УДК [009+930.25]:004(078)
ББК 7:16я73
Ц75
Рецензенты:
Артемьева Елена Борисовна, доктор педагогических наук, главный научный
сотрудник, заведующая отделом научно-исследовательской и методической работы
Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения
Российской академии наук; Пимонов Александр Григорьевич, доктор технических наук,
профессор, заведующий кафедрой прикладных информационных технологий ФГБОУ ВО
«Кузбасский государственный технический университет
имени Т. Ф. Горбачева»; Шепелева Светлана Владимировна, кандидат
филологических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе,
заведующая кафедрой библиотечных и документально-информационных технологий
ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры».
Утверждено на заседании кафедры цифровых технологий и ресурсов ФГБОУ ВО
«Кемеровский государственный институт культуры», протокол № 8 от 22.02.2024 г.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
информационных, библиотечных и музейных технологий ФГБОУ ВО «Кемеровский
государственный институт культуры», протокол № 3 от 29.02.2024 г.
Коллектив авторов:
Н. И. Колкова: гл. 1 § 1.3, гл. 2 § 2.1, 2.3, гл. 3 § 3.1, 3.2, гл. 4 § 4.1, 4.3, приложения 1, 2, 4–6,
12, 14, 15, 17, 18, 20–22; Г. Ф. Леонидова: гл. 1 § 1.4, гл. 3 § 3.2;
Е. Н. Малышева: гл. 2 § 2.3, приложение 3; В. В. Мишова: гл. 1 § 1.2, 1.4, гл. 2 § 2.2, гл. 3 § 3.7;
Э. Н. Огнева: гл. 1 § 1.2, 1.4, гл. 2 § 2.2, гл. 3 § 3.7;
О. В. Самаковская: гл. 3 § 3.7, приложение 11; И. Л. Скипор: введение, гл. 1 § 1.1, гл. 3 § 3.1,
3.3–3.7, гл. 4 § 4.2, заключение, список литературы, предметный указатель,
приложения 7–10, 13, 16, 19, 23–26; Ю. В. Уленко: гл. 1 § 1.2, гл. 2 § 2.2.
Ц75
Цифровые технологии и ресурсы учреждений культуры, архивов и служб
документационного обеспечения управления как объект исследований и проектных
разработок : учебно-методическое пособие для студентов направлений
подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль «Цифровые
технологии и ресурсы»), «Документоведение и архивоведение» (профиль
«Организация управления электронными документами»), «Искусства и гуманитарные
науки» (профиль «Проектирование цифрового контента и web-дизайн»),
квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Н. И. Колкова и др. ; под ред.
И. Л. Скипор ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : Кемеров. гос. ин-т
культуры, 2024. – 370 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0712-1
Учебно-методическое пособие направлено на комплексное обеспечение обучающихся информацией
теоретического, нормативного, технологического, методического, организационного и справочного
характера, необходимой для эффективного и качественного выполнения курсовых работ и
проектов, а также бакалаврских работ по направлениям подготовки «Библиотечно-информационная
деятельность» (профиль «Цифровые технологии и ресурсы»), «Документоведение и архивоведение»
(профиль «Организация управления электронными документами»), «Искусства и гуманитарные науки»
(профиль «Проектирование цифрового контента и web-дизайн»), квалификация (степень) выпускника
«бакалавр».
Учебно-методическое пособие может быть полезно студентам других направлений подготовки,
объектами профессиональной деятельности которых выступают цифровые технологии и ресурсы, а
также преподавателям, осуществляющим руководство работой студентов при подготовке ими курсовых
работ и проектов, бакалаврских работ.
ISBN 978-5-8154-0712-1 © Коллектив авторов, 2024
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024
2
УДК [009+930.25]:004(078)
ББК 7:16я73
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей профессионального образования является подготовка
квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, готовых к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В условиях цифровизации как глобального тренда развития
современного общества особую актуальность имеет наличие у выпускников
вузов цифровых компетенций, обеспечивающих успешное решение
задач цифровой трансформации различных сфер деятельности. При этом
важно не только знание базовых цифровых технологий и возможностей
их применения для решения профессиональных задач, но и умение проектировать,
оценивать последствия внедрения цифровых технологий и цифровых
ресурсов в деятельность учреждений и организаций.
Подготовка таких кадров для учреждений культуры, документированных
сфер деятельности реализуется на кафедре цифровых технологий
и ресурсов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
(КемГИК) в рамках образовательных программ бакалавриата по направлениям
подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»
(профиль «Цифровые технологии и ресурсы»), «Документоведение и архивоведение»
(профиль «Организация управления электронными документами»),
«Искусства и гуманитарные науки» (профиль «Проектирование
цифрового контента и web-дизайн»).
Состав необходимых компетенций для выпускников данных направлений
с позиций требований работодателей задается профессиональными
стандартами: «Специалист по информационным ресурсам», «Специалист
по организационному и документационному обеспечению
управления организацией», «Специалист цифровой трансформации документированных
сфер деятельности организации», «Специалист по библиотечно-информационной
деятельности», «Специалист по дизайну графических
пользовательских интерфейсов». Особое внимание в данных
стандартах уделяется наличию у специалистов знаний современных информационных
технологий, умению использовать их при выполнении
производственных процессов, а также компетенций по формированию,
поддержке в актуальном состоянии и обеспечению сохранности цифрового
контента.
В соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по вышеназванным
5
Стр.5