Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 614101)
Контекстум

Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве (290,00 руб.)

0   0
АвторыКемеровский государственный институт культуры , Казарина Т. Ю., Шунков А. В., Астахов О. Ю.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц209
ID926011
АннотацияСборник включает научные статьи, в которых рассматриваются теоретические и практические аспекты изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте проявления его региональной специфики.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
ISBN978-5-8154-0327-7
УДК7
ББК85
Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве : сборник научных статей (в рамках проекта Всероссийской художественной выставки "Территория" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив). Выпуск VII / ред.: Т. Ю. Казарина [и др.]; Кемеровский государственный институт культуры .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2024 .— 209 с. : ил. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0693-3 .— ISBN 978-5-8154-0327-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/926011 (дата обращения: 22.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Визуальные_искусства_в_современном_художественном_и_информационном_пространстве.pdf
УДК 7 ББК 85 В42 Редакционная коллегия: А. В. Шунков, ректор Кемеровского государственного института культуры, доктор филологических наук, доцент; Н. В. Костюк, проректор по научной и инновационной деятельности Кемеровского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор; Н. С. Попова, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры, кандидат искусствоведения, доцент (раздел 1); И. В. Воронова, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии, доцент (раздел 2); О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент КемГИК. Ответственные редакторы: Т. Ю. Казарина, декан факультета визуальных искусств Кемеровского государственного института культуры, доцент; О. Ю. Астахов, заведующий кафедрой культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры, доктор культурологии, профессор. Рецензенты: В. И. Марков, профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры, доктор культурологии, профессор; Л. И. Нехвядович, директор института гуманитарных наук, профессор кафедры культурологии и дизайна Алтайского государственного университета, доктор искусствоведения, доцент. В42 Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве : сб. науч. ст. / под общ. ред. А. В. Шункова ; отв. ред.: О. Ю. Астахов, Т. Ю. Казарина ; ред.: Н. С. Попова; И. В. Воронова ; пер. О. В. Ртищевой. – Кемерово : КемГИК, 2024. – Вып. VII. – 209 с. : ил. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0327-7 ISBN 978-5-8154-0693-3 Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются теоретические и практические аспекты изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте проявления его региональной специфики. УДК 7 ББК 85 ISBN 978-5-8154-0327-7 ISBN 978-5-8154-0693-3 © Авторы статей, 2024 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2024 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ В стремительно меняющемся современном мире визуальные искусства занимают прочное положение в авангарде технологического прогресса. Новые технологии проникли в практику создания авторского произведения, определили эстетику визуального образа. В этом контексте исследование исторических и теоретических проблем развития изобразительных и декоративно-прикладных видов искусства приобретает иное практическое значение. Изучение традиционных видов изобразительного искусства позволяет выявить историческую обусловленность современной визуальности. Обращение к исследованию практических аспектов создания произведения декоративно-прикладного искусства обеспечивает равномерность перехода современного российского художественного образования от традиционных к новым технологиям. Перед вами VII выпуск сборника научных статей, изданный, как и VI выпуск, по итогам прошедшей в сентябре 2023 года ежегодной Международной научно-практической конференции «Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве». Ведущие специалисты в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства из разных городов России обозначили наиболее актуальные сферы применения теоретических и прикладных исследований. В данный сборник вошли статьи ученых из Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска (Кемеровской области); Барнаула (Алтайского края); Ханты-Мансийска и Урая (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры); Калача (Воронежской области) и др. Первый раздел «Теоретические и практические аспекты современного изобразительного искусства» посвящен исследованию прикладных аспектов творчества художников объединения «Мира искусства», проблемам пейзажа и натюрморта в живописи Сибири, специфике создания женской образности в творчестве сибирских художников. Также исследователям изобразительного искусства интересны вопросы предметной и беспредметной образности и тема феминизма в искусстве Сибири. Ценностной установкой, объединяющей представленные в разделе публикации, стало исследование искусства в традиционных для искусствоведения категориях: жанр, художественный образ, тема. 3
