С. Залыгин. О Федоре Михайловиче Решетникове
------------------------------------------------------------------------Источник:
Сергей Залыгин. Предисловие к изданию:
Ф.М. Решетников. Между людьми. Повести, рассказы и очерки. Изд.
"Современник", М., 1985 г.
Русский писатель Федор Михайлович Решетников
------------------------------------------------------------------------Вряд
ли можно утверждать,
что творчество Федора Михайловича
Решетникова (1841-1871) нынче уже забыто, тем более - что оно утеряло свое
значение.
Нет, не забыто. Многократно переиздавались его произведения, прежде
всего повесть "Подлиповцы" - она выходила и отдельными изданиями и
включалась в самые разные сборники всякий раз, когда составители имели в
виду вернуться к историческому прошлому России, более или менее широко
представив пореформенную русскую литературу 60 - 80-х годов прошлого века.
Но вот в чем дело: едва только речь заходит о Решетникове, о том,
чтобы познакомить с ним современного читателя, как тут же все внимание
сосредоточивается на этой повести. Ну а, скажем, роман "Между людьми"? На
мой взгляд, он ни по художественному исполнению, ни по социальной своей
значимости ничуть "Подлиповцам" не уступает.
Более того, он и понятнее, и ближе современному читателю, потому что
"Подлиповцы" - это повесть о бурлаках, бурлаков же давно нет в России, и
хотя это вовсе не значит, что и для литературы их тоже не стало навсегда,
тем не менее столь животрепещущего интереса, который вызывает не менее
трагический роман "Между людьми", посвященный судьбе писателя, "Подлиповцы"
лишены.
Так вот - забыт или все-таки не забыт Ф. М. Решетников? Если этот
значит, забыт...
вопрос можно поставить,
И, значит что-то нужно
восстановить в памяти.
Первому посмертному изданию собрания сочинений Ф. М. Решетникова
(Издательство К. Т. Солдатенкова, 1874) предшествовал краткий некролог
такого содержания:
Марта 9-го дня в 9 часов 50 минут вечером, скончался наш известный
романист Федор Михайлович Решетников
на 30-м году от рождения. Похороны
совершались в субботу 13-го числа, тело усопшего положено на Волковом
кладбище, на том самом, где лежат уже кроме Белинского и Добролюбова
столько дорогих русскому читающему миру людей.
Ниже сноска:
"Редакция надеется поместить в следующей книжке подробную биографию Ф.
М. Решетникова, обещанную ей одним из наших литераторов..."
Глеб Успенский - а именно он писал на смерть Ф. М. Решетникова -
закончил свою статью так:
"Вечная память ему и вечное спасибо за простую и глубокую правду о
простом русском человеке!.."
Эти слова - не только оценка, это чувство потери истинной. И вот
возникает вопрос: почему писатель, признанный и глубоко прочувствованный в
свое время, теряет интерес для последующих и не столь уж отдаленных
поколений?
Конечно, в свое время могла быть мода, поветрие, - они минули, и
вопрос, как говорится, исчерпан, но
ведь мы понимаем, что Решетников и
мода, что она и приведенные выше слова Глеба Успенского - несовместимы!
... Может быть и по-другому: утерян интерес в той эпохе, о которой
говорил когда-то писатель, а вслед за этим и к нему самому.
Но если так, тогда уж виноват не столько писатель, сколько мы сами,
современные читатели, потому что к любой эпохе своей истории мы не можем
оставаться равнодушными, любая эпоха, тем более не столь уж и отдаленная,
помогает понять нам и нашу современность - современник не должен быть вне
истории.
Все это, конечно, вовсе не значит, будто каждый из нас обязан знать
историю досконально, знать и всех писателей прошлого, этого попросту не
может быть, но не может быть и такого положения, при котором никто не знает
и знать не хочет ничего.
Все дело в том, много ли их нынче, таких вот интересующихся читателей,
и насколько серьезен их интерес.
Стр.1