Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613944)
Контекстум

Основы социального прогнозирования и проектирования

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц151
ID928818
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит основные положения курса, тематику и основное содержание лекций, методические указания к практическим и семинарским занятиям, СРС, список дополнительной литературы. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология.
Кем рекомендованоЭСУ БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология
ISBN978-5-9793-1023-7
УДК316.1(075.8)
ББК60.5я73
Основы социального прогнозирования и проектирования / Т.Б. Бадмацыренов, О.В. Котоманова, О.Ж. Гончикдоржиева, О.А. Норбоева .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет .— 151 с. — ISBN 978-5-9793-1023-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/928818 (дата обращения: 20.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_социального_прогнозирования_и_проектирования.pdf
О С Н О В Ы СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ Улан-Удэ • 2025
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» О С Н О В Ы СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ Рекомендовано Экспертным советом университета в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова 2025
Стр.2
УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 О-753 Утверждено Экспертным советом университета Протокол № 8 от 13 мая 2025 г. Рецензенты Д. Д. Бадараев, доктор социологических наук, доцент, заместитель директора ИМБТ СО РАН по стратегическому академическому партнерству И. Ц. Доржиева, кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии, БГУ им. Д. Банзарова О-753 Основы социального прогнозирования и проектирования: учебно-методическое пособие / Т. Б. Бадмацыренов, О. В. Котоманова, О. Ж. Гончикдоржиева, О. А. Норбоева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2025. 150 с. ISBN 978-5-9793-1023-7 Учебно-методическое пособие содержит основные положения курса, тематику и основное содержание лекций, методические указания к практическим и семинарским занятиям, СРС, список дополнительной литературы. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология. УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 © Т. Б. Бадмацыренов, О. В. Котоманова, ISBN 978-5-9793-1023-7 О. Ж. Гончикдоржиева, О. А. Норбоева, 2025 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2025
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………………. 5 Введение………………………………………………………………… 6 Глава 1 Социальное прогнозирование: концепция и значение 7 1.1 Определение и основные понятия социального прогнозирования ……………………………………… 7 1.2 Исторический контекст и развитие социального прогнозирования………………………… 13 1.3 Основные подходы и методы прогнозирования……... 26 1.4 Роль социального прогнозирования в современном обществе…………………………. 30 1.5 Проблемы и ограничения социального прогнозирования………………………… 32 Глава 2 Теоретические основы социального проектирования 34 2.1 Понятие социального проектирования………………. 34 2.2 Принципы и этапы развития социального проектирования………………………….. 36 2.3 Инструменты и методы социального проектирования. 40 Глава 3 Методы и технологии социального прогнозирования 3.1 Качественные методы прогнозирования……………… 46 3.2 Количественные методы прогнозирования…………... 49 3.3 Использование информационных технологий в прогнозировании……………………………………... 52 3.4 Моделирование социальных процессов: подходы и примеры…………………………………….. 55 Глава 4 Социальные тренды и их влияние на прогнозирование 4.1 Анализ социальных трендов…………………………... 59 4.2 Влияние демографических изменений……………….. 60 4.3 Социальные, культурные и экономические факторы... 65 4.4 Прогнозирование будущих социальных изменений…. 67 Глава 5 Практическое применение социального прогнозирования и проектирования 5.1 Кейсы успешного социального проектирования…….. 70 5.2 Оценка эффективности социальных проектов……….. 71
Стр.4
5.3 Взаимосвязь прогнозирования и проектирования в социальной сфере…………………………………….. 73 5.4 Рекомендации по внедрению социальных проектов… 74 Глава 6 Этические и правовые аспекты социального прогнозирования и проектирования 6.1 Этические дилеммы в социальном прогнозировании.. 77 6.2 Правовые рамки социального проектирования………. 78 6.3 Ответственность и отчетность в социальных проектах 81 Заключение…………………………………………………………….. 83 Планы семинарских и практических занятий…………………… 84 Самостоятельная работа студентов………………………………… 97 Тесты……………………………………………………………………. 99 Глоссарий……………………………………………………………….. 117 Примерные вопросы к экзамену/зачету……………………………. 135 Методические указания к лекционным занятиям……………….. 137 Методические указания к практическим занятиям……………… 140 Рекомендуемая литература………………………………………….. 143 Библиографический список………………………………………….. 146
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое пособие для дисциплины «Основы социального прогнозирования и проектирования» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования (ФГОС) Дисциплина «Основы социального прогнозирования и проектирования» относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 в структуре образовательной программы. Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций и индикаторов (далее — ПКИ): ПК-1 Способен к самостоятельному проектированию и реализации самостоятельного научно-исследовательского проекта в области социологии. ПК-1.1 Владеет углубленными знаниями теоретико-методологических основ в области проведения научных исследований по социологии. ПК-1.2 Готов к самостоятельной постановке проблемы научного исследования, обоснованию ее актуальности, определению степени изученности, разработке общей структуры научно-исследовательской работы и ее поэтапной реализации. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: теоретические подходы и методы социального управления и проектирования уметь: самостоятельно формулировать и решать задачи, связанные с процессами в обществе; определять и реализовывать методики и методы исследования при решении конкретных исследовательских и прикладных проблем; анализировать теоретические, эмпирические и статистические данные в области управления и прогнозирования. владеть: современными и классическими методами исследования процессов в обществе; навыками организации научно-исследовательской работы в области управления и прогнозирования Основной задачей учебно-методического пособия является изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и управления: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социальнокультурного прогнозирования и т. д. 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически