Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ:
ОПЫТ, ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Материалы II Всероссийской
научно-практической конференции
(с международным участием)
03 ноября 2023 года
Сургут, 2023
Стр.1
УДК 37.048.45:373(082)
ББК 74.200.536 я431
П 84
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутского государственного
педагогического университета»
Рецензенты:
Казаева Е.А., доктор педагогических наук, доцент
Некрасова О.А., кандидат педагогических наук, доцент
Составитель и научный редактор:
Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, доцент
П 84 Профессиональное самоопределение школьников: опыт, традиции и инновации : материалы
II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 03 ноября
2023 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.] :
составитель, научный редактор Н. В. Абрамовских. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023. – 134, [1] с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-93190-422-1
Сборник материалов выступлений на конференции посвящен актуальным проблемам
повышения качества профориентационной работы в образовательных организациях, направленной
на эффективное самоопределение личности. В сборник вошли статьи ученыхисследователей,
педагогов-практиков, аспирантов, магистрантов, раскрывающие сущность
обсуждаемой проблемы, вопросы разработки и внедрения инновационных подходов и технологий
в систему профессионального ориентирования личности. Представлен широкий
круг проблем, рассматриваемых исследователями, что позволяет обосновать системные
подходы к их решению. Статьи публикуются в авторской редакции. Авторы статей несут ответственность
за содержание статей и за сам факт их публикации.
Материалы сборника могут быть полезны преподавателям, аспирантам, студентам, работникам
системы образования.
УДК 37.048.45:373(082)
ББК 74.200.536 я431
ISBN 978-5-93190-422-1
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет, 2023
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Инновационные технологии организации профориентационной работы
в современных образовательных учреждениях
в Сургутском государственном педагогическом университете ......................................................................5
Герус Е.А., Заир-бек Е.С. Профессиональная ориентация как средство поддержки
Абрамовских Н.В., Арасланова А.А. Опыт реализации проекта «Виртуальный педагогический класс»
профессионального самоопределения в условиях реализации профориентационного минимума ..............9
Василенко А.А., Елькина А.Н., Козилова Л.В. Цифровая образовательная среда:
новые возможности для профессионального ориентирования .......................................................................11
Данченко Т.В., Жиенбаева А.В., Колбасина Л.В. Инновационные подходы
к профориентационной деятельности ................................................................................................................14
Елькина А.Н., Василенко А.А., Козилова Л.В. Доступность информации о профессиях:
зарубежные и российские подходы ...................................................................................................................17
Жаворонко Е.С., Ниязова А.А. Влияние трендов в образовании на профессиональное
самоопределение обучающихся .........................................................................................................................20
Иванова А.В., Нигматулина Л.В. Научно-технический конкурс как средство профессионального
самоопределения школьников ............................................................................................................................22
Квитка А.В. Профориентация для поколения «Зумеров» ..........................................................................24
Осин М.В., Егорова Г.И. Формирование культуры профессиональной успешности средствами
технологии «кайдзен» – как условие снижения профессионального выгорания учителя ............................27
Тирон Л.В., Шибаева Л.В. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
и перспективы организации условий преодоления низкого уровня осознанности ........................................30
Фролова С.В. Роль метапредметных компетенций в профессиональном самоопределении
старшеклассников ................................................................................................................................................33
Чердынцева Е.В. Сотрудничество школы и педагогического вуза в профориентационной работе
с обучающимися на ступени основного общего образования .........................................................................36
Чуйкова И.В. Педагогический отряд как форма профориентационной работы
с обучающимися образовательных организациях ............................................................................................38
Раздел 2. Региональный опыт организации профориентационной работы
Бабешко А.П. К вопросу уточнения понятия «профессиональная компетентность ................................40
Багнетова Е.М. Профессиональное самоопределение студентов – дефектологов ..................................43
Бибалаева У.Н. Формирование педагогического авторитета как одного из компонентов
профессионального развития будущего учителя ..............................................................................................45
Демьянова Ж.В. Дни открытых дверей и летние смены для старшеклассников в вузах
как часть профориентационной работы: возможности и перспективы ..........................................................48
Зырянова Н.А. Социальное партнерство общеобразовательной школы и учреждений высшего
образования в вопросах профессионального ориентирования обучающихся: опыт работы классов
психолого-педагогической направленности .....................................................................................................51
Кольтинова В.В. Профориентационная программа для старшеклассников, проживающих
в замещающих семьях .........................................................................................................................................53
Кроткова А.В., Микляева Н.В. «Дошкольный дефектолог как уникальная профессия»:
профориентационный квест со старшеклассниками ........................................................................................58
Кулаченко М.П. Педагогический отряд – гармоничная команда вожатых
детского оздоровительного лагеря .....................................................................................................................61
Лушникова С.Р., Коновалов А.А. К проблеме профессиональной направленности
и идентичности студентов профессионально-педагогического вуза ..............................................................64
Миллер В.И. К вопросу о личностном и профессиональном самоопределении .......................................69
Миронова Л.А., Солоненчук И.О. Социальное партнерство как одно из условий успешной
профориентационной работы (на примере МАОУ «Городская гимназия № 1»,
ГБПОУ «УИ ТЛТУ») ...........................................................................................................................................71
3
Стр.3
Михайлова А.И. Психолого-педагогические подходы цифровой подготовки студентов
педагогических вузов ..........................................................................................................................................73
Мищенко В.А., Овсянникова О.С., Соловьёва М.Н., Тимошкина М.В. Опыт профориентационной
работы со школьниками Высшей психолого-педагогической школы ЮГУ ..................................................76
Мищенко В.А., Быстрова Н.В., Панфилова О.В. Психолого-педагогический класс:
опыт организации профориентационной работы в ЮГУ ................................................................................80
Могучёва Е.А. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения ...........82
Подлесная А.С. Педагогическая модель формирования профессионального патриотизма
обучающихся университета ................................................................................................................................85
Рюмина Ю.Н. Современные ориентиры в профессиональном самоопределении обучающихся
с ОВЗ в образовательном учреждении ..............................................................................................................88
Толмачева В.В. Ключевые подходы к содержательному наполнению компонентов
социально-экологической готовности будущего педагога ..............................................................................92
Урюпина Т.А., Лашкова Л.Л. Личностно-профессиональное развитие будущих логопедов
в вузе посредством наставничества ...................................................................................................................95
Раздел 3. Теоретико-методологические основы и практический опыт организации
профессионального ориентирования в ДОО
Абашина В.В. Методическое сопровождение молодых специалистов в ДОО .........................................97
Зырянова С.М., Кузьмина Е.В. Педагогические технологии организации ранней
профориентационной работы в дошкольной образовательной организации .................................................99
Мирзоева Э.Ш., Абашина В.В. К вопросу о применении образовательных квестов
в развитии пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста ...............................102
Пономаренко Т.А., Шанц Е.А. Анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды
дошкольной образовательной организации ......................................................................................................105
Собянина Н.В., Абашина В.В. Из опыта работы детского сада по патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста ...............................................................................................................................108
Ферзалиева А.Т. Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста
в условиях дополнительного образования ........................................................................................................110
Шанц Е.А. Практики организации трудового воспитания дошкольников ................................................113
Раздел 4. Современные технологии организации профориентационной работы
с обучающимися начальной школы
литературного чтения как средство формирования умения анализировать
у детей младшего школьного возраста ............................................................................................................ 118
Абдиева Г.А, Арасланова А.А. Использование технологий сторителлинга на уроках
Данильцива К.Ю., Алексеева О.В. Технологии формирования выбора профессии
младшими школьниками .....................................................................................................................................121
Мукминова Л.Р. Роль и значение игр в начальной школе ...................................................................... 124
Пилипенко А.С. Организация профориентационных игр с обучающимся начальной школы ........... 127
Ротова Н.А. Интерактивная игра как средство формирования интереса к профессиям
у младших школьников ...................................................................................................................................... 130
Юдеева В.А., Абрамовских Н.В. Применение квест-игры для формирования
осознанного отношения к здоровью у первоклассников во внеурочной деятельности .......................... 132
4
Стр.4