УДК 316.733; 316.422.42
ББК 60.524
И52
Астафьева Ольга Николаевна, доктор философских наук, профессор,
директор научно-образовательного центра «Гражданское общество
и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО Института
государственной службы и управления ФГБОУ ВО «Российская академия
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»,
заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии
Правительства РФ в области культуры, г. Москва;
Рецензенты:
Балабанов Павел Иванович, доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»,
почетный работник науки и техники РФ, почетный профессор Кузбасса,
член-корреспондент Российской академии естествознания,
член-корреспондент Российской академии естественных наук,
действительный член Петровской академии наук и искусств, г. Кемерово;
Полякова Елена Александровна, доктор исторических наук, доцент,
проректор по научной работе и международным связям,
профессор кафедры музеологии и туризма
Багрова Наталья Викторовна, доктор культурологии, профессор,
ректор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный
университет архитектуры, дизайна и искусств
имени А. Д. Крячкова», г. Новосибирск;
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул
Костюк, Н. В.
И52
Имидж Кузбасса в представлениях жителей региона
в условиях социально-культурных инноваций: монография /
Н. В. Костюк, В. И. Марков, А. В. Шунков ; Кемеров. гос. ин-т
культуры. – Кемерово : КемГИК, 2023. – 137 с.: рис., табл. –
Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0687-2
В монографии представлены результаты исследования в области выявления
закономерностей, влияющих на формирование устойчивого имиджа Кемеровской области
– Кузбасса, в контексте развития региональных социально-культурных инноваций.
Основу исследования составили эмпирические данные, полученные в ходе социологических
опросов и работы фокус-групп, что позволило создать «портрет»
жителя Кузбасса как субъекта социально-культурного пространства и определить
направления формирования нового имиджа региона.
Предназначена для преподавателей, научных и практических работников, работников
органов государственной власти, студентов, магистрантов, аспирантов, а
также для всех, кто интересуется проблемами и направлениями современного развития
Кемеровской области – Кузбасса.
ISBN 978-5-8154-0687-2
© Костюк Н. В., Марков В. И., Шунков А. В., 2023
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2023
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая читателям коллективная монография основана
на материалах трехлетнего исследования временного научного
коллектива преподавателей ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры» в рамках Конкурса на лучшие
проекты фундаментальных научных исследований, проводимого
Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ)
и субъектами Российской Федерации по теме: «Социальнокультурные
потребности населения Кузбасса в условиях развития
кластера искусств: социально-философские и психологопедагогические
аспекты выявления и формирования аттракторов»,
проект № 20-413-420004.
Исследование было посвящено выявлению закономерностей,
влияющих на структуру и состав социально-культурных
потребностей жителей региона ресурсного типа в эпоху постиндустриального
развития и цифровизации. Главной междисциплинарной,
многоуровневой и двуединой фундаментальной
научной задачей выступала концептуализация выявления и формирования
аттракторов в условиях региональных социальнокультурных
инноваций как для молодежи, так и для населения
Кузбасса других возрастных групп.
Изменение условий жизнедеятельности человека под влиянием
достижений научно-технологического развития, непрерывность
происходящих преобразований в течение небольших
временных периодов приводят к трансформации элементов социальной
системы и их характеристик, что требует от личности
новых вариантов и способов жизнедеятельности и взаимодействия
в обществе.
Актуальность исследования определена приоритетами
стратегического развития Кузбасса до 2035 года. Исследование
ставило перед собой следующую цель – изучение возможных
3
Стр.3
вариантов развития человеческого капитала Кемеровской области,
а также проектирование социальных изменений в условиях
активного развития научно-технологического комплекса территории.
Накопленный
опыт и обширный эмпирический материал
побудили обобщить эти исследования в единую монографию,
доступную широкому кругу читателей. Заявленная в названии
работы проблематика имеет не только теоретическую, но и
практическую значимость.
С теоретической точки зрения интересно и продуктивно
изучить само понятие и проблематику имиджа в новом ракурсе.
Это модное понятие рассматривают сегодня в огромном количестве
публикаций в контексте или корпоративных проблем (корпоративный
имидж как средство оптимизации деятельности
организации), или же в аспекте рекламных и личностных коннотаций
(особенно в интересах шоу-бизнеса). Избранное видение
имиджа, акцентированное на имидже региона, представляется
перспективным и эвристичным, поскольку такой подход менее
разработан. И наше исследование является одним из немногих в
этой традиции, что делает его уникальным.
Важным представляется и другой аспект. Как уже упоминалось,
исходной точкой являлось исследование социальнокультурных
потребностей жителей региона, что само по себе
можно считать почти неразрешимой задачей, учитывая короткий
срок проводимого исследования, территориальные масштабы региона,
численность населения, разнообразие профессионального,
половозрастного и т. д. структурного его деления. Именно поэтому
была предпринята попытка (достаточно эвристическая по
научной значимости) исследовать огромную совокупность разнообразных
потребностей через понятие имиджа региона, представлений
населения о нем в различных аспектах. При этом сам
имидж понимается как узловая точка пересечения, концентрация
4
Стр.4