Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620136)
Контекстум

Концептология в современных гуманитарных исследованиях: лингвистика и лингводидактика (700,00 руб.)

0   0
Первый авторКуликова О. В.
АвторыРоманова М. В., Климинская С. Л., Ваничкина А. С., Куковская А. В.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц353
ID921988
АннотацияМонография посвящена рассмотрению некоторых актуальных вопросов, лежащих в русле современной концептологии и отражающих результаты исследований, проведенных в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы. Особое внимание уделяется проблемам концептологии и применению концептологического подхода при изучении различных видов дискурса. В основу монографии положен принцип междисциплинарности: в книге представлены результаты исследований как в лингвистике, так и в лингводидактике.
Кому рекомендованоАдресована исследователям, преподавателям вузов — теоретикам и практикам, ведущим курс иноязычной профессиональной коммуникации, студентам-лингвистам, а также широкой аудитории, интересующейся вопросами концептологии, когнитивной лингвистики и преподавания иностранного языка для специальных целей.
ISBN978-5-00172-159-8
УДК81`42
ББК81.1
Куликова, О. В. Концептология в современных гуманитарных исследованиях: лингвистика и лингводидактика : монография / М. В. Романова, С. Л. Климинская, А. С. Ваничкина, А. В. Куковская; О. В. Куликова .— Москва : Издательство Прометей, 2021 .— 353 с. — ISBN 978-5-00172-159-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/921988 (дата обращения: 20.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концептология_в_современных_гуманитарных_исследованиях_лингвистика_и_лингводидактика_(1).pdf
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОНЦЕПТОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА Монография Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора кафедры английского языка №1 МГИМО МИД России О.В. Куликовой МОСКВА 2021
Стр.1
УДК 81`42 ББК 81.1 К 90 Позднякова Е.М., доктор филологических наук, проРецензенты: фессор, профессор кафедры английского языка № 3 Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России; Яроцкая Л.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права Московского государственного лингвистического университета. К 90 Куликова О.В. Концептология в современных гуманитарных исследованиях: лингвистика и лингводидактика: Монография / О.В. Куликова, М.В. Романова, С.Л. Климинская, А.С. Ваничкина, А.В. Куковская; под общ. ред. О.В. Куликовой. — М.: Прометей, 2021. — 352 с. ISBN 978-5-00172-159-8 Монография посвящена рассмотрению некоторых актуальных вопросов, лежащих в русле современной концептологии и отражающих результаты исследований, проведенных в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы. Особое внимание уделяется проблемам концептологии и применению концептологического подхода при изучении различных видов дискурса. В основу монографии положен принцип междисциплинарности: в книге представлены результаты исследований как в лингвистике, так и в лингводидактике. Адресована исследователям, преподавателям вузов — теоретикам и практикам, ведущим курс иноязычной профессиональной коммуникации, студентам-лингвистам, а также широкой аудитории, интересующейся вопросами концептологии, когнитивной лингвистики и преподавания иностранного языка для специальных целей. ISBN 978-5-00172-159-8 © Куликова О.В., Романова М.В., Климинская С.Л., Ваничкина А.С., Куковская А.В., 2021 © Издательстрво «Прометей», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .........................................................................................8 Глава I. Когнитивно-дискурсивные основания формирования системы концептов сферы межкультурной профессиональной коммуникации .................15 1. Профессиональная коммуникация в лингвокогнитивном аспекте .....................................15 1.1. Концептуализация информации и понятие концепта: краткий обзор ............................................16 1.2. Когнитивные предпосылки межкультурной профессиональной коммуникации (система знаний).......22 1.3. Репрезентация специальных знаний как основа концептуальной базы профессионального дискурса (на материале английского языка) ...............................30 1.4. Концептуальная основа профессионального дискурса ..................................................................36 1.5. Лингвокогнитивные механизмы формирования терминологической системы .......................................39 1.6. Структурные особенности отраслевой терминосистемы как отражения фрагмента профессиональной картины мира ................................45 2. Концептосфера англоязычного профессионального дискурса как производное дискурсивных концептоформирующих процессов ...............................49 2.1. Эмотивный компонент концептосферы англоязычного профессионального дискурса .................54 2.2. Национально-культурный компонент концептосферы профессионального дискурса ................59 2.3. Этические концепты профессионального дискурса ...64 Выводы .......................................................................67 Глава II. Особенности концептологического подхода в обучении иноязычному профессиональному дискурсу .........69 1. Профессиональный дискурс и полиаспектность профессиональной концептосферы в ракурсе лингводидактики (вводные замечания) ........................69 4
Стр.4
2. Концептологический подход: работа с профессионально ориентированным иноязычным текстом .......................74 2.1. Дотекстовый этап: когнитивная адаптация .............74 2.2. Работа с профессинально ориентированным иноязычным текстом: гетерогенность состава профессиональной концептосферы ..............................78 2.2.1. Профессиональная составляющая: лингводидактический фокус ......................................79 2.2.2. Эмотивный компонент: варианты репрезентации в профессионально ориентированном тексте .....................................................................82 2.2.3. Национально-культурный компонент: ключ к пониманию ............................................................88 2.2.4. Институциональные концепты профессиональной концептосферы как дискурсообразующий элемент .....................................93 2.2.5. Этические концепты профессиональной концептосферы: базовые и окказиональные. Проблемы адекватной интерпретации ..........................94 Выводы .......................................................................99 Глава III. Актуальность обучения иностранному языку профессиональной направленности на современном этапе ...101 1. Обучение иностранному языку профессиональной направленности на современном этапе: проблемы и перспективы ........................................................ 101 1.1. Особенности обучения представителей «цифрового поколения» ........................................... 101 1.2. Компетентностные векторы современного учебного процесса ................................................... 107 2. Концептное обучение в практике преподавания иностранного языка профессиональной направленности ...................................................... 111 2.1. Основные подходы к интерпретации концепта в лингводидактике .................................................. 111 2.2. Концепт как культурологическая единица содержания профессионально-ориентированного обучения ИЯ .......................................................... 112 5
Стр.5
2.3. Концепт как дидактическая единица содержания профессионально ориентированного обучения ИЯ: эмоциональный концепт, специальный концепт .......... 118 2.4. Значимость концептных компетенций в содержании профессионально-ориентированного обучения ИЯ .......................................................... 125 3. Экспериментальное концептное и эмотивноконцептное обучение студентов-нелингвистов ............. 132 3.1. Гипотеза, цели и условия проведения экспериментального обучения .................................. 132 3.2. Исследование концепта «small talk» в качестве объекта концептного обучения в рамках эксперимента . 134 3.3. Отбор методических приемов и средств для формирования концептной и эмотивноконцептной компетенции ......................................... 150 3.4. Этапы реализации экспериментального концептного обучения ............................................. 157 Выводы ..................................................................... 170 Глава IV. Концептуальные особенности метадискурса устойчивого развития ...............................................................171 1. Концепт «устойчивое развитие»: сущность и особенности трактовки .......................................... 171 2. Концептуальная структура дискурса устойчивого развития ................................................................ 174 3. Пропозициональная основа дискурса устойчивого развития ................................................................ 179 4. Гибридные концепты как элементы терминосистемы дискурса устойчивого развития ................................. 188 5. Особенности концептуализации гибридных языковых единиц дискурса устойчивого развития ....... 189 6. Гибридный концепт как элемент семантикоэмотивной системы дискурса устойчивого развития ..... 196 7. Гибридный концепт как компонент аксиосферы дискурса устойчивого развития ................................ 199 8. Оценочная категоризация и концептуализация гибридных концептов .............................................. 203 6
Стр.6
9. Реализация концептов в дискурсе устойчивого развития ................................................................ 210 Выводы ..................................................................... 220 Глава V. Пространственно-временная концептуализация дискурса информационной безопасности ...............................222 Введение ................................................................ 222 1. Информационная безопасность как вид институционального дискурса .................................. 223 2. Концептуальная парадигма дискурса информационной безопасности ................................. 232 3. Пространственные характеристики информационной среды .................................................................... 246 4. Темпоральные характеристики информационной среды .................................................................... 254 Выводы ..................................................................... 259 Глава VI. Концепты и их полимодальная репрезентация в англоязычной интернет-коммуникации блогеров ...............262 Введение ................................................................ 262 1. Концепты в интернет-дискурсе блогеров: case-study ..... 271 2. Метафорические концепты в блогосфере в свете лингвокреативности ................................................ 281 3. Концептуальная интеграция с использованием полимодальных, интертекстуальных и метафорических связей: полимодальные бленды ....... 288 4. Концептуальная интеграция в англоязычном интернет-дискурсе блогеров: слова-бленды и полимодальная репрезентация новых концептов ...... 310 Выводы ..................................................................... 313 Заключение................................................................................316 Литература.................................................................................320 Словари и энциклопедии .......................................... 345 Цитируемые учебники и учебные пособия .................. 349
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически