УДК 7
ББК 85
В42
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, ректор Кемеровского государственного института культуры,
доктор филологических наук, доцент; Н. В. Костюк, проректор по научной
и инновационной деятельности Кемеровского государственного института культуры,
доктор педагогических наук, профессор; Н. С. Попова, доцент кафедры
культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного
института культуры, кандидат искусствоведения, доцент (раздел 1);
И. В. Воронова, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства
Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии,
доцент (раздел 2); О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент КемГИК.
Ответственные редакторы:
Т. Ю. Казарина, декан факультета визуальных искусств
Кемеровского государственного института культуры, доцент;
О. Ю. Астахов, заведующий кафедрой культурологии, философии
и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры,
доктор культурологии, профессор.
Рецензенты:
В. И. Марков, профессор кафедры культурологии,
философии и искусствоведения Кемеровского государственного
института культуры, доктор культурологии, профессор;
Л. И. Нехвядович, директор института гуманитарных наук,
профессор кафедры культурологии и дизайна Алтайского
государственного университета, доктор искусствоведения, доцент.
В42
Визуальные искусства в современном художественном и информационном
пространстве : сб. науч. ст. / под общ. ред. А. В. Шункова
; отв. ред.: О. Ю. Астахов, Т. Ю. Казарина ; ред.: Н. С. Попова;
И. В. Воронова ; пер. О. В. Ртищевой. – Кемерово : КемГИК, 2024. –
Вып. VII. – 209 с. : ил. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0693-3
Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются теоретические
и практические аспекты изобразительного и декоративно-прикладного искусства
в контексте проявления его региональной специфики.
УДК 7
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0693-3
© Авторы статей, 2024
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2024
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В стремительно меняющемся современном мире визуальные искусства
занимают прочное положение в авангарде технологического прогресса.
Новые технологии проникли в практику создания авторского произведения,
определили эстетику визуального образа. В этом контексте
исследование исторических и теоретических проблем развития изобразительных
и декоративно-прикладных видов искусства приобретает иное
практическое значение. Изучение традиционных видов изобразительного
искусства позволяет выявить историческую обусловленность современной
визуальности. Обращение к исследованию практических аспектов
создания произведения декоративно-прикладного искусства обеспечивает
равномерность перехода современного российского художественного образования
от традиционных к новым технологиям.
Перед вами VII выпуск сборника научных статей, изданный, как и
VI выпуск, по итогам прошедшей в сентябре 2023 года ежегодной Международной
научно-практической конференции «Визуальные искусства
в современном художественном и информационном пространстве». Ведущие
специалисты в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства из разных городов России обозначили наиболее актуальные
сферы применения теоретических и прикладных исследований.
В данный сборник вошли статьи ученых из Кемерова, Новокузнецка,
Прокопьевска (Кемеровской области); Барнаула (Алтайского края); Ханты-Мансийска
и Урая (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры);
Калача (Воронежской области) и др.
Первый раздел «Теоретические и практические аспекты современного
изобразительного искусства» посвящен исследованию прикладных
аспектов творчества художников объединения «Мира искусства», проблемам
пейзажа и натюрморта в живописи Сибири, специфике создания
женской образности в творчестве сибирских художников. Также исследователям
изобразительного искусства интересны вопросы предметной и
беспредметной образности и тема феминизма в искусстве Сибири. Ценностной
установкой, объединяющей представленные в разделе публикации,
стало исследование искусства в традиционных для искусствоведения категориях:
жанр, художественный образ, тема.
3
Стр.3
Второй раздел «Теоретические и практические аспекты декоративно-прикладного
искусства» посвящен аспектам исследования локальной
идентичности, а также особенностям создания произведения декоративноприкладного
искусства в рамках фестивальных проектов и индустрии туризма.
Также авторы статей рассматривают технологические и исторические
аспекты создания национального костюма представителей коренных
народов Сибири. Статьи этого раздела отражают включенность мастеров
декоративно-прикладного искусства в процессы индустриализации сферы
культуры и искусства.
В рамках научно-практической конференции было организовано открытие
персональной выставки кемеровского художника и дизайнера Сергея
Ивановича Наполова «Вне поля зрения». Особое внимание участников
конференции привлек круглый стол «Теоретические аспекты и художественные
технологии современного декоративно-прикладного искусства».
В обсуждении проблем круглого стола приняли участие представители
учреждений образования и культуры Ханты-Мансийска, Сургута (ХантыМансийский
АО – Югра), Асино (Томская область), Калача (Воронежская
область), Ногинска (Московская область) и др.
Расширяются и укрепляются научные связи Кемеровского государственного
института культуры с учреждениями высшего образования Российской
Федерации. В конференции принимали участие более 90 человек
из России, Китая, Белоруссии. Широко представлена география городов
России и зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Новосибирск,
Томск, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Красноярск,
Барнаул, Сургут, Ногинск, Ханты-Мансийск, Урай, Чанчунь, Минск, Могилев
и др. Участники научно-практической конференции наметили перспективы
дальнейшего научного исследования визуальных искусств и
обозначили варианты практического применения гуманитарного знания
области визуальных искусств в реализации социокультурных проектов.
Попова Н. С., кандидат искусствоведения, доцент,
доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения
Кемеровского государственного института культуры
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие….........……………...……………………………..………. 3
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОВРЕМЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Гречнева Н. В., Бочковская В. И. Значение этюда и его художественные
характеристики в алтайской пейзажной живописи середины и
конца XX века……………………………………………………………. 5
Воронова А. К. Урбанистический пейзаж в творчестве А. Н. Дрозда
(на примере сравнительного анализа пейзажей испанских городов)… 11
Николаев Е. Н. Характер женской образности в творчестве сибирских
художников (на материале выставки «Сибирь XIII»)…………… 18
Попова Н. С. Соотношение предметного и беспредметного в уникальной
графике А. В. Суслова…………………………………………. 28
Медведева У. А. Проявление феминизма в молодёжном искусстве
Сибири……………………………………………………………………. 36
Горбунова В. И. Интерпретация натюрморта в творчестве А. С. Чернова………………………………………………………………………..
44
Бугрова Н. Ю., Носова Е. А. Прикладная основа в творчестве художественного
объединения «Мир искусства»…………………………... 49
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Воронова И. В. Локальная идентичность как основа концептуального
замысла в проектах декоративно-прикладного искусства……………. 64
Бубновене О. Д. Международные проекты Югры в области традиционной
художественной культуры………………………………………. 74
Агеева Т. В. Особенности разработки и создания многофигурного
сувенирного набора в условиях ограниченного производства……….. 88
Беляева О. А. Особенности формирования объектов декоративно-прикладного
искусства в Кузбассе и Сибирском федеральном округе….. 95
Бубновене О. Д., Шашкова В. Н. Вышитая одежда остяков, вогулов:
исследования, экспериментальная практика, дизайн………………….. 99
207
Стр.207
Сваткова Н. Г. Экспериментальная художественная реконструкция
средневекового женского украшения – лунницы из погребения 19
могильника Киняминский II…………………………………………….. 111
Корнева Е. А. Женские бисерные украшения остяков конца XVIII –
начала XX века…………………………………………………………… 119
Шестакова Л. В. Мужские и женские ремесла обских угров. Плетение……………………………………………………………………….
130
Шашкова В. Н. Вышитые обрядовые платки остяков, вогулов………. 136
Толстогузова Л. С. Кафтаны остяков и вогулов конца XVIII – начала
XX века…………………………………………………………………… 141
Христич Л. С. Уникальность народных промыслов: особенности работы
по их сохранению и продвижению в регионах………………….. 145
Стремилова Ю. П. Коллекция керамики Центра народных художественных
промыслов и ремесел как источник исследования, трансляции
культурного наследия и развития творчества………...………... 151
Киселева Н. М., Воронова И. В. Возможности внедрения городецких
мотивов в изделия художественной керамики………………………… 157
Казарина Т. Ю., Спекторова Н. А. Русский фарфор: история и этапы
становления………………………………………………………………. 170
Пономаренко А. В., Воронова И. В. Церемониальная (ритуальная)
керамика в искусстве Древней Японии………………………………… 176
Приложение……………………………..………………………….…… 186
208
Стр.208