С. Венгеров. Ф. М. Решетников.
----------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Русский биорафический словарь.
----------------------------------------------------------------Решетников
(Федор Михайлович) - известный писатель. В истории новейшей
русской литературы Решетников до сих пор занимает особое положение, одним
из наиболее ярких проявлений которого может служить отзыв Тургенева , в его
воспоминаниях о Белинском
.
появившиеся после смерти критика, Тургенев говорит: "Как бы порадовался
Белинский поэтическому дару Л.Н. Толстого, силе Островского, юмору
Писемского, сатире Салтыкова, трезвой правде Решетникова". Основанием для
этого отзыва послужило,
однако, лишь одно небольшое произведение
Решетникова - этнографический очерк "Подлиповцы". Почти исключительно о
"Подлиповцах" пишут и другие критики Решетникова; остальные произведения
Решетникова признаются неинтересными, почти не принадлежащими к литературе,
местами "полуграмотными"(слова апологета Решетникова - М.А. Протопопова ).
Решетников пишет иногда действительно тем своеобразным смешением простой
речи с речью интеллигентных классов, которое встречается в письмах
грамотных простолюдинов.
Литературная обработка его сочинений не
выдерживает самых элементарных требований; этого не отрицают самые
доброжелательные критики Решетникова, в общем придающие ему большое
значение. Так, Е.И. Утин , написавший чрезвычайно сочувственную статью о
Решетникове,
доходящей до сухости", о его "поразительном неумении распоряжаться со своим
материалом".
Решетникове,
Ткачев
констатирует
говорит о его "невыработанном слоге", о его "простоте,
П.Н.
, тоже написавший сочувственную статью о
"скудность фантазии" автора "Подлиповцев",
замечая вполне справедливо: "романисты должны обладать некоторой
способностью к обобщению, некоторой долей творческой фантазии, некоторой
силой воображения - но у Решетникова нет даже и в зародыше всех этих
качеств".
отмечает,
П.Д. Боборыкин , в позднейшей статье о Решетникове, тоже
что "отсутствие литературного умения у Решетникова сначала
поражает, а потом даже забавляет". Как же велика и нова должна быть
"правда" "Подлиповцев", чтобы заставить забыть ради нее все требования,
предъявляемые к художественному произведению? На самом деле, однако, в
"Подлиповцах" нет ничего типичного; тот порыв покаяния, который в лучшей
части русского общества вызвали "Подлиповцы", был только проявлением
необыкновенной русской совести русского "кающегося дворянина", а не
непосредственным выводом материала, данного произведением. Сам автор с
полной добросовестностью озаглавил свое произведение так: "Подлиповцы.
Этнографический очерк". Но никто ему тогда не поверил; в действительно
этнографическом очерке быта дикарей нерусского происхождения усмотрели
изображение жизни русского крестьянина. На первых же страницах очерка
Решетников вполне определенно говорит, что подлиповцы, жители деревни
Подлипной - "пермяки", т.е. язычники-инородцы, что они молятся "своим
пермякским богам", что они "говорят по-пермякски, плохо понимая наши слова"
- и никто на это не обратил ни малейшего внимания. Источники этого
недоразумения лежат в том, что решетниковские пермяки говорят по-русски,
только с пермскими областными особенностями. Понятно, что если бы в
каком-нибудь уголке России, даже при самых исключительных и неблагоприятных
условиях, русский крестьянин мог дойти до такой жизни, которая изображена в
"Подлиповцах", то сколь-нибудь чуткая совесть не могла бы не быть потрясена
этим до самой глубины. Подлиповцы меняют раз в год рубашку, настоящий хлеб
немногие едят с месяц в году, остальное время едят мякину с корой, от чего
в начале очерка вымирает почти вся Подлипная. Подлиповцы не умеют сложить
простой печки, подлиповцу лень дрова нарубить и ребята замерзают от стужи.
Настоящей церковной службы подлиповцы никогда не видали. Брака освященного
у них не существует. Отец объясняет сыну, что с "бабой жить баско", и тот
находит себе девку, с которой живет, пока случайно заехавший поп, пригрозив
становым, не заставил его обвенчаться. Отнюдь не злая Матрена "больше всего
в своей жизни любила корову. Корова для нее была больше, нежели дети: дети
ей ничего не давали, а корова снабжала всю семью молоком". Добрый, по
авторским намерениям, парень Сысойко
маленького брата и сестру "садил на
голый пол, нарочно не давал есть, думая, что они помрут", хотел "пришибить
чем-нибудь, но ему было жалко, он боялся". Подлиповцы не знают, что такое
Бросая общий взгляд на произведения,
Стр.1