УДК 372.881.161.1:372.882
ББК 83
Ш 97
Ш 97 Современные подходы к преподаванию русского
языка и литературы в школе. Встреча двух методик:
Учебно-методическое пособие / М.И. Шутан. — М.: Прометей,
2022. — 442 с.
Шутан М.И.
ISBN 978-5-00172-229-8
В пособии раскрываются современные подходы к преподаванию
русского языка и литературы в школе. Причём особо подчёркивается
общее в организации изучения школьниками этих предметов.
Направления соотнесения филологических дисциплин, входящих в
одну предметную область, следующие: 1) идентификация явлений
языка и литературы как основа деятельности школьников; 2) логика
линейного («вслед за автором») анализа; 3) логика «сквозного»
анализа, то есть рассредоточенного во времени; 4) классификация
(группировка материала) как предмет анализа и как результат учебной
деятельности школьников; 5) изоморфизм и параллелизм в зеркале
филологии и методики; 6) парадигматика и вариативность на
уроке; 7) экспериментальная деятельность школьников; 8) изучение
концепта и ресурсы методик преподавания русского языка и литературы;
9) методика проведения обобщающих уроков; 10) сюжет урока;
11) организация учебного времени на уроке.
Учебно-методическое пособие адресовано методистам, учителям-словесникам
и студентам-филологам.
ISBN 978-5-00172-229-8
© Шутан М.И., 2022
© Издательство «Прометей», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Работа с художественным текстом в рамках методики преподавания
русского языка. Методика преподавания литературы и речевая деятельность
учащихся. Методика преподавания литературы о работе с изобразительно-выразительными
средствами языка и речи. Интегрированный
урок русского языка и литературы, посвящённый суффиксам субъективной
оценки.
ГЛАВА I. Идентификация явлений языка и литературы как основа
аналитической деятельности учеников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1. Грамматическая идентификация слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Виды упражнений, выполнение которых предполагает морфологическую
идентификацию слова. Отнесение слова к той или иной части речи,
вызывающее в науке разные мнения
2. Идентификация средств речевой выразительности . . . . . . . . . 31
Косвенная и прямая связь средства речевой выразительности со смыслом
(«Чародейкою Зимою» Тютчева, «Ещё майская ночь» Фета; «Чуть
зацветёт иван-чай…» Твардовского, «Пиковая дама» Пушкина). Аллегория
и символ и их разграничение («Учитель и ученик» Лафонтена,
«Демон» Лермонтова).
3. Стилевая идентификация текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Публицистические, официально-деловые, научные, разговорные компоненты
в художественном тексте («Поэт и гражданин» Некрасова,
«Анна на шее» Чехова, «Иду на грозу» Гранина).
4. Жанровая идентификация литературного произведения . . . . . 46
Элегия («Есть и в моём страдальческом застое…» Тютчева). Поэма и её
виды (эпическая, лиро-эпическая, лирическая). Гегель и Бахтин о признаках
романа как жанра («Фома Гордеев» Горького). Трагедия: трагический
конфликт, трагический герой («Гамлет» Шекспира).
5. Историко-литературная идентификация произведения . . . . . . 71
Поэтическое и прозаическое как эстетические категории. Классицизм:
признаки, жанры. Романтизм («Корсар» Байрона). Литературный критик
Страхов и реализм. Судьба реализма в русской литературе 19-го
века. Романтическое начало в реалистическом произведении («Евгений
Онегин» Пушкина; «Дама с собачкой» Чехова). Литературные течения
Серебряного века («Будем как Солнце!..» Бальмонта, «Солнце, солнце,
божественный Ра-Гелиос…» Кузмина, «Город будущего» Хлебникова;
«заставление воздушного мира земною предметностью» у Есенина).
3
Стр.3
ГЛАВА II. Логика линейного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
6. Линейный анализ художественного текста на уроках
русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Фрагмент из романа Водолазкина «Авиатор» как предмет анализа.
7. Изучение эпических и драматических произведений
«вслед за автором» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Понятие о целостном изучении произведения («Отцы и дети» Тургенева,
«Мастер и Маргарита» Булгакова). Работа с символическим образом,
мотивом («Мцыри» Лермонтова, «Вишнёвый сад» Чехова, «Флейта
мечты» Гессе), термином (идиллический мир в «Обломове» Гончарова),
системой персонажей («Мёртвые души» Гоголя), проблемным вопросом
(«Отцы и дети» Тургенева) при целостном изучении литературного
произведения. Сочетание целостного изучения литературного произведения
с пообразным («Преступление и наказание» Достоевского)
и проблемно-тематическим («Война и мир» Толстого). Дидактическая
система проблемного обучения и целостное изучение литературного
произведения («Мёртвые души» Гоголя). Концептное изучение литературного
произведения.
8. Изучение лирики «вслед за автором» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Линейный анализ лирического стихотворения («Осенний крик ястреба»
Бродского) и лирического цикла («Стихи о зимней кампании 1980 года»
Бродского).
ГЛАВА III. Логика «сквозного» анализа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
9. «Сквозной» анализ на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . 142
Изучение инфинитива в 5-7 классах. Изучение инфинитива в 8-9 классах
(синтаксис простого и сложного предложения).
10. «Сквозной» анализ на уроках литературы . . . . . . . . . . . . . . . 153
Внимание к философской проблематике литературных произведений
(«Хранить старайся духа спокойствие…» Горация). Ситуация обращения
активного участника диалога к внутреннему голосу собеседника
(«Преступление и наказание» Достоевского, «Мастер и Маргарита»
Булгакова). Ситуация подлинного общения («Герой нашего времени»
Лермонтова, «Василий Тёркин» Твардовского). Психологическая ситуация:
человек доводами рассудка пытается заглушить голос совести
(«Война и мир» Толстого, «Палата №6» Чехова, «Мастер и Маргарита»
Булгакова). Архетипический сюжет (сюжет о блудном сыне: евангельская
притча, «Слово о полку Игореве», «Станционный смотритель»
Пушкина, «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, «Уход блудного
сына» Рильке, «Блудный сын» Гумилёва). Символ (поезд: «Железная
дорога» Некрасова, «Гроза» Островского, «О любви» и «Дама с собачкой»
Чехова, «На железной дороге» Блока, «Сорокоуст» Есенина,
«В прекрасном и яростном мире» Платонова, «На ранних поездах» Пастернака,
«Поезд в огне» Гребенщикова, «Жёлтая стрела» Пелевина).
4
Стр.4
ГЛАВА IV. Классификация как предмет анализа и как результат
учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
11. Классификация явлений языка на уроке . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Типология заданий. Лексика. Фразеология. Морфемика. Морфология.
Синтаксис (обособленные члены предложения, сочинительная и подчинительная
связь).
12. Группировка символов при создании образно-ассоциативной
модели на обобщающем занятии по литературному
произведению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Приёмы создания образно-ассоциативной модели произведения (Раскольников
и художественное пространство: «Преступление и наказание»
Достоевского).
13. Группировка произведений, входящих в лирический цикл . . .218
Вариант группировки: земной мир как источник поэтического творчества;
творчество других поэтов, подаваемое в ироническом и драматическом
(трагическом) ключе; человек, вступающий с поэтом в незримый
диалог («Тайны ремесла» Ахматовой).
ГЛАВА V. Изоморфизм и параллелизм в зеркале филологии
и методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
14. Изоморфизм на уроках по синтаксису . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Изоморфизм в языке. Распространительная, уточняющая, присоединительная
функции придаточных предложений. Однофункциональные и
двуфункциональные придаточные. Сложноподчинённые предложения
и синтаксическая синонимия: сопоставление синтаксических конструкций;
лингвистические задачи, актуализирующее творческое мышление;
конструирование синтаксических синонимов; анализ деформированного
текста.
15. Параллелизм как предмет осмысления на уроках
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Понятие о параллелизме. Параллелизм объектов материального мира
и человека (стихотворения Тютчева: «Поток сгустился и темнеет…»,
«Фонтан», «Когда в кругу убийственных забот…», «Ещё земли печален
вид…», «Смотри, как на речном просторе…). Параллелизм персонажей
(«Война и мир» Толстого: Андрей Болконский и Николай Ростов).
ГЛАВА VI. Парадигматика и вариативность на уроке . . . . . . . . . 260
16. Парадигматика на уроке русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Понятие о парадигматике. Парадигматика на фонетическом, морфемном,
лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
17. Вариативность на уроке литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Урок литературы и законы искусства. Вариативность и интертекстуальность
(«Желание славы» Пушкина и «О слава, ты так же пришла за
5
Стр.5
дождями…» Кушнера; «На стоге сена ночью южной…» Фета и «Стог»
Кушнера; «Облака» Анненского «Потому-то и лебеди белые…» и Кушнера;
строка Анненского «Но сквозь сеть нагих ветвей» и «Ветвь» Кушнера;
«Моцарт и Сальери» Пушкина и «Мой чёрный человек в костюме
сером…» Высоцкого; «Чёрный человек» Есенина и «Меня опять ударило
в озноб…» Высоцкого).
ГЛАВА VII. Экспериментальная деятельность школьников . . . . 279
18. Эксперимент на уроке русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Трансформация текста и экспериментальная деятельность школьников.
19. Эксперимент на уроке литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Мысленный эксперимент («Ромео и Джульетта» Шекспира, «Герой нашего
времени» Лермонтова, «Преступление и наказание» Достоевского,
«В больнице» Пастернака, «Василий Тёркин» Твардовского). Сжатие и
расширение художественного текста («Мёртвые души» Гоголя, «Пильграм»
Набокова).
ГЛАВА VIII. Изучение концепта и ресурсы двух методик . . . . . . 296
20. Принципы работы с концептами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Разграничение лексического значения и смысла слова-концепта. Портретирование
концепта (на примере концепта лицо). Визуализация концепта.
Текстоцентризм. Работа с концептами и государственные экзамены.
21.
Этапы работы с концептом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Этимологический анализ слова. Лексико-семантическая работа со словом
и фразеологизмами. Работа со словообразовательным гнездом.
Выполнение упражнений на употребление концепта в речи. Анализ
научного текста. Внимание к морфологическим способам выражения
значения. Терминологическое значение слова-концепта как объект анализа.
Выявление смыслов-«заместителей» базовых лексических значений
слова–концепта (концепт «число»: «Слово» Гумилёва, «Классное
задание» Превера, «Третий снег» Евтушенко, афоризмы). Подготовка к
творческой работе.
22. Работа с материалами словарей на уроках изучения
концептов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Работа с этимологическим, толковым, словообразовательным, мифологическим
словарями, а также со словарями синонимов, паронимов,
афоризмов, концептов. Конструирование модели концепта на основе
работы со словарями (на примере концепта дом).
23. Визуализация концепта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Произведение изобразительного искусства и определение ракурса деятельности
(концепты мать и ангел). Основной этап деятельности: логика
приращения смысла (концепты любовь и книга); вмещающие смыслы
(концепт мыслитель); контраст (концепт время).
6
Стр.6
24. Структурирование художественного материала на уроках
литературы по концептам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Линейная структура (концепт романтизм: «Отцы и дети» Тургенева;
три «Молитвы» Лермонтова). Концентрическая структура (концепт
правда: народная сказка «Правда и Кривда», «На дне» Горького, «Герой
нашего времени» Лермонтова, «Поэт и гражданин» Некрасова).
25. Центробежная логика на уроках литературы по концептам . .368
Группировка смыслов концепта, выраженных в центральном произведении
(концепт «сад»: «Вишнёвый сад» Чехова). Соотнесение смыслов
концепта, выраженных в других произведениях, со смыслами, выраженными
в центральном произведении («Потерянный рай» Мильтона,
«Сады» Делиля, «Мцыри» Лермонтова, «Чёрный монах» Чехова, «Летний
сад» Ахматовой). Выявление новых смыслов концепта («Мёртвые
души» Гоголя, «Сады души» Гумилёва, «Ночью» Ахматовой, «Сад»
Цветаевой) и определение нового ракурса (психологического).
ГЛАВА IX. Методика проведения обобщающих уроков . . . . . . . 385
26. Обобщающие уроки по русскому языку . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Обобщение как логическая операция. Перегруппировка учебного материала
на обобщающем уроке (на примере темы «Обособленные члены
предложения»). Функционирование языковых единиц как предмет осмысления
на обобщающем уроке (на примере стихотворения Пастернака
«Быть знаменитым некрасиво…» на завершающем этапе изучения
функций инфинитива).
27. Обобщающие уроки по литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Особенности и виды обобщающих уроков по литературе. Пример обобщающего
урока («Гамлет» В. Шекспира).
ГЛАВА X. Сюжет урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
28. Кульминация на уроке русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
Ситуация в методике и литературоведении. Кульминация и разрешение
проблемной ситуации (морфологическая идентификация причастия и
деепричастия как дискуссионная лингвистическая проблема.
29. Кульминация на уроке литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
Уроки литературы и искусство. Кульминация и эпизод («Обломов» Гончарова).
Кульминация и целый комплекс эпизодов («Мёртвые души»
Гоголя). Кульминация и художественная интерпретация литературного
произведения («Война и мир» Толстого). Кульминация и интерпретационный
текст («микророманы» Чехова).
ГЛАВА XI. Организация учебного времени на уроке . . . . . . . . . . 421
30. «Золотое сечение» и урок русского языка . . . . . . . . . . . . . . . 421
Понятие о «золотом сечении». Организация учебного времени на уроке
русского языка в соответствии с формулой «золотого сечения» (катего7
Стр.7
рия времени у глагола и причастия; оттенки грамматического значения
у придаточного времени).
31. «Золотое сечение» и урок литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Организация учебного времени на уроке литературы в соответствии с
формулой «золотого сечения»: урок анализа художественного текста и
обобщающий урок («Как часто, пёстрою толпою окружён…» Лермонтова,
«Отцы и дети «Тургенева).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
ПРИМЕЧАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
8
Стр.8