Александр Навроцкий. <...> Историческая драма в 5-ти действиях с прологом, в
стихах
ПРЕДИСЛОВИЕ
0x08 graphic
Положение римско-католической церкви в Литве во второй половине XVI столетия было весьма
критическим. <...> Вера в авторитет папы сильно поколебалась и многие ксендзы оставляли латинство. <...> Даже
примас королевства Иаков Уханский в сообществе с несколькими епископами замышлял совершенно
отложиться от папы и образовать в Польше особое независимое патриаршество. <...> Реформация,
поддерживаемая знатнейшими вельможами в стране, Радзивиллами, Сапегами, Ходкевичами, Кишками,
Пацами и другими, распространялось по всей Литве. <...> Король Сигизмунд-Август был сторонником
принципа полной свободы совести. <...> -- Да не подумают, говорил он на сейме, -- чтобы я решился
принуждать к вере кого либо жестокостью или мерами строгости и отягчать чью-либо совесть; не мое
дело созидать веры, это совершается действиями Св. <...> Первый сановник в государстве, имевший
неограниченное влияние на короля, знаменитый князь Николай Радзивилл Черный принял
евангелическо-реформатское (кальвинское) исповедание и начал усердно распространять его по всей
Литве. <...> Он построил в Вильне и в 163-х местах реформатския церкви, выписал известнейших в то время
проповедников, которые разъезжали по Литве и поучали народ, основал собственныя типографии в
Бресте и Несвиже, где печатались духовныя книги, и действовал так успешно, что к 1577-му году, в
Вильне, в кальвинском синоде присутствовало уже около ста духовных лиц или, как их называли,
министров. <...> Костелы обратились в кирки, а ксендзы -- в министров и
охотно вступали в браки. <...> С другой стороны, в Вильне, во многих других городах Литвы и в особенности на Жмуди, сильно
распространилось лютеранство, которому покровительствовал Альберт прусский, приказавший
перевести и напечатать на литовском языке лютеранския духовныя книги, которыя и распространились в
числе многих <...>
Иезуиты_в_Литве._Предисловие.pdf
Александр Навроцкий. Иезуиты в Литве. Историческая драма в 5-ти действиях с прологом, в
стихах
ПРЕДИСЛОВИЕ
0x08 graphic
Положение римско-католической церкви в Литве во второй половине XVI столетия было весьма
критическим. Вера в авторитет папы сильно поколебалась и многие ксендзы оставляли латинство. Даже
примас королевства Иаков Уханский в сообществе с несколькими епископами замышлял совершенно
отложиться от папы и образовать в Польше особое независимое патриаршество. Реформация,
поддерживаемая знатнейшими вельможами в стране, Радзивиллами, Сапегами, Ходкевичами, Кишками,
Пацами и другими, распространялось по всей Литве. Король Сигизмунд-Август был сторонником
принципа полной свободы совести. -- Да не подумают, говорил он на сейме, -- чтобы я решился
принуждать к вере кого либо жестокостью или мерами строгости и отягчать чью-либо совесть; не мое
дело созидать веры, это совершается действиями Св. Духа". Первый сановник в государстве, имевший
неограниченное влияние на короля, знаменитый князь Николай Радзивилл Черный принял
евангелическо-реформатское (кальвинское) исповедание и начал усердно распространять его по всей
Литве. Он построил в Вильне и в 163-х местах реформатския церкви, выписал известнейших в то время
проповедников, которые разъезжали по Литве и поучали народ, основал собственныя типографии в
Бресте и Несвиже, где печатались духовныя книги, и действовал так успешно, что к 1577-му году, в
Вильне, в кальвинском синоде присутствовало уже около ста духовных лиц или, как их называли,
министров. Обращение шло весьма успешно. Костелы обратились в кирки, а ксендзы -- в министров и
охотно вступали в браки.
С другой стороны, в Вильне, во многих других городах Литвы и в особенности на Жмуди, сильно
распространилось лютеранство, которому покровительствовал Альберт прусский, приказавший
перевести и напечатать на литовском языке лютеранския духовныя книги, которыя и распространились в
числе многих тысяч экземпляров, особенно на Жмуди. Было время, когда жмудский епископ князь
Гедройц в целой епархии нашел только семь ксендзов, оставшихся верными латинству. Арианское и
социнианское учения также находили многих последователей в Литве. Разсказывают, что даже сам
Сигизмунд-Август был близок к принятию кальвинизма. Однажды король, по приглашению Радзивилла,
поехал на богослужение в кальвинский собор в Вильне, но на пути, вблизи кафедральнаго костела,
латинский епископ, с капитулом, в полном облачении и с распятием в руке, схватил лошадь короля за
узду и сказал ему:
-- Не этим путем предки твои ходили в храм Божий, а вот твой путь! причем указал на костел.
Король промолчал, но возвратился во дворец.
Стр.1