Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум

Взгляд на заговор Катилины

0   0
Первый авторМуравьев-Апостол Иван Матвеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID8417
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Муравьев-Апостол, И.М. Взгляд на заговор Катилины : Статья / И.М. Муравьев-Апостол .— : [Б.и.], 1818 .— 12 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/8417 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мы получили от почтенного переводчика позволение украсить наш журнал одним из сих примечаний, содержащим в себе историю заговора Каталины, которая написана им для наполнения двухлетнего промежутка между 11 и 12 письмами Цицерона и -- "посвящается юношам, начинающим заниматься историею как наукою, а не просто упражнением памяти". <...> Сила, сперва благодетельная, единовластная, потом во зло употребленная, борьба между благородным честолюбием патрициев и еще более благородною любовью к свободе плебейцев, войны необходимые с народами пограничными и, наконец, спасительный страх {Горе тому (говорит Плутарх), кому некого уважать и нечего бояться!} врага и соперника в славе и величии -- все сие послужило постепенно к укреплению и возвышению исполина, ужасавшего современников и поныне еще удивляющего потомство. <...> В промежутке двух последних Пунических войн1 Рим вознесся на ту степень высоты, с которой ему долженствовало медленно спускаться и, наконец, упасть, дабы оправдать вечный закон Промысла, положившего предел всякому делу человеческому. <...> И с тех пор та или другая из пружин сих превозмогала попеременно, и республика между ними растерзана была на части. VII-й век Рима с самого начала ознаменован был народными смутами, которые довели его, наконец, до порабощения Августу и недостойным преемникам его. <...> Братья Гракхи, Тиберий и Каий,2 первые необузданным честолюбием своим открыли будущим их подражателям опасную тайну, что чернь может служить орудием тому, кто захочет похитить власть. <...> И до них, конечно, патриции и народ не любили и боялись друг друга, но по крайней мере их обуздывало взаимное уважение; когда же богатство стало сперва заменять достоинства, а потом цениться и выше оных, тогда взаимное презрение заступило место уважения; все гражданские узы разорвались, и Югурта, пример вероломства, чудовище, обагренное кровию всех родственников своих, имел право, по собственному опыту своему, воскликнуть: Рим <...>
Взгляд_на_заговор_Катилины.pdf
И.М. Муравьев-Апостол Взгляд на заговор Катилины* И.М. Муравьев-Апостол. Письма из Москвы в Нижний Новгород Серия "Литературные памятники" СПб, "Наука", 2002 Scan ImWerden OCR Бычков М. Н. * Один знаменитый любитель словесности классической и отечественной принял на себя труд перевесть на русской язык Письма Цицероновы. К каждому письму приобщает он замечания археологические, исторические и пр., отличающиеся своею важностию, подробностию и новостию. Мы получили от почтенного переводчика позволение украсить наш журнал одним из сих примечаний, содержащим в себе историю заговора Каталины, которая написана им для наполнения двухлетнего промежутка между 11 и 12 письмами Цицерона и -- "посвящается юношам, начинающим заниматься историею как наукою, а не просто упражнением памяти". -- Книга сия уже печатается в Москве. -- Изд. Рим достиг чрез пять веков до зрелости своей. Сила, сперва благодетельная, единовластная, потом во зло употребленная, борьба между благородным честолюбием патрициев и еще более благородною любовью к свободе плебейцев, войны необходимые с народами пограничными и, наконец, спасительный страх {Горе тому (говорит Плутарх), кому некого уважать и нечего бояться!} врага и соперника в славе и величии -- все сие послужило постепенно к укреплению и возвышению исполина, ужасавшего современников и поныне еще удивляющего потомство. В промежутке двух последних Пунических войн1 Рим вознесся на ту степень высоты, с которой ему долженствовало медленно спускаться и, наконец, упасть, дабы оправдать вечный закон Промысла, положившего предел всякому делу человеческому. Сия есть главная причина падения Рима. Но мы не дерзнем вопрошать Провидение и проникать уставы его, довольны будучи причинами, хотя второстепенными, но достаточными для удовлетворения ума любопытного. Состязание аристократии с демократиею служило первым оплотом благоденствия республики, точно так, как оппозиция в Англии есть палладиум ее конституции. Доколе процветало богопочитание, с ним всегда неразлучная чистота нравов и любовь к отечеству; доколе опасение внешнего врага благодетельным страхом сопрягало воедино все члены политического тела к защите и сохранению целого, дотоле укреплялся Рим и возвышался. Но когда софисты побежденной Греции, в свою очередь, победили завоевателей своих и пагубным учением эпикуреизма отравили нравственность в самом ее источнике, когда Атталовы стяжания вместе с сокровищами внесли в Рим роскошь и негу Азии, наипаче же когда пали стены Карфагена, Нуманции и Коринфа -- тогда рушилось спасительное равновесие двух пружин, которых сила до тех пор не расторгала, а связывала узел гражданского общества. И с тех пор та или другая из пружин сих превозмогала попеременно, и республика между ними растерзана была на части. VII-й век Рима с самого начала ознаменован был народными смутами, которые довели его, наконец, до порабощения Августу и недостойным преемникам его. Братья Гракхи, Тиберий и Каий,2 первые необузданным честолюбием своим открыли будущим их подражателям опасную тайну, что чернь может служить орудием тому, кто захочет похитить власть. Они пали жертвами покушений своих; но пагубное семя осталось и возрастило плоды ужасные. И до них, конечно, патриции и народ не любили и боялись друг друга, но по крайней мере их обуздывало взаимное уважение; когда же богатство стало сперва заменять достоинства, а потом цениться и выше оных, тогда взаимное презрение заступило место уважения; все гражданские узы разорвались, и Югурта, пример вероломства, чудовище, обагренное кровию всех родственников своих, имел право, по собственному опыту своему, воскликнуть: Рим, продажный город! ты будешь добычею того, кто найдется в состоянии купить тебя!3 В средине века сего явились плоды столь пагубного разврата -- междоусобная война. Марий и Силла4 честолюбием, враждою, мщением довели республику до краха гибели, пролили лучшую кровь ее как в самом городе, так и на полях Италии и первые доказали Риму, что можно похитить у него свободу и остаться в живых. Между тем, как Силла довершает победы свои над Митридатом, непримиримый враг его, в шестой
Стр.1