КОММУНИКАТИВНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
Учебно-методическое пособие
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Авторы-составители:
Ф. Г. Степанов, О. Э. Щукина
Под редакцией
Ф. Г. Степанова
МОСКВА
2020
Стр.1
ББК 88.69—99я73УДК 15 (075.8)
К 63
Степанов Ф. Г., канд. психол. наук, доцент, методист МУ ДПО
Авторы составители:
«Методический центр повышения квалификации работников
образования» г. о. Орехово-Зуево Московской области;
Щукина О. Э., эксперт Управления образования администрации
г. о. Орехово-Зуево, педагог-психолог МОУ СОШ № 17
г. о. Орехово-Зуево Московской области, педагог-психолог
высшей квалификационной категории.
Меньшиков В.М. — доктор педагогических наук, професРецензенты:
сор
(ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск);
Орлова Е.А. — доктор психологических наук, профессор
(ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации»,
г. Москва).
К 63 Коммуникативная компетентность учителя:
О Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Ф. Г. Степанов,
020. — 330 с.
В пособии представлен теоретический и практический
материал по формированию и развитию коммуникативной компетентности
современного учителя. Материалы, содержащиеся
в пособии, могут быть полезны для учителей, педагогов-психологов,
слушателей факультетов повышения квалификации и студентов
высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура),
обучающихся по направлению «Образование и педагогические
науки».
н . Э. Щукина; под редакцией Ф. Г. Степанова. — Изда2ие
2-е, переработанное и дополненное. — М.: Прометей,
ISBN 978-5-907166-75-2
© Ф. Г. Степанов, О. Э. Щукина,
2020
© Издательство «Прометей», 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 9
Глава I. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ........................................................... 12
1.1. Коммуникативная компетентность
как надпрофессиональная компетентность современного
специалиста ......................................................................................... 12
1.1.1. Компетентность и компетенция.
Надпрофессиональные компетенции современного
специалиста ................................................................................... 12
1.1.2. Коммуникативная компетентность как часть
социальной компетентности ........................................................ 17
1.1.3. Коммуникативная личность, или типы субъектов
общения ......................................................................................... 22
1.2. Коммуникативная компетентность учителя ......................... 29
1.2.1. Труд учителя с позиции компетентностного подхода .... 29
1.2.2. Сущность и содержание коммуникативной
компетентности учителя .............................................................. 33
1.2.3. Учитель и ученик: непосредственноэмоциональное,
предметно-деловое, игровое и учебное
сотрудничество .............................................................................. 37
1.2.4. Речевые и неречевые средства коммуникации учителя .. 50
Невербальное поведение .............................................................. 54
1.2.5. Формирование у обучающихся коммуникативных УУД ... 59
1.2.6 Коммуникативные технологии в учебном
сотрудничестве .............................................................................. 62
1.2.7. Коммуникативные технологии профессиональнопедагогического
взаимодействия учителей ................................ 67
1.3. Педагогическая деятельность в информационном
пространстве ...................................................................................... 75
1.3.1. Информационно-коммуникативная компетентность
учителя ........................................................................................... 75
1.3.2. Сетевое взаимодействие в образовательной
средеьной среде ............................................................................. 79
1.3.3. Использование социальных сетей в организации
взаимодействия учителя и обучающихся ................................... 85
3
Стр.3
1.4. Затруднения в педагогическом общении: сущность
и преодоление ...................................................................................... 89
1.4.1. Понятие о затруднениях в педагогическом общении ...... 89
1.4.2. Психологическая характеристика затруднений
в общении: коммуникативный, интерактивный
и перцептивный аспекты .............................................................. 95
1.4.3. Терпимость и продуктивность коммуникации ............... 102
1.4.4. Конфликт и взаимодействие в педагогическом
процессе ....................................................................................... 105
1.4.5. Манипулирование в педагогическом общении:
сущность, причины, следствия ...................................................114
Глава 2. ПОЗНАЙ, ПОЙМИ И ПРИМИ СЕБЯ (материалы
для самодиагностики особенностей личности учителя,
важных для продуктивного педагогического общения) ................ 122
2.1. Опроcник мотивационных источников ............................... 122
2.2. Коммуникабельны ли вы? ...................................................... 129
2.3. Методика диагностики доминирующего типа
межличностного общения .............................................................. 132
2.4. Приятно ли с вами общаться? ................................................ 137
2.6. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении .....144
2.7. Кто Вы: «Капитан»? «Рулевой»? «Пассажир»? .................. 146
2.8. Опросник коммуникативных и организаторских
способностей (КОС) ......................................................................... 148
2.9. Выявление помех в общении .................................................. 152
2.10. Самопроверка навыков слушания ...................................... 156
2.11. Умение излагать свои мысли ................................................ 158
2.12. Тестовая карта коммуникативной деятельности ............. 159
2.13. Исследование основных тенденций поведения
учителя в педагогическом коллективе ........................................ 162
2.14. Контрольно-оценочная деятельность учителя ................. 166
2.15. Методика диагностики стиля педагогического общения .... 171
2.16. Методика экспресс-диагностики педагогической
направленности учителя (МЭДПНАУ) ....................................... 176
2.17. Вопросник для анализа учителем особенностей
индивидуального стиля педагогической деятельности ............ 180
4
Стр.4
2.18. Аттракциометрия .................................................................... 186
2.19. Аутоаттракциометрия ............................................................ 188
2.20. Твоя конфликтность ............................................................... 189
2.21. Трансактный анализ общения ............................................. 193
2.22. Поведение в конфликтах ....................................................... 195
2.23. Что вы за птица ....................................................................... 198
2.24. Методика «формула темперамента» ................................... 204
2.25. Куда ты идешь: к стрессу или от него ................................. 209
2.26. Справляетесь ли вы со стрессом.......................................... 210
2.27. Диагностика показателей и форм агрессии ........................211
2.28. Определение общей эмоциональной направленности
личности ............................................................................................ 217
ГЛАВА 3. НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ:
РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ....... 223
3.1. Советы учителю по повышению компетентности
в педагогическом общении ............................................................. 223
3.1.1. Это загадочное слово «мотивация» ................................. 223
3.1.2. Четыре категории «умственного мусора» ...................... 226
3.1.3. Неэффективные способы мышления и их
возможная оптимизация ............................................................. 231
3.1.4. Правила и техники общения ............................................ 232
3.1.5. 20 способов сопротивления нежелательному
социальному воздействию ......................................................... 239
3.1.6. Язык жестов и поз в общении учителя
с субъектами образовательный отношений .............................. 242
3.1.7. Как проявлять личностно-ориентированный
подход к ученикам ...................................................................... 247
3.1.8. Особенности проектирования учебных заданий
для развития коммуникативных УУД ....................................... 250
3.1.9. Общение учителя с учениками, испытывающими
трудности в обучении ................................................................. 253
3.1.10. Общие правила организации групповой работы ......... 254
3.1.11. Работа учителя с детьми, испытывающими
трудности в общении .................................................................. 257
3.1.12. Правила общения в социальных сетях ......................... 258
5
Стр.5
3.1.13. Представители поколения Z и общение учителя
с ними ........................................................................................... 262
3.1.14. Общие правила эффективного общения взрослого
и ребенка ...................................................................................... 267
3.1.15. Рефлексивное слушание ................................................. 271
3.1.16. Техники выравнивания напряжения ............................ 278
3.1.17. Модель овладения конфликтной ситуацией ................. 281
3.1.18. Технологии урегулирования конфликтов ..................... 283
3.2. Упражнения для развития коммуникативных умений
и способностей учителя, или сам себе тренер............................. 292
3.2.1. Упражнения для развития способности
продуктивного взаимодействия с субъектами
образовательного процесса ....................................................... 292
3.2.2. Упражнения для релаксации и ролевой
децентрации учителя .................................................................. 305
3.2.3. Упражнения для развития педагогической интуиции ... 312
3.2.4. Упражнения для преодоления педагогического
манипулирования ........................................................................ 315
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................... 320
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................... 321
Стр.6