Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Проблемы исторической памяти и творчество И.С. Шмелева : сборник научных трудов (1600,00 руб.)

0   0
Первый авторБыстрова
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц477
ID882485
АннотацияВ сборнике научных трудов ставятся и решаются проблемы изучения, интерпретации и издания творческого наследия И.С. Шмелёва. Публикуются новые архивные материалы. В состав книги вошли статьи, посвященные роли писателя в литературном процессе ХХ столетия, а также традициям русской классики в его творчестве, формированию национальной картины мира в его творчестве, новаторству и особенностям стиля, текстологическим проблемам издания произведений писателя. Книга рекомендуется специалистам литературоведам, историкам, преподавателям высших учебных заведений, студентам филологических факультетов.
ISBN978-5-4499-1859-8
Быстрова, О.В. Проблемы исторической памяти и творчество И.С. Шмелева : сборник научных трудов / О.В. Быстрова .— Москва : Директ-Медиа, 2022 .— 477 с. — ISBN 978-5-4499-1859-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/882485 (дата обращения: 18.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_исторической_памяти_и_творчество_И.С._Шмелева__сборник_научных_трудов.pdf
УДК 82.09(47) ББК 83.3(2=411.2)6-008.6 П78 Ученого совета ИМЛИ имени А. М. Горького РАН Редакционная коллегия: Печатается по решению Плотникова А. Г., Каскина Ю. У., Гавриш Т. Р. Рецензенты: Быстрова О. В. (ответственный редактор) Спиридонова Л. А., Суматохина Л. В., Кутейникова А. А. — канд. физ. наук Азаров Ю. А. — д-р физ. наук; П78 Проблемы исторической памяти и творчество ISBN 978-5-4499-1859-8 В сборнике научных трудов ставятся и решаются проблемы изучения, интерпретации и издания творческого наследия И. С. Шмелёва. Публикуются новые архивные материалы. В состав книги вошли статьи, посвященные роли писателя в литературном процессе ХХ столетия, а также традициям русской классики в его творчестве, формированию национальной картины мира в его творчестве, новаторству и особенностям стиля, текстологическим проблемам издания произведений писателя. Книга рекомендуется специалистам литературоведам, историкам, преподавателям высших учебных заведений, студентам филологических факультетов. УДК 82.09(47) БББК 83.3(2=411.2)6-008.6 И. С. Шмелева : сборник научных трудов / отв. ред. О. В. Быстрова. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 476 с. ISBN 978-5-4499-1859-8 © Коллектив авторов, текст, 2022 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ I раздел. Проблемы исторической памяти и творчество И. С. Шмелёва ................ 7 Спиридонова Л. А. Феномен И. Шмелёва и литературный процесс ХХ века ....................................................................................................................................................... 7 Захарова В. Т. Незаконченный роман И. С. Шмелёва «Солдаты» как часть метатекста автора ..................................................................................................... 19 Руднева Е. Г. От заглавия к смыслу: вариант прочтения повести И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша» ..................................................................................... 31 Шешунова С. В. Американский континент в произведениях И. С. Шмелёва ...................................................................................................................................... 40 Никитин Е. Н. «Слишком русский Шмелёв» ..................................................................... 50 Демкина С. М. «Нужна сила великая… чтобы сохранить в себе “человека”…»: крымские эпизоды (И. Шмелёв, Л. Толстой, М. Булгаков) ......... 61 Коннова М. Н. «Праздниками озаренные будни...»: идеалы повседневности в повести И. С. Шмелёва «Старый Валаам»................................. 68 Летаева Н. В. От Рождества до Крещения: И. С. Шмелёв и В. А. Никифоров-Волгин ........................................................................................................... 84 Новиков А. Е. Соотношение разновременных повествовательных планов в рассказе И. С. Шмелёва «У мельницы» ........................................................ 101 Каскина Ю. У. Рассказ И. С. Шмелёва «Лихорадка»: специфика жанра ......... 107 Науменко-Порохина А. В. Крымский пейзаж как эстетическая категория в рассказе И. С.Шмелёва «Каменный век» ............................................. 124 Суровова Л. Ю. «Любовная» тема в творчестве И. Шмелёва: от замысла к воплощению ................................................................................................................................. 131 Мартынов А. В. «Въезд в Париж»: история создания и жанровые особенности ...................................................................................................................................... 149 Быстрова О. В. Тема литературной памяти в последнем романе И. С. Шмелёва ................................................................................................................................... 161 II раздел. 1917 год в художественном мире И. С. Шмелёва ....................................... 171 Руднева Е. Г. О проблемах современного шмелёвоведения ................................ 171 Спиридонова Л. А. Концепт «свобода» в произведениях Шмелёва 1917–1919 гг. ................................................................................................................................... 179 Шешунова С. В. Тема революции в творчестве И. С. Шмелёва в контексте национального образа мира ....................................................................... 187 Захарова В. Т. Художественная эсхатология И. С. Шмелёва («Солнце мертвых») в контексте религиозно-философских воззрений Н. А. Бердяева и И. А. Ильина .................................................................................................. 197 Суровова Л. Ю. «Эй, фотограф! Бери в аппарат…»: Крымский период жизни Шмелёва и его эпопея «Солнце мертвых» ..................................................... 206 3
