НАЖИВИН Иван Федорович [1874--] -- беллетрист. Сын кулака. Начал печататься с начала 90-х
гг. Заняв враждебные позиции по отношению к революции 1905, Н. со времени Октябрьской революции -белоэмигрант,
ярый враг СССР. Первые произведения Наживина отражают наиболее реакционные
стороны толстовства.
После Октябрьской революции Н. укрылся от революции в зоне Добрармии. "Толстовец"
смирился с казенной церковью, затосковал по городовому, предпочитая толпу в храме "толпе" на митинге.
Свое отношение к революции -- не к Октябрьской даже, а только к Февральской -- Н. выразил словами:
"Хорошо и то, что на нашу долю выпало счастье застать хоть немного старой Руси".
Библиография:
I.
Родные картинки, М., 1900; Убогая Русь, М., 1901; Перед рассветом, М., 1902; Среди могил, СПБ,
1903; Дешевые люди, СПБ, 1903; У дверей жизни М., 1904; В сумасшедшем доме, Москва, 1906; В долине
скорби, М., 1907; Менэ... тэкэл... фарес..., М., 1907; Собр. сочин., М., 1911--1917 (вышло 8 тт.); Правда о
земле, 1917; Что же нам делать?, изд. Освага, Ростов н/Д., 1919; Записки о революции, Вена, 1921;
Распутин, Исторический роман из последних двух десятилетий России, 3 тт., 1924--1925; Фатум,
Беженский роман, Париж, 1926.
II.
Горький М., Издалека. О богатырской литературе и книге Наживина "Моя исповедь",
"Современник", 1912, XI; Полонский В., Русский обыватель в эпоху революции, "Печать и революция",
1922, I; Его же, Новые похождения Ивана Наживина, там же, 1923, II (эти статьи вошли в сб. В.
Полонского "Уходящая Русь", Москва, 1924); Мещеряков Н., Распад (И. Наживин, Записки о революции),
"Красная новь", 1922, I.
Источник: В. С. [Сидорин В.] Наживин // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929-1939.
Т. 7. --М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 575.
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
Наживин, Иван Федорович [25.VIII(6.IX).1874, Москва, - 5.IV.1940, Брюссель] . русский писатель.
Сын разбогатевшего крестьянина-лесопромышленника. В печати выступил в начале 90-х годов. Испытал
влияние религиозно-философского учения Л.Н.Толстого, причем наиболее консервативных его сторон
("Моя исповедь", 1912). Автор сборников рассказов и очерков: "Родные картинки? (1900), "Убогая
Русь" (1901), "Перед рассветом" (1902), "Дешевые люди" и "Среди могил" (оба 1903), "У дверей
жизни" (1904), "В сумасшедшем доме" (1905), "Кикимора" (1917) и др. Убежденный монархист,
сторонник аграрной политик Столыпина., Н. враждебно отнесся к революции 1905-1907 годов. Наиболее
полно его взгляды выражены в романе "Менэ. Тэкел. Фарес." (1907), в котором сделана попытка
нарисовать картину жизни России и Западной Европы накануне и в период русско-японской войны. Герой
романа - интеллигент, отвергший капитализм, разочаровавшийся в политической борьбе, находит истину
в миросозерцании патриархального крестьянства, сближается с религиозной сектой. Октябрьскую
революцию Н. встретил враждебно. В гражданскую войну врангелевец, сотрудник "Освага". С 1920 года -
в эмиграции. Среди сочинений этих лет роман "Распутин" (т. 1-3, 1923), призванный доказать, что в
социалистической революции в России "виновно" бездарное правление Николая II. Эта же тема
развивается в романе "Собачья республика" (1935). Н. возлагает вину и на официальное православие с его
нетерпимостью и невежеством (цикл романов из русской истории: "Глаголют стяги", "Бес, творящий
мечту", "Кремль. Хроника XV-XVI веков"). Написал также несколько религиозных романов ("Евангелие
от Фомы", "Иудей" и др.).
Источник: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное
издательство "Советская энциклопедия", т.5, М., 1968.
Оригинал здесь: Хронос.
Стр.1