Д. С. Мережковский и его борьба с большевизмом
Мережковский был одним из старейших эмигрантских писателей и по возрасту, и по времени
вступления в литературу. <...> В январе 1920 г. Мережковский и его жена З. Гиппиус <...> В эмиграции он написал в начале двадцатых годов два романа ("Рождение
богов" и "Мессия") и затем перешел к философско-художественной прозе, не укладывающейся в
определенные жанровые рамки, -- "Тайна Трех", "Наполеон", "Тайна Запада", "Иисус Неизвестный",
"Павел и Августин", "Франциск Ассизский", "Жанна д'Арк", "Данте". <...> Квартира Мережковских в Париже в течение пятнадцати лет была одним из средоточий
эмигрантской культурной жизни. <...> Иногда Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна рассказывали о прошлом
-- о литературной их жизни тех времен, о людях -- Розанове, Сологубе, Блоке, Андрее Белом и т. д. <...> Для
большинства "зарубежного поколения" петербургский период был уже сказочной страной, и молодежь
очень любила слушать такие рассказы". <...> ) С 1927 г. по
инициативе Мережковских была организована "Зеленая лампа" -- общество более открытое для публики,
чем "воскресенья". <...> Юрий Терапиано
"Воскресенья" у Мережковских и "Зеленая лампа"
На 11-бис улицы Колонель Бонне в Пасси (фешенебельный квартал Парижа) у Мережковских
была квартира, сохранившаяся за ними еще с тех времен, когда они наезжали в Париж из Петербурга. <...>
Бывали все представители так называемого "старшего поколения": Г. Адамович, М. Алданов <...> Но постоянный кадр "воскресений" составляло "младшее поколение" -- поэты и писатели,
начавшие литературную работу уже в эмиграции. <...> Гиппиус усаживала его около себя и производила подробный опрос: каковы взгляды на
литературу и -- самое решающее -- как реагирует "новый человек" на общественные, религиозные и
общечеловеческие вопросы. <...> Для большинства
"зарубежного поколения" петербургский период был уже сказочной страной, и молодежь очень любила
слушать такие рассказы. <...> Мережковский занимал <...>
Воспоминания_о_Д._С._Мережковском.pdf
1866--1941
Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ
1994.
Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Состав и коммент. В. Крейд. -- М.: Республика,
OCR Бычков М. Н.
Содержание
Юрий Терапиано. "Воскресенья" у Мережковских и "Зеленая лампа"
Юрий Терапиано. Д. С. Мережковский
Владимир Злобин. Д. С. Мережковский и его борьба с большевизмом
Мережковский был одним из старейших эмигрантских писателей и по возрасту, и по времени
вступления в литературу. Впервые он выступил в печати в 1881 г. В эмиграцию он приехал
прославленным писателем почти с сорокалетним творческим опытом. До революции вышли его собрания
сочинений -- в 17 и в 24 томах. С именем Мережковского неразрывно связана судьба символизма,
"Религиозно-философских собраний" и ряда передовых журналов, оставивших след в культуре. Книги
Мережковского "Леонардо да Винчи", "Л. Толстой и Достоевский", "Гоголь и черт", "Грядущий хам" и
др., а также его статьи и публичные лекции часто попадали в центр общественного внимания.
В январе 1920 г. Мережковский и его жена З. Гиппиус перешли границу. Девять месяцев они
прожили в Польше и затем переехали в Париж. С самого начала жизни на Западе Мережковский занял
непримиримую антибольшевистскую позицию. Раньше многих он понял, что большевизм не только
русская, но и всемирная беда: "Мы первые, но не последние". До революции главными его произведениями
были исторические романы. В эмиграции он написал в начале двадцатых годов два романа ("Рождение
богов" и "Мессия") и затем перешел к философско-художественной прозе, не укладывающейся в
определенные жанровые рамки, -- "Тайна Трех", "Наполеон", "Тайна Запада", "Иисус Неизвестный",
"Павел и Августин", "Франциск Ассизский", "Жанна д'Арк", "Данте".
Квартира Мережковских в Париже в течение пятнадцати лет была одним из средоточий
эмигрантской культурной жизни. На "воскресенья" у Мережковских собирался русский
интеллектуальный Париж:. "Иногда Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна рассказывали о прошлом
-- о литературной их жизни тех времен, о людях -- Розанове, Сологубе, Блоке, Андрее Белом и т. д. Для
большинства "зарубежного поколения" петербургский период был уже сказочной страной, и молодежь
очень любила слушать такие рассказы". (Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953. С. 45.) С 1927 г. по
инициативе Мережковских была организована "Зеленая лампа" -- общество более открытое для публики,
чем "воскресенья".
Юрий Терапиано
"Воскресенья" у Мережковских и "Зеленая лампа"
На 11-бис улицы Колонель Бонне в Пасси (фешенебельный квартал Парижа) у Мережковских
была квартира, сохранившаяся за ними еще с тех времен, когда они наезжали в Париж из Петербурга.
В беженском положении эта квартира оказалась для Мережковских подарком судьбы: сохранилась
библиотека с дореволюционными книгами и журналами, а также архив, в котором, разбирая его по
временам, они находили много любопытного.
Каждое воскресенье (я познакомился с Мережковскими в мае 1926 г.), вплоть до трагической
весны 1940 г., за исключением отлучек Мережковских из Парижа, от 4 до 7 часов пополудни у них
происходили традиционные собрания писателей.
Стр.1