Аннотация | Введение. Исследование направлено на разработку и научное обоснование региональных нормативов функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) у детей и подростков 7–17 лет для оценки здоровья и разработки профилактических мероприятий. Цель исследования – научно обосновать региональные нормативы функционального состояния центральной нервной системы детей и подростков 7–17 лет с использованием метода вариационной хронорефлексометрии. Материалы и методы. В период 2018–2024 гг. на базе общеобразовательных организаций Оренбурга (лицеи, гимназии, средние школы) проведена оценка функционального состояния центральной нервной системы у 2410 учащихся 1–11-х классов методом вариационной хронорефлексометрии М.П. Мороз (2003). Результаты. Установлено достоверное увеличение функционального уровня нервной системы у учащихся от 7 к 17 годам с 1,8 ± 0,01 до 2,4 ± 0,02 ед. (р < 0,001), устойчивости нервной реакции с 0,6 ± 0,04 до 1,3 ± 0,06 ед. (р < 0,001), уровня функциональных возможностей нервной системы с 1,5 ± 0,04 до 2,5 ± 0,07 ед. (р < 0,001). Выявлено статистически значимое увеличение показателей между возрастными группами 9–10, 12–13 и 15–16 лет с последующей стабилизацией в периоды 10–12, 13–15 и 16–17 лет, что определило целесообразность воз- растной дифференциации нормативов функционального состояния ЦНС для учащихся 7–9, 10–12, 13–15 и 16–17 лет на основе вычисления 25–75-го процентилей, значения которых считали статистической нормой. Полученные данные позволили разработать индекс умственной работоспособности, рассчитанный как сумма стандартизированных значений функциональных показателей ЦНС с учётом их коэффициен- тов значимости, полученных через анализ главных компонент. Ограничения исследования. Использование для оценки функционального состояния ЦНС простой зрительно-моторной реакции может ограничивать возможность экстраполяции полученных данных на другие исследования, где использовались аудиальные, тактильные стимулы или их комбинации. Заключение. Научно обоснованы региональные нормативы функционального состояния центральной нервной системы детей и подростков 7–17 лет. Результаты могут быть использованы при проведении профилактических медицинских осмотров, в скрининговых исследованиях, научно-исследова- тельской деятельности и стать эффективным инструментом для оценки и мониторинга функционального состояния ЦНС у детей и подростков, а также разработки профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья подрастающего поколения. |