Стр.3
Второй раздел «Теоретические и практические аспекты декоративно-прикладного искусства» посвящен аспектам исследования локальной идентичности, а также особенностям создания произведения декоративноприкладного искусства в рамках фестивальных проектов и индустрии туризма. Также авторы статей рассматривают технологические и исторические аспекты создания национального костюма представителей коренных народов Сибири. Статьи этого раздела отражают включенность мастеров декоративно-прикладного искусства в процессы индустриализации сферы культуры и искусства. В рамках научно-практической конференции было организовано открытие персональной выставки кемеровского художника и дизайнера Сергея Ивановича Наполова «Вне поля зрения». Особое внимание участников конференции привлек круглый стол «Теоретические аспекты и художественные технологии современного декоративно-прикладного искусства». В обсуждении проблем круглого стола приняли участие представители учреждений образования и культуры Ханты-Мансийска, Сургута (ХантыМансийский АО – Югра), Асино (Томская область), Калача (Воронежская область), Ногинска (Московская область) и др. Расширяются и укрепляются научные связи Кемеровского государственного института культуры с учреждениями высшего образования Российской Федерации. В конференции принимали участие более 90 человек из России, Китая, Белоруссии. Широко представлена география городов России и зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Красноярск, Барнаул, Сургут, Ногинск, Ханты-Мансийск, Урай, Чанчунь, Минск, Могилев и др. Участники научно-практической конференции наметили перспективы дальнейшего научного исследования визуальных искусств и обозначили варианты практического применения гуманитарного знания области визуальных искусств в реализации социокультурных проектов. Попова Н. С., кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие….........……………...……………………………..………. 3 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Гречнева Н. В., Бочковская В. И. Значение этюда и его художественные характеристики в алтайской пейзажной живописи середины и конца XX века……………………………………………………………. 5 Воронова А. К. Урбанистический пейзаж в творчестве А. Н. Дрозда (на примере сравнительного анализа пейзажей испанских городов)… 11 Николаев Е. Н. Характер женской образности в творчестве сибирских художников (на материале выставки «Сибирь XIII»)…………… 18 Попова Н. С. Соотношение предметного и беспредметного в уникальной графике А. В. Суслова…………………………………………. 28 Медведева У. А. Проявление феминизма в молодёжном искусстве Сибири……………………………………………………………………. 36 Горбунова В. И. Интерпретация натюрморта в творчестве А. С. Чернова……………………………………………………………………….. 44 Бугрова Н. Ю., Носова Е. А. Прикладная основа в творчестве художественного объединения «Мир искусства»…………………………... 49 Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Воронова И. В. Локальная идентичность как основа концептуального замысла в проектах декоративно-прикладного искусства……………. 64 Бубновене О. Д. Международные проекты Югры в области традиционной художественной культуры………………………………………. 74 Агеева Т. В. Особенности разработки и создания многофигурного сувенирного набора в условиях ограниченного производства……….. 88 Беляева О. А. Особенности формирования объектов декоративно-прикладного искусства в Кузбассе и Сибирском федеральном округе….. 95 Бубновене О. Д., Шашкова В. Н. Вышитая одежда остяков, вогулов: исследования, экспериментальная практика, дизайн………………….. 99 207
Стр.207
Сваткова Н. Г. Экспериментальная художественная реконструкция средневекового женского украшения – лунницы из погребения 19 могильника Киняминский II…………………………………………….. 111 Корнева Е. А. Женские бисерные украшения остяков конца XVIII – начала XX века…………………………………………………………… 119 Шестакова Л. В. Мужские и женские ремесла обских угров. Плетение………………………………………………………………………. 130 Шашкова В. Н. Вышитые обрядовые платки остяков, вогулов………. 136 Толстогузова Л. С. Кафтаны остяков и вогулов конца XVIII – начала XX века…………………………………………………………………… 141 Христич Л. С. Уникальность народных промыслов: особенности работы по их сохранению и продвижению в регионах………………….. 145 Стремилова Ю. П. Коллекция керамики Центра народных художественных промыслов и ремесел как источник исследования, трансляции культурного наследия и развития творчества………...………... 151 Киселева Н. М., Воронова И. В. Возможности внедрения городецких мотивов в изделия художественной керамики………………………… 157 Казарина Т. Ю., Спекторова Н. А. Русский фарфор: история и этапы становления………………………………………………………………. 170 Пономаренко А. В., Воронова И. В. Церемониальная (ритуальная) керамика в искусстве Древней Японии………………………………… 176 Приложение……………………………..………………………….…… 186 208
Стр.208

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически