УДК 394.2 (075.8)
ББК 77.02я73
Т33
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями
ФГОС ВО к учебно-методическому обеспечению специальных дисциплин
по направлениям подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений
и праздников», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»;
51.04.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»,
квалификация (степень) выпускника «магистр».
Утверждено на заседании кафедры режиссуры театрализованных
представлений и праздников 17.11.2023 г., протокол № 4.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
режиссерско-педагогического факультета 20.11.2023 г., протокол № 2.
Рецензенты:
Лазарева Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры
режиссуры театрализованных представлений и праздников ФГБОУ ВО «Челябинский
государственный институт культуры», почетный профессор;
Павлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры режиссуры и хореографии
ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»,
лауреат и дипломант международных и всероссийских фестивалей
и конкурсов имени Ф. М. Достоевского.
Т33
Теория и семиотические основы постановки массового народного праздника
: учебно-методическое пособие по направлениям подготовки: 51.03.05
«Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль «Театрализованные
представления и праздники», квалификация (степень) выпускника
«бакалавр», 51.04.05 «Режиссура театрализованных представлений
и праздников», квалификация (степень) выпускника «магистр» / авт.-сост.:
В. Д. Пономарев, О. В. Кузьмина, Т. В. Яковлева, Л. Н. Пога. – Кемерово :
Кемеров. гос. ин-т культуры, 2024. – 141 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0694-0
В учебно-методическом пособии проанализирована игровая культура праздника как
область профессионального знания; рассмотрены семиотические основы организации массовых
народных праздников, основанных на традиционной обрядности; представлены технологические
аспекты и специфические особенности создания народного гуляния как интегрированного
комплекса праздничных форм культуры; даны некоторые рекомендации по игровой
методике освоения навыков словесного действия. Учебно-методическое пособие предназначено
для студентов направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений
и праздников», преподавателей профильных дисциплин. Может быть использовано в учебном
процессе студентами колледжей культуры, слушателями по программам профессиональной
переподготовки кадров в области культуры и искусства.
УДК 394.2 (075.8)
ББК 77.02я73
ISBN 978-5-8154-0694-0 © В. Д. Пономарев, О. В. Кузьмина, Т. В. Яковлева,
Л. Н. Пога, 2024
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2024
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Традиции как конфигурация поступательного процесса истории
имеют определенные объективные исходные положения и выступают
как итог сочетания целого ряда социально-экономических причин.
Однако традиции имеют и собственную, внутреннюю логику
развития, поскольку вчерашняя реальность в ряде аспектов выступает
для современности как ценность духовная: «...личность формируется
всей целостностью мира, в котором она сама себя обретает...
Чтобы иметь духовно развитую личность, нужен объективно развитый
мир человеческой духовности, нужна подлинная духовная культура,
имеющая свои невыдуманные традиции, действенно утверждающая
присущие ей критерии и нормы в практической жизни
людей... Накапливаемый общественной реальностью опыт человечности
кристаллизируется и проходит тысячекратную проверку в совместной
жизнедеятельности людей, их свободном общении, столкновении
различных точек зрения и волевых устремлений. Именно
поэтому каждый индивид может полагаться на эту своеобразную реальность,
находить в ней уверенность и опору в трудных ситуациях
своего бытия» [19, с. 106]. Другими словами, каждый человек имеет
в своем жизненном арсенале целую систему традиций (нравственнопсихологический
механизм общественной регуляции индивида),
проявляющуюся как одна из форм закрепления, сохранения и передачи
определенных социальных отношений.
Между традициями и обычаями наблюдается значительное различие
в воздействии их воспитательного влияния на человека. Обычай
вырабатывает элементарные навыки – шаблонно повторяющиеся
действия, в некоторой степени имеющие характер стереотипа. Традиция
формирует многосложные навыки – обусловленную поведенческую
направленность. Элементарный навык – это прием, организующий
стратегию поведения в общественных отношениях, функционирующих
стереотипно. Многосложный навык – это деятельная
форма отображения жизненных потребностей: в любых обстоятельствах,
с ней коррелирующих, она в пределах ратифицируемого ею
3
Стр.3
вектора поведения предоставляет человеку возможность осуществления
выбора реального поступка. Обычай, вбирая в себя простые,
трафаретно воспроизводящиеся отношения, транслирует молодому
поколению стереотип действия – стандарт поступка. Несмотря на
использование вызывающего крайне отрицательное отношение к себе
термина «стандарт» в определении духовности, нужно признать,
что собственно стандарт действия (элементарный поведенческий навык)
является необходимой формой социальной адаптации индивида
в детстве, самым результативным средством, организующим как его
практическую деятельность, так и развитие психических процессов
на этом этапе формирования личности. В дальнейшем индивидуум
вводится в гораздо более сложную систему социальных взаимоотношений;
этому включению соответствует пополнение простых привычек
все более сложными. Следовательно, традиции всегда функционируют
на основе обычаев и никогда не действуют вне связи
с ними.
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии
занимают народные традиции и фольклор, которые являются
богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной
форме исторический опыт, культурное наследие.
Рассматривая возможности использования народных традиций и
фольклора в праздничном действии, необходимо понимать, что в
сценарно-режиссёрском замысле они представляют особый инструментарий,
который может существовать и развиваться самостоятельно,
вне произведений коллективного народного творчества.
Анализ наиболее распространенных разновидностей праздников
и обрядов, в которых народные традиции и фольклор являются
основой организации событийного материала и массового действия,
показывает, что с их помощью можно активизировать аудиторию,
втянуть ее в общение, предложить освященные временем стереотипы
отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций
и фольклора, столь важная для методики их использования в сценарно-режиссерском
замысле праздников и обрядов, выражается в наиболее
повторяющихся типах театрализованного действа в качестве
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………..…….. 3
Глава 1. Игровая культура праздника как профессия….…….. 9
1.1. Игрология как область профессионального знания…….…… 9
1.2. Тексты игровой коммуникации в праздничных формах
культуры……………………………………………….…….…..…… 21
1.3. Семиотические особенности драматургии массовых народных
празднеств………………………………………………………. 33
Контрольные вопросы…………………………………….………… 63
Глава 2. Организация праздничных форм, основанных
на традиционной обрядности…………………………………….. 64
2.1. Традиционные народные празднества: исторический аспект.. 64
2.2. Семиотические основы режиссуры массовых народных
празднеств…………………………………………………….……… 78
2.3. Приемы активизации участников массовых празднеств…….. 90
2.4. Искусство звучащего слова в игровой культуре……………... 99
Контрольные вопросы…………………………………….………… 118
Заключение…………………………………………….…………….. 119
Список рекомендованной литературы…………….……………….. 121
Приложения………………………………………………………….. 125
140
Стр.140