Стр.4
Науменко-Порохина А. В. Изображение гибели Русского мира в «Крымских рассказах» И. С. Шмелёва............................................................................ 223 Осьминина Е. А. Образы революции в произведениях И. С. Шмелёва и В. А. Никифорова-Волгина ................................................................................................... 233 Никитин Е. Н. «Я верю в русский народ…» И. С. Шмелёв и революция 1917 года ............................................................................................................................................. 249 Смирнова А. И. Поэтика повести И. С. Шмелёва «Солнце мертвых» ............... 258 Борисова Л. М., Гвоздик Т. С. Идеи и образ Серебряного века в эмигрантской прозе И. С. Шмелёва ................................................................................. 266 Гудзова Я. О. Язык запахов в рассказах И. С. Шмелёва «Патока» и А. И. Куприна «Негласная ревизия» ................................................................................... 277 Егорова Ю. М. И. С. Шмелёв и А. И. Куприн: к истории взаимоотношений......................................................................................................................... 289 Каскина Ю. У. Рассказ И. С. Шмелёва «Свечка» и судьба князя Голицына ............................................................................................................................................ 296 Новиков А. Е. Отражение предреволюционных настроений в ранней прозе И. С. Шмелёва ...................................................................................................................... 311 Демкина С. М. М. Горький и И. С. Шмелёв: московские адреса ........................... 319 Степанова Н. С. Птица как образ и символ в автобиографической прозе И. С. Шмелёва ...................................................................................................................... 328 Бабук А. В. Художественная антропология детства в романе И. С. Шмелёва «Лето Господне» ............................................................................................ 342 Коннова М. Н. Временное и вечное в романе И. С. Шмелёва «Лето Господне» ............................................................................................................................. 359 Примочкина Н. Н. «Земля-то одна — божья» (Россия и Европа в повести И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша») ......................................................... 377 Примочкина Н. Н. Эволюция образа-символа винограда в творчестве И. С. Шмелева .................................................................................................................................... 385 Марченко Т. В. Шмелёвоведение XXI столетия: новая глава ............................... 393 III раздел. Публикации ..................................................................................................................... 405 Мартынов А. В. «Верну с признательностью…» Иван Шмелёв и Борис Вышеславцев: к истории взаимоотношений ............................................ 405 Любомудров А. М. «…Славные русские люди — душевно близкие»: из истории знакомства Ивана Шмелёва с Е. Е. Климовым и его семьей. Неизвестные письма и воспоминания ................................................................................. 411 Грико Т. И. Реконструкция истории рода Шмелёвых (по материалам Центрального государственного архива г. Москвы) .............................................. 435 Условные сокращения ...................................................................................................................... 463 Именной указатель ............................................................................................................................ 464
Стр.5
Table of Contents I Section. Problems of historical memory and creativity of I. S. Shmelev ........................ 7 Spiridonova L. A. I. Shmelev's phenomenon and the literary process of the ХХ century ............................................................................................................................... 16 Zakharova V. T. The unfinished novel of I. S. Shmelev “Soldiers” as part of the metatext of the author 20 ................................................................................................ 29 Rudneva E. G. From the title to the meaning: a version of reading the story of I. S. Shmelev “The Inexhaustible Cup” ........................................................... 38 Sheshunova S. V. The American continent in the works of I. S. Shmelev ................. 48 Nikitin E. N. “Too Russian Shmelev” ......................................................................................... 58 Demkina S. M. “A great power is needed... to keep a man in himself”: Crimean episodes (I. Shmelev, L. Tolstoy, M. Bulgakov) ...................................................... 67 Konnova M. N. “Holidays illuminated everyday life...”: The ideals of everyday life in the story of I. S. Shmelev “Old Valaam” .................................................. 81 Letaeva N. V. From Christmas to Epiphany: I. S. Shmelev and V. A. Nikiforov-Volgin ............................................................................................................. 99 Novikov A. E. The ratio of different narrative plans in the story of I. S. Shmelev “At the mill” ...................................................................................................... 106 Kaskina Yu. U. The story of I. S. Shmelev “Fever”: the specifics of the genre ......... 122 Naumenko-Porokhina A. V. The Crimean landscape as an aesthetic category in the story of I. S. Shmelev “The Stone Age” ................................................. 130 Surovova L. Y. “Love” theme in the works of I. Shmelev: from design to implementation ......................................................................................................................... 147 Martynov A. V. “Entry to Paris”: The history of creation and genre features ......... 152 Bystrova O. V. The theme of literary memory in the last novel by I. S. Shmelev ....... 169 II section. 1917 in the art world of I. S. Shmelev ..................................................................... 171 Rudneva E. G. On the problems of modern the science of Shmelev ........................ 177 Spiridonova L. A. The concept of “freedom” in the works of Shmelev 1917–1919 ........................................................................................................................................ 185 Sheshunova S. V. The theme of revolution in the works of I. S. Shmelev in the context of the national image of the world ........................................................... 195 Zakharova V. T. The Artistic eschatology of I. S. Shmelev (“The Sun of the Dead”) in the context of the religious and philosophical views of N. A. Berdyaev and I. A. Ilyin ................................................................................................ 204 Surovova L. Yu. “Hey, photographer! Take into the apparatus...”: The Crimean period of Shmelev's life and his epic “The Sun of the Dead” ......... 221 Naumenko-Porokhina A. V. The image of the death of the Russian world in “Crimean stories” by I. S. Shmelev ...................................................................... 232 Osminina E. A. Images of revolution in the works of I. S. Shmelev and V. A. Nikiforov-Volgin .......................................................................................................... 247 5
Стр.6
Nikitin E. N. “I believe in the Russian people...: I. S. Shmelev and the revolution of 1917 ......................................................................................................................... 257 Smirnova A. I. Poetics of the story by I. S. Shmelev “The Sun of the Dead” ......... 264 Borisova L. M., Gvozdik T. S. The ideas and image of the Silver Age in the emigrant prose of I. S. Shmelev .................................................................................. 274 Gudzova Ya. O. The language of smells in the stories of I. S. Shmelev “Molasses” and A. I. Kuprin “Covert Audit” ........................................................................ 287 Egorova Yu. M. I. S. Shmelev and A. I. Kuprin: To the history of relationships ...... 295 Kaskina Yu. U. I. S. Shmelev's Short story “Candle” and the fate of Prince Golitsyn ........................................................................................................................... 309 Novikov A. E. Reflection of pre-revolutionary sentiments in the early prose of I. S. Shmelev .................................................................................................................... 317 Demkina S. M. M. Gorky and I. S. Shmelev: Moscow addresses................................. 327 Stepanova N. S. The bird as an image and symbol in I. S. Shmelev's autobiographical prose ................................................................................................................ 340 Babuk A. V. Artistic anthropology of childhood in I. S. Shmelev's novel “The Summer of the Lord” .......................................................................................................... 357 Konnova M. N. Temporal and eternal in the novel by I. S. Shmelev “The Summer of the Lord” ..................................................................................................................... 374 Primochkina N. N. “There is only one earth — god's” (Russia and Europe in the story of I. S. Shmelev “The Inexhaustible Cup”) ................................................. 384 Primochkina N. N. The evolution of the image-symbol of grapes in the works of I. S. Shmelev ...................................................................................................... 391 Marchenko T. V. Shmelevovedenie XXI century: A new chapter .............................. 403 Section III. Publications ....................................................................................................................... 404 Martynov A. V. “I will return it with gratitude...” Ivan Shmelev and Boris Vysheslavtsev: On the history of relationships .......................................... 409 Lyubomudrov A. M. “...glorious Russian people are mentally close...” From the history of Ivan Shmelev's acquaintance with E. E. Klimov and his family: Unknown letters and memoirs ................................................................ 433 Griko T. I. Reconstruction of the history of the Shmelev family: (Based on the materials of the Central State Archive of Moscow) ................................................. 461 Conventional abbreviations .............................................................................................................. 463 Index of names ......................................................................................................................................... 464
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст