здесь необходимы, как чистота в жилище, опрятность в одежде, стремление как-нибудь украсить комнату, в которой живешь, платье, которое носишь..." {"Красное студенчество", 1927, No 5. С. 52.} Вяч. Полонский, отмечая некоторые художественные просчеты писателя, писал: "В пользу Романова необходимо сказать, что цели себе он ставит хорошие" {"Известия", 1927, 3 апреля.}. Рассказ вызвал столь большой резонанс, потому что он затрагивал хотя вовсе и не центральную, но актуальную в 20-x годах проблему -- так называемую проблему пола. А точнее -- проблему новых нравственных отношений. Процесс социальной и экономической перестройки, который начался в стране после Октября, несомненно, сопровождался возникновением новых отношений в сфере нравственности, выработкой новых норм морали. Сопротивление исстари установившимся отношениям господства и подчинения распространялось и на семью. Среди молодежи утверждалась "свободная любовь" как противопоставление старым формам освященного религией брака. Мало того, сама любовь провозглашалась пережитком буржуазной эпохи: нет никакой любви, есть только отношение полов. На эту тему было написано много книг. Одна из наиболее нашумевших в то время принадлежала перу А. М. Коллонтай -- "Любовь пчел трудовых" (1923). На тему любви и брака вспыхивали ожесточенные дискуссии. Книга А. М. Коллонтай дышала пафосом свободы и независимости. Помыслы ее героинь
Стр.1