Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639871)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Полифония: строгий стиль (теория и практика) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСинельникова Ольга Владимировна
АвторыКемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц188
ID876628
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлена теоретическая и практическая части курса полифонии строгого стиля и предшествующей ему раннеполифонической эпохи. Цель дисциплины – формирование у студентов установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства не только с исполнительской, но и с музыкально-теоретической стороны, включающей анализ и осмысление, историко-теоретическое изучение и практическое освоение законов полифонии как универсальной системы музыкального мышления, существующей и развивающейся на протяжении многих веков со времени появления многоголосия. Учебно-методическое пособие делится на три части: теоретическую (Раздел I), практическую (Раздел II) и методическую (Раздел III).
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 18.05.2022 г., протокол № 5.
Кому рекомендованоПособие предназначается для студентов-музыковедов, также может использоваться в вузовском курсе полифонии для студентов любых направлений и специальностей.
ISBN978-5-8154-0657-5
УДК78(075.8)
ББК85.31я73
Синельникова, О. В. Полифония: строгий стиль (теория и практика) : учебно-методическое пособие. Направление подготовки: 53.03.06 "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство". Профиль подготовки: "Музыковедение". Форма обучения: очная, заочная / Кемеровский государственный институт культуры; О. В. Синельникова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2022 .— 188 с. — Библиогр.: с. 178-187. — ISBN 978-5-8154-0657-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/876628 (дата обращения: 22.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Полифония_строгий_стиль_(теория_и_практика).pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Факультет музыкального искусства Кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства О. В. Синельникова ПОЛИФОНИЯ: СТРОГИЙ СТИЛЬ (теория и практика) Учебно-методическое пособие Направление подготовки: 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» Профиль подготовки: «Музыковедение» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2022 1
Стр.1
УДК 78(075.8) ББК 85.31я73 С38 Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» Утверждено на заседании кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства КемГИК 16.05.2022 г., протокол № 11. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 18.05.2022 г., протокол № 5. Рецензенты: Саввина Людмила Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Лысенко Светлана Юрьевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры Синельникова, О. В. С38 Полифония: строгий стиль (теория и практика) : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профиль «Музыковедение» / О. В. Синельникова ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2022. – 188 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0657-5 В учебно-методическом пособии представлена теоретическая и практическая части курса полифонии строгого стиля и предшествующей ему раннеполифонической эпохи. Пособие предназначается для студентов-музыковедов, также может использоваться в вузовском курсе полифонии для студентов любых направлений и специальностей. УДК 78(075.8) ББК 85.31я73 ISBN 978-5-8154-0657-5 © О. В. Синельникова, 2022 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2022 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора…….……………………………………………………..…….. 6 Раздел I. ПОЛИФОНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЛЕКЦИИ ВВЕДЕНИЕ. Определение полифонии и ее виды ……………...…… 9 Глава 1. МОНОДИЯ И НОТНОЕ ПИСЬМО 18 1.1. Эпоха монодии. Григорианский хорал…………………...………… 18 1.2. Развитие нотации и проблема записи многоголосия..……..………. 22 1.3. Исторические этапы развития полифонии: периодизация………… 29 Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОГОЛОСНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИФОНИИ 32 2.1. Виды ранней полифонии и полифонической техники. Органум…. 32 2.2. Кондукт. Средневековый мотет: техника полифонического письма…………………………………………………………………....… 37 2.3. Техника изоритмии. Изоритмический мотет………...………..……. 40 Глава 3. ПОЛИФОНИЯ СТРОГОГО ПИСЬМА 50 3.1. Полифонические нормы строгого письма: общая характеристика.. 50 3.2. Мелодия строгого письма…………………………………………… 54 3.3. Простой контрапункт в двухголосии…………………………..…… 56 3.4. Простой контрапункт в трёх-, четырёх-, пятиголосии…………..… 61 3.5. Сложный контрапункт: общая характеристика, классификация видов……………………………………………………………………..… 64 3.6. Вертикально-подвижной контрапункт в двухголосии……….……. 69 3.7. Вертикально-подвижной контрапункт в трёх-, четырёх-, пятиголосии…………………………………………………………………….. 74 3.8. Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункты... 75 3.9. Обратимый контрапункт………………………………..…………… 77 3.10. Контрапункт, допускающий удвоение. Контрапункт, допускающий метрические изменения. Комбинированный контрапункт……..… 84 3.11. Имитация и имитационные формы. Имитационное двухголосие. 86 3.12. Канон и его разновидности……………………………...…………. 89 3.13. Бесконечный канон и каноническая секвенция………………..…. 93 3.14. Имитационное трёх-, четырёх-, пятиголосие……..…………….… 102 3
Стр.3
Глава 4. ЖАНРЫ И ФОРМЫ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………………………........ 106 4.1. Полифонические жанры и специфика полифонического мышления английской, нидерландской и итальянской композиторских школ. 106 4.2. Канон как форма……………………………………………………... 111 4.3. Cantus firmus и формы его применения…………………………….. 113 4.4. Мотет и мотетная форма…………………………………………….. 115 4.5. Жанр мессы в эпоху Возрождения………………………………….. 118 4.6. Светские жанры многоголосной полифонической музыки эпохи Возрождения………………………………………….…………………… 122 4.7. От строгого стиля к свободному. Предфугированные формы в вокальной и инструментальной музыке……………….………………. 124 Раздел II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ…..……………...…..……… 128 Задание 1. Тема «Определение полифонии и её виды»……..…………. 128 Задание 2. Тема «Эпоха монодии. Григорианский хорал»………….…. 131 Задание 3. Тема «Виды ранней полифонии и полифонической техники. Органум»…………………………………………………...………….. 132 Задание 4. Тема «Кондукт. Средневековый мотет: техника полифонического письма»…………………………………………………...…… 133 Задание 5. Тема «Техника изоритмии. Изоритмический мотет»……… 135 Задание 6. Тема «Полифонические нормы строгого письма: общая характеристика……………………………………………………………. 143 Задание 7. Тема «Мелодия строгого письма»……………………...…… 144 Задание 8. Тема «Простой контрапункт»……………………………….. 145 Задание 9. Тема «Вертикально-подвижной контрапункт……………… 149 Задание 10. Тема «Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункты»…………………………………………………..………… 152 Задание 11. Тема «Обратимый контрапункт»………………………...… 152 Задание 12. Тема «Контрапункт, допускающий удвоение. Контрапункт, допускающий метрические изменения. Комбинированный контрапункт»…………………………………………………………...…. 156 Задание 13. Тема «Имитация и имитационные формы. Имитационное двухголосие»…………………………………………………………...….. 156 Задание 14. Тема «Канон и его разновидности»……………...……..….. 157 Задание 15. Тема «Бесконечные каноны и канонические секвенции»... 159 4
Стр.4
Задание 16. Тема «Имитационное трёх-, четырёх-, пятиголосие»…...... 159 Задание 17. Тема «Канон как форма»…………………………………… 162 Задание 18. Тема «Мотет и мотетная форма»………………………..…. 162 Задание 19. Тема «Месса»…………………………………...…………… 162 Задание 20. Тема «От строгого стиля к свободному. Предфугированные формы в вокальной и инструментальной музыке»……..…………. 163 Раздел III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ……………………… 167 1. Требования к выполнению письменных работ…………….………… 167 2. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы………………………………………………..……… 168 3. Примерный список произведений для полифонического анализа….. 172 4. Описание семинарских занятий……………………………………….. 173 Список рекомендуемой литературы……………………………..…… 178 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст