Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639871)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст
Гигиена и санитария  / №1 2024

Научное обоснование прогностической модели отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей (400,00 руб.)

0   0
Первый авторСетко
АвторыЖданова О.М., Сетко Н.П.
Страниц9
ID872754
АннотацияВведение. Академическая успеваемость и результаты вступительных испытаний являются ключевыми критериями конкурсного отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей, при этом психофизиологические способности детей и подростков, определяющие возможность обучения в условиях высоких учебных нагрузок, как правило, не учитываются. Цель исследования – научно обосновать прогностическую модель отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей. Материалы и методы. Учащиеся лицея для одарённых детей с высоким умственным развитием (группа 1) и ученики общеобразовательного учреж- дения, имевшие средний уровень умственного развития (группа 2), обследованы для оценки факторов риска организации и напряжённости учебного труда, режима дня. Функциональное состояние изучали по интегральным показателям – индексу напряжения регуляторных систем с определением биологической адаптации, умственной работоспособности, а также по развитию когнитивных и некогнитивных функций. Исследование проводили с помощью современных аппаратно-программных комплексов. Результаты. У учащихся лицея для одарённых детей в условиях высокой напряжённости учебного труда (класс 3.1) в сравнении с данными учащих- ся общеобразовательного учреждения с оптимальной напряжённостью учебного процесса (класс 1) выявлено более высокое развитие когнитивных функций, о чём свидетельствовало увеличение уровня умственной работоспособности в 1,3 раза, её продуктивности и скорости – в 1,2 раза, мыш- ления – в 1,6–2,6 раза, а также снижение относительно показателей учащихся группы 2 тревожности на 17,2%, стресса – на 24,5%, увеличе- ние стрессоустойчивости – на 25% и познавательной активности – на 22,2%. При этом формирование когнитивных и некогнитивных функций у учащихся группы 1 обеспечивалось за счёт снижения уровня биологической адаптации, что подтверждалось срывом биологической адаптации у каждого четвёртого учащегося группы 1 (26,4%) (учащиеся группы 2 – 33,9%). Доказана зависимость интегральных показателей функциональ- ного состояния учащихся от факторов организации учебного процесса и режима дня. Установлены корреляционные зависимости когнитивных и некогнитивных функций от уровня умственной работоспособности и напряжения регуляторных систем учащихся. Это позволило на основа- нии логистического регрессионного анализа разработать прогностическую математическую модель отбора учащихся в образовательные учреж- дения для одарённых детей, которая основана на определении умственной работоспособности, индекса напряжения регуляторных систем, уровня умственного развития, тревожности, познавательной активности, стрессоустойчивости и стресса. Ограничения исследования. Исследование ограничено выборкой, сформированной в пределах одного образовательного учреждения для одарённых детей. Заключение. Использование при отборе учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей прогностической модели позволит не только выявить учащихся с высоким уровнем умственного развития, но и оценить их психофизиологические способности, прогнозировать возможные труд- ности в обучении, выявить сильные и слабые черты личности, ассоциированные с академической успеваемостью.
Сетко, А.Г. Научное обоснование прогностической модели отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей / А.Г. Сетко, О.М. Жданова, Н.П. Сетко // Гигиена и санитария .— 2024 .— №1 .— С. 67-75 .— URL: https://rucont.ru/efd/872754 (дата обращения: 23.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст