Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 614089)
Контекстум

Теория и семиотические основы постановки массового народного праздника (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПономарев Валерий Дмитриевич
АвторыКузьмина Ольга Владимировна, Яковлева Тамара Владимировна, Пога Лиана Нодариевна, Кемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц141
ID926042
АннотацияВ учебно-методическом пособии проанализирована игровая культура праздника как область профессионального знания; рассмотрены семиотические основы организации массовых народных праздников, основанных на традиционной обрядности; представлены технологические аспекты и специфические особенности создания народного гуляния как интегрированного комплекса праздничных форм культуры; даны некоторые рекомендации по игровой методике освоения навыков словесного действия. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников», преподавателей профильных дисциплин. Может быть использовано в учебном процессе студентами колледжей культуры, слушателями по программам профессиональной переподготовки кадров в области культуры и искусства.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом режиссерско-педагогического факультета 20.11.2023 г., протокол № 2.
Кому рекомендованоДля студентов по направлениям подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», 51.04.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация (степень) выпускника «магистр».
ISBN978-5-8154-0694-0
УДК394.2 (075.8)
ББК77.02я73
Пономарев, В. Д. Теория и семиотические основы постановки массового народного праздника : учебно-методическое пособие. Направления подготовки: 51.03.05 "Режиссура театрализованных представлений и праздников". Профиль "Театрализованные представления и праздники". 51.04.05 "Режиссура театрализованных представлений и праздников". Квалификация (степень) выпускника: "бакалавр", "магистр". Форма обучения: очная, заочная / О. В. Кузьмина, Т. В. Яковлева, Л. Н. Пога; Кемеровский государственный институт культуры; В. Д. Пономарев .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2024 .— 141 с. : ил. — Библиогр.: с. 121-124. — ISBN 978-5-8154-0694-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/926042 (дата обращения: 21.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_семиотические_основы_постановки_массового_народного_праздника.pdf
УДК 394.2 (075.8) ББК 77.02я73 Т33 Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к учебно-методическому обеспечению специальных дисциплин по направлениям подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»; 51.04.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация (степень) выпускника «магистр». Утверждено на заседании кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников 17.11.2023 г., протокол № 4. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом режиссерско-педагогического факультета 20.11.2023 г., протокол № 2. Рецензенты: Лазарева Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», почетный профессор; Павлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры режиссуры и хореографии ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», лауреат и дипломант международных и всероссийских фестивалей и конкурсов имени Ф. М. Достоевского. Т33 Теория и семиотические основы постановки массового народного праздника : учебно-методическое пособие по направлениям подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», 51.04.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация (степень) выпускника «магистр» / авт.-сост.: В. Д. Пономарев, О. В. Кузьмина, Т. В. Яковлева, Л. Н. Пога. – Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2024. – 141 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0694-0 В учебно-методическом пособии проанализирована игровая культура праздника как область профессионального знания; рассмотрены семиотические основы организации массовых народных праздников, основанных на традиционной обрядности; представлены технологические аспекты и специфические особенности создания народного гуляния как интегрированного комплекса праздничных форм культуры; даны некоторые рекомендации по игровой методике освоения навыков словесного действия. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников», преподавателей профильных дисциплин. Может быть использовано в учебном процессе студентами колледжей культуры, слушателями по программам профессиональной переподготовки кадров в области культуры и искусства. УДК 394.2 (075.8) ББК 77.02я73 ISBN 978-5-8154-0694-0 © В. Д. Пономарев, О. В. Кузьмина, Т. В. Яковлева, Л. Н. Пога, 2024 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Традиции как конфигурация поступательного процесса истории имеют определенные объективные исходные положения и выступают как итог сочетания целого ряда социально-экономических причин. Однако традиции имеют и собственную, внутреннюю логику развития, поскольку вчерашняя реальность в ряде аспектов выступает для современности как ценность духовная: «...личность формируется всей целостностью мира, в котором она сама себя обретает... Чтобы иметь духовно развитую личность, нужен объективно развитый мир человеческой духовности, нужна подлинная духовная культура, имеющая свои невыдуманные традиции, действенно утверждающая присущие ей критерии и нормы в практической жизни людей... Накапливаемый общественной реальностью опыт человечности кристаллизируется и проходит тысячекратную проверку в совместной жизнедеятельности людей, их свободном общении, столкновении различных точек зрения и волевых устремлений. Именно поэтому каждый индивид может полагаться на эту своеобразную реальность, находить в ней уверенность и опору в трудных ситуациях своего бытия» [19, с. 106]. Другими словами, каждый человек имеет в своем жизненном арсенале целую систему традиций (нравственнопсихологический механизм общественной регуляции индивида), проявляющуюся как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных социальных отношений. Между традициями и обычаями наблюдается значительное различие в воздействии их воспитательного влияния на человека. Обычай вырабатывает элементарные навыки – шаблонно повторяющиеся действия, в некоторой степени имеющие характер стереотипа. Традиция формирует многосложные навыки – обусловленную поведенческую направленность. Элементарный навык – это прием, организующий стратегию поведения в общественных отношениях, функционирующих стереотипно. Многосложный навык – это деятельная форма отображения жизненных потребностей: в любых обстоятельствах, с ней коррелирующих, она в пределах ратифицируемого ею 3
Стр.3
вектора поведения предоставляет человеку возможность осуществления выбора реального поступка. Обычай, вбирая в себя простые, трафаретно воспроизводящиеся отношения, транслирует молодому поколению стереотип действия – стандарт поступка. Несмотря на использование вызывающего крайне отрицательное отношение к себе термина «стандарт» в определении духовности, нужно признать, что собственно стандарт действия (элементарный поведенческий навык) является необходимой формой социальной адаптации индивида в детстве, самым результативным средством, организующим как его практическую деятельность, так и развитие психических процессов на этом этапе формирования личности. В дальнейшем индивидуум вводится в гораздо более сложную систему социальных взаимоотношений; этому включению соответствует пополнение простых привычек все более сложными. Следовательно, традиции всегда функционируют на основе обычаев и никогда не действуют вне связи с ними. Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие. Рассматривая возможности использования народных традиций и фольклора в праздничном действии, необходимо понимать, что в сценарно-режиссёрском замысле они представляют особый инструментарий, который может существовать и развиваться самостоятельно, вне произведений коллективного народного творчества. Анализ наиболее распространенных разновидностей праздников и обрядов, в которых народные традиции и фольклор являются основой организации событийного материала и массового действия, показывает, что с их помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященные временем стереотипы отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций и фольклора, столь важная для методики их использования в сценарно-режиссерском замысле праздников и обрядов, выражается в наиболее повторяющихся типах театрализованного действа в качестве 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………..…….. 3 Глава 1. Игровая культура праздника как профессия….…….. 9 1.1. Игрология как область профессионального знания…….…… 9 1.2. Тексты игровой коммуникации в праздничных формах культуры……………………………………………….…….…..…… 21 1.3. Семиотические особенности драматургии массовых народных празднеств………………………………………………………. 33 Контрольные вопросы…………………………………….………… 63 Глава 2. Организация праздничных форм, основанных на традиционной обрядности…………………………………….. 64 2.1. Традиционные народные празднества: исторический аспект.. 64 2.2. Семиотические основы режиссуры массовых народных празднеств…………………………………………………….……… 78 2.3. Приемы активизации участников массовых празднеств…….. 90 2.4. Искусство звучащего слова в игровой культуре……………... 99 Контрольные вопросы…………………………………….………… 118 Заключение…………………………………………….…………….. 119 Список рекомендованной литературы…………….……………….. 121 Приложения………………………………………………………….. 125 140
Стр.140

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически