Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613944)
Контекстум

Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении (290,00 руб.)

0   0
АвторыКемеровский государственный институт культуры , Шунков А. В., Умнова И. Г., Поморцева Н. В., Ртищева О. В.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц342
ID926014
АннотацияВ сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. В сборнике три раздела, в которых представлены материалы, отражающие научные, творческие и методические интересы учёных-музыковедов, педагогов-практиков, аспирантов, магистрантов и студентов из регионов России, дальнего и ближнего зарубежья, а также подготовленные совместно с научными руководителями работы учащихся школ.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
ISBN978-5-8154-0277-5
УДК78
ББК85.31
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сборник научных статей. Вып. 11 / ред.: А. В. Шунков [и др.]; пер. О. В. Ртищева; Кемеровский государственный институт культуры .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2024 .— 342 с. : ил. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0696-4 .— ISBN 978-5-8154-0277-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/926014 (дата обращения: 20.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении.pdf
УДК 78 ББК 85.31 М89 Редакционная коллегия: А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент, ректор Кемеровского государственного института культуры (гл. редактор) Рецензенты: В. И. Марков, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры; Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, проректор по научной и инновационной деятельности Кемеровского государственного института культуры; С. Ю. Лысенко, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры Составители и научные редакторы: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры, член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России; Н. В. Поморцева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры Перевод: О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета Кемеровского государственного института культуры М89 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры ; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.); сост. и науч. ред.: И. Г. Умнова, Н. В. Поморцева; пер.: О. В. Ртищева. – Кемерово : КемГИК, 2024. – Вып. 11. – 342 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0696-4 В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств. УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0696-4 © Авторы статей, 2024 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ В одиннадцатом выпуске сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» в очередной раз объединились статьи авторов, предлагающих своё понимание традиций, явлений, подходов, методик, существующих в современном культурно-музыкальном контексте. Как и в прошлом выпуске, в сборнике три раздела, в которых представлены материалы, отражающие научные, творческие и методические интересы учёных-музыковедов, педагогов-практиков, аспирантов, магистрантов и студентов из регионов России, дальнего и ближнего зарубежья, а также подготовленные совместно с научными руководителями работы учащихся школ. 2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника, словно получил своё преломление в довольно большом числе статей, написанных в соавторстве. Интересующий исследователей круг вопросов по проблемам музыкознания и эстетики, музыкальной педагогики и профессиологии, истории и теории исполнительского искусства традиционно актуален, довольно широк и, без сомнения, будет полезен читателям, желающим расширить границы познания в любой выбранной области. Авторы раздела «Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства», не только известные учёные, но и молодые изыскатели, представляют широкую географию: Наньчан (Китай) и Минск (Беларусь), Санкт-Петербург и Новосибирск, Саратов и Хабаровск, Екатеринбург и Кемерово. Масштабен и временной параметр проблематики: от Средневековья до сочинений начала XXI века. На примере Индии и Индонезии параллели и пересечения в характеристике музыкальной культуры двух обширных регионов Южной и Юго-Восточной Азии выявляются Т. В. Карташовой. Другой способ переосмысления народных традиций как синтез татарского фольклора и элементов массовой музыки в творчестве композитора и баяниста Айдара Гайнуллина рассматривает Д. Р. Шафикова. Т. А. Котлярова и В. М. Котляров описывают этапы формирования песенной культуры старообрядцев Забайкалья. От Античности до настоящего времени анализируют исторические связи скрипичного искусства Китая с западноевропейской культурой Ло Да и В. С. Захарченко. Т. А. Котлярову и Е. А. Савельева интересуют основные этапы формирования системы любительского творчества в г. Хабаровск во взаимосвязи с историческими фактами. Деятельность уникального государственного учреждения «Губернаторский джаз-клуб “Геликон”» оказывается в центре внимания Е. А. Гончаровой и Д. А. Фоминой. Не только современное состояние музыкальной культуры привлекает авторов: специфика работы И. С. Баха с канонической техникой выявляет Н. С. Шкадун. Обзору хорового наследия Габриэля Форе посвящена статья О. С. Васюниной. Н. А. Адамейко предлагает взгляд на модальность как на общелогический принцип функционирования элементов в системе целого. Новый ракурс для изучения жизни и творчества композитора Э. Т. А. Гофмана сквозь призму современной музыкальной биографики определяют А. И. Семыкина и О. А. Светлова. Е. А. Ермак и А. А. Тихомирова акцентируют внимание на научно-исследовательских подходах в работах зарубежных и отечественных ученых, посвященных изучению фрактальных структур в музыкальных произведениях. Ряд статей содержит анализ музыкальных произведений в контексте тех или иных средств выразительности. Драматургические особенности цикла «Утешение» Ф. Листа 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.………………………………………………………………………………. 3 Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Карташова Т. В. Цивилизации Южной и Юго-Восточной Азии: компаративная характеристика культурных систем……………………..…………….………………….. 6 Шафикова Д. Р. Синтез татарского фольклора и элементов массовой музыки в творчестве Айдара Гайнуллина……………………………………………...…………………. 10 Котлярова Т. А., Котляров В. М. Современное состояние певческой традиции семейских Забайкалья………………………………………………………….………….. 17 Ло Да, Захарченко В. С. Исторические аспекты формирования и развития скрипичного искусства Китая…………………………………………....…………………….. 22 Котлярова Т. А., Савельев Е. А. История становления и современное состояние любительского творчества в Хабаровске……………………….....……………………… 27 Гончарова Е. А., Фомина Д. А. История становления губернаторского джаз-клуба «Геликон» как центра учебно-творческой подготовки музыкантов в Кузбассе……….. 33 Старцева О. А. Обзор песенного творчества композиторов Кузбасса…………..…….. 38 Шкадун Н. С., Воронова С. С. Канонические формы в хоральных обработках Баха (на примере цикла Über das Weihnachtslied: «Vom Himmel hoch da komm’ ich her»)…………………………………..………………………………………………… 45 Васюнина О. С. Жанр реквиема в творчестве Габриэля Форе………………..………… 50 Адамейко Н. А., Воронова С. С. Вопросы модальности в научно-исследовательских материалах: особенности трактовки понятия…………………………………………….. 58 Семыкина А. И., Светлова О. А. Жизнь Э. Т. А. Гофмана-композитора в свете современной биографики………………………………..………………………………… 63 Лаврентьева М. Г., Поморцева Н. В. Драматургические особенности фортепианного цикла «Утешения» Ф. Листа…………………………………………....………………. 69 Насонова П. В., Синельникова О. В. Жанр этюда в творчестве Морица Мошковского………………………………………………………....………………………………. 80 Ли Синьюй. Образность в цикле Ц. А. Кюи «Пять французских стихотворений» (ор. 54)………………………………………………….…………………………………… 88 Ермак Е. А., Тихомирова А. А. Фракталы в современной музыкальной композиции: в поиске научно-исследовательского подхода…………………………………………… 93 Варфоломеева М. И. Сочинения для альта в европейской музыке XX века: историческая ретроспектива…………………….……………………...…………………………. 98 Голева Л. О. Жанр баллады в камерно-инструментальном творчестве белорусских композиторов ХХ–XXI веков………………………………………………….………….. 104 Ма Цзунвэй. Особенности театрально-сценической репрезентации хорового произведения «Татуировка» Лю Сяогэна…………………….......……………………………... 110 339
Стр.339
Чжан Ицзе, Акуленко А. Л. Особенности фортепианного стиля Игоря Стравинского на примере трех фрагментов из балета «Петрушка» (1921)…………………………..… 119 Чжао Юйсы. Жанровое и стилевое решение в камерно-вокальных сочинениях Сергея Слонимского (на примере цикла «Семь романсoв» на стихи А. Ахматовой)…...… 123 Шамова Д. А., Гольская А. О. Неоромантизм в хоровом творчестве Н. Н. Сидельникова: особенности проявления……………………………………………...………….. 128 Овсянникова А. С., Синельникова О. В. Трактовка жанров инструментальной миниатюры в фортепианном цикле Николая Сидельникова «О чем пел зяблик»…………….. 133 Гэ Мэн. Эстетическое исследование сюрреалистического стиля творчества китайского композитора Лян Лэя……………………………………..………………………… 141 Глушкова О. А. Фортепианное творчество Михаила Коллонтая в контексте авторского стиля…………………………………………..……………………………………… 150 Слободчикова А. Д., Синельникова О. В. Терменвокс в творчестве Валерия Белунцова………………………………………………………………………………..………... 157 Гао Юнь, Ся Цзяли. Исследование по проектированию моделей данных музыки, связанной с искусственным интеллектом, в глобальном пространстве…………..……. 167 Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Коротеев А. Л. Проблемы организации самостоятельной работы в учебном процессе подготовки специалистов духового и эстрадного искусства высшей квалификации…. 177 Ковальчук Е. А., Харсенюк О. Н. Современные приемы и методы подготовки специалистов эстрадно-джазового пения к концертной деятельности………………… 182 Викторенко А. С., Московченко Ж. В. Экспериментальное изучение развития музыкальных способностей обучающихся на занятиях эстрадного вокала………….... 188 Гончарова Е. А., Чернякова А. Е. Методы развития творческой индивидуальности обучающегося в эстрадной вокальной студии…………………………………..……….. 192 Михеев А. В., Михеев Г. А., Колпецкая О. Ю. Инструктивный материал фаготиста: обзор некоторых нотных изданий XIX века………………………………....…………… 196 Пригодич Е. О., Сафронов К. В. Здоровьесбережение как фактор успешности музыкально-исполнительской деятельности пианиста…………………………..……………. 200 Табаргина Е. В., Протасова Н. Г. Исполнительские интерпретации Басилии Шульман фортепианных пьес Ф. Шопена …………………………………………..…………. 205 Рябчевская Ж. А. Гитара – инструмент парадоксов………………....………………….. 214 Камынина В. В. Особенности начального этапа обучения детей в классе гитары….... 217 Мицкевич Н. А., Седов А. С. Художественные особенности интонирования в пяти пьесах для малой домры и фортепиано «По мотивам татарского фольклора» Софии Губайдулиной………………………………………..……………………………………... 222 Масленников И. А. Развитие национальных традиций народно-оркестрового дирижирования руководителями старейших оркестров Москвы и Петербурга……………. 233 Шорохова И. В., Гольская А. О. Методическое сопровождение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Дирижирование»…………………...… 243 340
Стр.340
Кокина О. С. Практические аспекты реализации компетентностного подхода на занятиях дирижерско-хоровых дисциплин…………………………………….……………… 247 Челмакина М. Н. Грани вокальной техники. Пути развития современного исполнителя………………………………………………………………………………………... 252 Лунева А. В., Поморцева Н. В. Мотет Stabat Mater Анатолия Королева: особенности исполнительской интерпретации……………………….………………………….. 257 Долгова Ю. О., Поморцева Н. В. Хоровой театр как современная форма интерпретации музыки…………………………………………………....………………………….. 262 Копылова Ю. А. Методы и приемы развития эмоциональности подростков на хоровых занятиях в детской школе искусств………………………………….……………. 266 Потешкина О. И. Процесс подготовки к концертному выступлению исполнителей народной песни младшего школьного возраста……………………………………… 271 Котляров М. Г., Барчукова А. В. Методы развития творческой активности участников детского фольклорного ансамбля……………………..…………………………… 276 Соловьев А. В., Соловьева И. В. Современные тенденции развития исполнительства на инструментах русской фольклорной традиции в детской музыкальной школе..…... 280 Бородина Е. М. Этнокультурный компонент в творчестве казачьих фольклорных коллективов. Вопросы достижения и сохранения песенной традиции……………….... 287 Константинова А. Ю., Токарева С. Н. Имиджевые аспекты развития музыкальной академической культуры сибирского индустриального региона……………………….. 293 Афанасьева А. А. Теоретические и практические аспекты использования электронных учебников музыкальных специальностей в образовании………………………….. 296 Новикова М. А., Киселев Д. В. Проект как средство мотивации при обучении в детской школе искусств…………………………………………………………………. 300 Емельянова А. А., Мороз Т. И. Проект «Детская филармония» ДШИ № 47 имени М. Ф. Мацулевич г. Новокузнецка………………………………....……………………... 303 Горелкина Е. В. Волонтерские концерты ДШИ: способы организации и реализации проекта «Душевные встречи»…………………………..…………………………………. 308 Бостаногова Ю. О. Организация досуга детей (учащихся ДМШ И ДШИ) в каникулярное время……………………………………………………………………………... 310 Карташов В. Д. Теоретические дисциплины в ДМШ и училище: размышления о развитии творческих способностей баяниста……………………………….…………. 315 Раздел 3. ОПЫТЫ НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Лоткова Д. И., Цуканова К. А. Меценатство в России: истоки и современность….… 319 Шишкова П. Д., Цуканова К. А. Музыка С. В. Рахманинова в проекции XXI века….. 322 Кротовская А. Н., Заиграева В. А. К 75-летию Детской школы искусств № 46……… 324 Проскурякова С. А., Кобышева М. И., Алексеенко Г. И. Деятельность народных самодеятельных коллективов Кузбасса на примере вокального ансамбля «Гармония»…………………………………………….………………………………………… 328 Сведения об авторах…………………………….………………………………………... 332 341
Стр.341

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически