Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608409)
Контекстум

Экономика малого и среднего бизнеса (200,00 руб.)

0   0
АвторыБалалова Е. И., Баскакова О. В., Мачабели М. Ш., Рудакова Т. В.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц292
ID903249
АннотацияВ учебнике рассматриваются вопросы формирования и эффективного использования экономических ресурсов, налогообложения, разработки стратегии развития, экономического обоснования объемов деятельности и финансовых результатов малых и средних предприятий.
Кем рекомендованоУчебно-методическим советом по высшему образованию в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент» (уровень бакалавриата)
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент», преподавателей вузов, менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса.
ISBN978-5-394-05763-2
УДК338(075.8)
ББК65я73
Экономика малого и среднего бизнеса : учебник / Е.И. Балалова, О.В. Баскакова, М.Ш. Мачабели, Т.В. Рудакова .— 2-е изд. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2024 .— 292 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-05763-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/903249 (дата обращения: 12.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика_малого_и_среднего_бизнеса_Учебник.pdf
УДК 338 ББК 65 Б27 Авторы — преподаватели кафедры экономики и управления АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»: Е. И. Балалова — доктор экономических наук, профессор, п. 2.3 гл. 2; О. В. Баскакова — кан дидат экономических наук, профессор, п. 1.1 гл. 1; п. 2.1, п. 2.4 гл. 2; гл. 3; гл. 5; п. 7.1, п. 7.2 гл. 7; М. Ш. Мачабели — кандидат экономических наук, профессор, гл. 4; гл. 6; п. 7.3 гл. 7; гл. 8; Т. В. Рудакова — кандидат экономических наук, доцент, п. 1.2, п. 1.3, п. 1.4 гл. 1; п. 2.2 гл. 2; гл. 9. Рецензенты: Л. А. Брагин — доктор экономических наук, профессор; И. В. Захаров — доктор экономических наук, профессор. Балалова, Елена Ивановна. Б27 Экономика малого и среднего бизнеса : учебник для бакалавров / Е. И. Б алалова, О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели, Т. В. Рудакова. — 2-е изд. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2024. — 292 с. : ил. ISBN 978-5-394-05763-2. В учебнике рассматриваются вопросы формирования и эффективного использования экономических ресурсов, налогообложения, разработки стратегии развития, экономического обоснования объемов деятельности и финансовых результатов малых и средних предприятий. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент», преподавателей вузов, менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса. Подписано в печать 12.09.2023. Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная № 1. Печ. л. 18,5. Тираж 100 экз. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» E-mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru ISBN 978-5-394-05763-2 2 © Балалова Е. И., Баскакова О. В., Мачабели М. Ш., Рудакова Т. В., 2021 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1. Сущность и значение предпринимательской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2. Понятие малого и среднего предпринимательства. . . . . . . . 12 1.3. Место и роль малого и среднего предпринимательства в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.4. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.1. Сущность и основные элементы экономического механизма функционирования предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.2. Инструменты государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 2.3. Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 2.4. Франчайзинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 3
Стр.3
Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. . . . . 71 3.1. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности малых и средних предприятий: значение, принципы, виды, методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 3.2. Риски в деятельности малых и средних предприятий. . . . 77 3.3. Стратегии развития предприятий малого и среднего бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 3.4. Бизнес-план создания малого (среднего) предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 4.1. Состав экономических ресурсов предприятия, источники их формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 4.2. Основные средства предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 4.3. Оборотные средства предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 4.4. Трудовые ресурсы предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141 Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144 5.1. Показатели объемов деятельности промышленного предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144 5.2. Планирование продаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147 5.3. Производственная мощность предприятия . . . . . . . . . . . . . .159 5.4. Производственная программа предприятия . . . . . . . . . . . . .163 5.5. Материальное обеспечение производственной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173 4
Стр.4
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174 6.1. Показатели объемов деятельности предприятий торговли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174 6.2. Товарные запасы предприятий торговли. . . . . . . . . . . . . . . . .178 6.3. Планирование оборота розничной торговли. . . . . . . . . . . . . .182 6.4. Планирование оборота оптовой торговли. . . . . . . . . . . . . . . . .188 6.5. Экономическое обоснование необходимых размеров товарных запасов и поступления товаров в предприятия торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201 Глава 7. РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203 7.1. Понятие и виды расходов предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .203 7.2. Себестоимость продукции в предприятиях промышленности, факторы формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .205 7.3. Издержки обращения в предприятиях торговли, факторы формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229 Глава 8. ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230 8.1. Доходы предприятий. Особенности формирования доходов в предприятиях торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230 8.2. Формирование и использование прибыли . . . . . . . . . . . . . . . .239 8.3. Показатели рентабельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248 8.4. Планирование прибыли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257 5
Стр.5
Глава 9. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259 9.1. Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259 9.2. Международный договор купли-продажи . . . . . . . . . . . . . . .266 9.3. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273 9.4. Организация и техника внешнеэкономических операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283 Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически