Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610073)
Контекстум
Гигиена и санитария  / №3 2025

Влияние самоизоляции при COVID- 19 на функциональное состояние и работоспособность преподавателей и студентов вуза (400,00 руб.)

0   0
Первый авторБуйнов
АвторыСорокина Л.А., Прошин С.Н., Швецов К.А.
Страниц5
ID923582
АннотацияВведение. Окончание 2019 г. ознаменовалось распространением по всему миру новой потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой коронавирусом, ‒ SARS- CoV- 2 ( 2019- nCoV) . Ввиду её агрессивного распространения Всемирная организация здравоохранения объявила о наличии пандемии, вследствие чего люди были вынуждены экстренно изменить привычный образ жизни. Целью настоящей работы было исследование влияния двухмесячного режима вынужденной самоизоляции на функциональное состояние и умственную работоспособность студентов и преподавателей гуманитарного вуза. Материалы и методы. Исследование выполнено на базе педагогического вуза с участием пожилых преподавателей и студентов второго курса бакалавриата. На первом этапе исследования были сформированы три группы испытуемых: группа 1 ‒ преподаватели ( возраст 55‒70 лет) , группа 2 ‒ студенты второго курса бакалавриата ( 19‒20 лет) , группа 3 ‒ сотрудники администрации вуза ( 20‒25 лет) . Все испытуемые прошли первоначальное обследование с использованием методик САН, Спилбергера ‒ Ханина, «чёрно- красная таблица», «кольца Ландольта», «компасы», «проба Штанге», «треморометрия», «индекс Старра». На втором этапе испытуемые групп 1 и 2 выполняли функциональные обязанности, находясь в режиме вынужденной самоизоляции. Лица группы 3 продолжали работать в привычном для них режиме. На заключительном этапе эксперимента все испытуемые прошли повторное обследование в первоначальном объёме, после чего обследование повторили через один, два и три месяца. Полученные данные были обработаны в соответствии с ГОСТ Р 8. 736‒2011. Для каждой выборки показателей рассчитывались числовые характеристики распределения. Оценку значимости различий между сравниваемыми выборками осуществляли с использованием параметрического t- критерия Стьюдента. Результаты. Установлено, что двухмесячный режим вынужденной самоизоляции ухудшает показатели функционального состояния и работоспособности всех участников образовательного процесса, при этом более выраженные изменения отмечаются у лиц пожилого возраста. После отмены режима вынужденной самоизоляции психофизиологические показатели испытуемых возвращаются к исходным значениям, при этом восстановление показателей происходит быстрее у испытуемых группы 2 ( студенты) . Ограничения исследования. Были обследованы 36 человек из числа преподавателей, студентов и административных работников педагогического вуза. Деятельность и обследование испытуемых экспериментальных групп проходили дистанционно в домашних условиях. Возрастные ограничения группы студентов ( 19‒20 лет, второй курс) продиктованы тем, что второкурсники адаптированы к новым условиям деятельности в вузе и не тратили на это свои психофизиологические резервы. Возрастные ограничения группы преподавателей ( 55‒70 лет) продиктованы тем, что именно эта возрастная категория сегодня наиболее широко представлена в гуманитарных вузах страны. Выбор методик был обусловлен широкой практикой их применения и подробным описанием в соответствующих руководствах, отсутствием какого- либо негативного воздействия на испытуемых. Заключение. Двухмесячный режим вынужденной самоизоляции негативно влияет на показатели функционального состояния и умственной работоспособности как студентов второго курса бакалавриата, так и пожилых преподавателей гуманитарного вуза. Более выраженное ухудшение психофизиологических показателей отмечено у пожилых преподавателей. После отмены режима вынужденной самоизоляции показатели функционального состояния и работоспособности постепенно возвращались к исходным значениям, при этом более быстрая и выраженная динамика наблюдалась студентов второго курса бакалавриата.
Влияние самоизоляции при COVID- 19 на функциональное состояние и работоспособность преподавателей и студентов вуза / Л.Г. Буйнов [и др.] // Гигиена и санитария .— 2025 .— №3 .— С. 335-339 .— URL: https://rucont.ru/efd/923582 (дата обращения: 13.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически