Аннотация | Введение. В связи с интенсивным строительством метрополитенов актуально изучение условий труда обслуживающего персонала, в частности машинистов эскалаторов и их помощников, которые подвергаются воздействию многих неблагоприятных факторов производственной среды, та- ких как широкополосный шум, генерируемый механизмами и движущимися электропоездами, неудовлетворительные микроклиматические усло- вия за счёт высоких скоростей движения воздуха, пониженная температура окружающих поверхностей, микробная обсеменённость воздуха, от- сутствие естественной освещённости. При изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности было установлено, что наибольший удельный вес среди данного контингента работающих приходится на болезни органов дыхания и костно-мышечной системы. Проведённые исследо- вания позволили разработать профилактические мероприятия. Цель исследования – изучение условий труда машинистов эскалаторов и их помощников с разработкой комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию производственной среды и снижение заболеваемости. Материалы и методы. Проведены хронометражные исследования, измерения вредных производственных факторов на рабочих местах, изучены показатели здоровья машинистов эскалаторов и их помощников. Результаты. Исследования проводились на станциях Московского метрополитена. Работа машинистов эскалаторов и их помощников проводится в две смены. Первая – с 8.00 до 20.00, вторая – с 20.00 до 8.00 следующего дня. По данным хронометражных наблюдений, производственные опе- рации занимают в дневную смену 72,3% рабочего времени, в ночную – 65,9%. Наибольшие концентрации пыли в воздухе рабочей зоны обнаружены при выполнении операций по очистке узлов эскалаторов. Средние концентрации пыли превышали ПДК в 7–12 раз. Эквивалентный уровень звука в зоне обслуживания моторов эскалаторов превышает предельно допустимые показатели на 5 дБА. Изучение возрастно-стажевой структуры и за- болеваемости с временной утратой трудоспособности показало, что среди машинистов и помощников машинистов эскалаторов преобладают лица 20–29 лет со стажем работы от одного года до четырёх лет. Наиболее высокие показатели как по болевшим лицам, так и по случаям и дням нетру- доспособности наблюдаются в возрастной группе 40–49 лет (99,5 болевших лиц; 115,8 случая и 1658,4 дня нетрудоспособности). Анализ заболева- емости по классам показал, что наибольший удельный вес в структуре приходится на болезни органов дыхания и болезни системы кровообращения. Ограничения исследования. В качестве базовых для исследования были выбраны пять станций Московского метрополитена («Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий Мост», «Комсомольская» и «Октябрьская»). Заключение. Профессии машиниста эскалатора и помощника машиниста относятся к значимым и востребованным в метрополитене. От успеш- ной работы этих сотрудников зависит обеспечение пассажиропотоков в метро и безопасность пассажиров. По данным хронометражных наблю- дений, производственные операции занимают в дневную смену 72,3% рабочего времени, в ночную – 65,9%. Изучение параметров микроклимата в машинных залах эскалаторных станций и эквивалентных уровней звука в зоне обслуживания моторов эскалаторов показало превышение норма- тивных значений. С помощью санитарно-бактериологических исследований было установлено, что в холодный период года воздух эскалаторных станций по микробной загрязнённости следует считать чистым, в тёплый период – загрязнённым. Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности показало преобладание болезней органов дыхания, кровообращения, пищеварения и костно-мышечной системы. Комплексные многоплановые исследования позволили получить обширный и разносторонний фактический материал, разработать рекомендации, направленные на оздоровление условий труда машинистов эскалаторов и их помощников. |