Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Камерный ансамбль в вузе. Кларнет–фортепиано : хрестоматия. Выпуск 2. Партия кларнета (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШавеко Наталья Владимировна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц131
ID840993
АннотацияВо втором выпуске хрестоматии предлагается учебно-педагогический репертуар для кларнета и фортепиано по предмету «Камерный ансамбль» в музыкальном вузе.
Кому рекомендовано Издание адресовано студентам и преподавателям высших музыкальных учебных заведений, вузов искусств и консерваторий.
Шавеко, Н.В. Камерный ансамбль в вузе. Кларнет–фортепиано : хрестоматия. Выпуск 2. Партия кларнета / Н.В. Шавеко .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2023 .— 131 с. — URL: https://rucont.ru/efd/840993 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Камерный_ансамбль_в_вузе._Кларнет–фортепиано__хрестоматия._Выпуск_2._Партия_кларнета.pdf
2 УДК 780.7 ББК 85.31 Ш 14 Шавеко, Н.В. Камерный ансамбль в вузе. Кларнет–фортепиано» / Н.В. Шавеко : хрестоматия : [учебно-нотное издание]. – Выпуск 2. – Челябинск : ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», 2023. – 99 с. Рецензенты: Яновский О.П., заслуженный артист РФ, профессор; проректор по художественно-творческой работе, заведующий кафедрой специального фортепиано и камерно-концертмейстерского искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского; Горошко Н.Н., кандидат искусствоведения; заведующий кафедрой концертмейстерского мастерства и камерного ансамбля Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, профессор. Во втором выпуске хрестоматии предлагается учебно-педагогический репертуар для кларнета и фортепиано по предмету «Камерный ансамбль» в музыкальном вузе. Издание адресовано студентам и преподавателям высших музыкальных учебных заведений, вузов искусств и консерваторий. Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского» © Шавеко Н.В., 2023 © ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2023
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ........................................................................................................ 4 Нильс Гадэ. Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано1 ................ 7 Карлос Гуаставино. Соната для кларнета и фортепиано2 ............................ 29 Иван Соколов. Соната для кларнета и фортепиано3 ..................................... 59 1 Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/02983064_Gade_Nils_-_4_pesi-fantazii_dlya_klarneta_i_ fortepiano.pdf. 2 Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/clarinet1636703259.pdf 3Электронный ресурс: https://vk.com/doc498140003_644876625?hash=q4CZcJZ9cs NZtuHdGhdKtbJsasT26ZkdpS AzW1ZKxO0&dl=ZpsgFn2IrRCHmNErXOQKPluFpVCPce84JfApuQzoveH
Стр.3
4 ПРЕДИСЛОВИЕ В данном выпуске хрестоматии представлены сочинения для кларнета и фортепиано, предлагаемые к изучению в классе камерного ансамбля музыкальных вузов. Эти произведения призваны расширить и в определённой мере привнести разнообразие в существующий учебный репертуар для этого состава инструментального дуэта. Благодаря тому, что конструкция кларнета совершенствовалась и стала соответствовать необходимому профессиональному уровню лишь во второй половине XVIII века, первые камерные произведения для этого инструмента появились только в эпоху классицизма. Одним из самых ранних сочинений можно назвать сонату итальянского композитора Грегорио Скироли. Она была написана в 1770 году и предлагалась к исполнению в сопровождении бассо континуо. Следующие образцы жанра появляются через большой перерыв только в начале XIX века. Это сонаты Франца Антона Хоффмайстера, Яна Крштитела Ваньхаля, эрцгерцога Рудольфа Австрийского. В эпоху романтизма камерная соната для кларнета и фортепиано, к сожалению, не была в фокусе внимания композиторов, хотя в 1816 году Карл Мария Вебер создал свой блистательный Большой концертный дуэт, вошедший в золотой фонд музыки для кларнета. Из сочинений романтического периода можно отметить сонаты Феликса Мендельсона (1824 г.), Иоганна Хартмана (1825 г.), Феликса Дрезеке (1887 г.). Имеют неоспоримо высокую художественную ценность две сонаты Иоганнеса Брамса (1894 год), а также позднеромантические сонаты Макса Регера (1900, 1909). В XX век интерес композиторов к музыке для кларнета значительно вырос, появилось значительное количество прекрасных произведений. Среди них – соната для кларнета и фортепиано Камиля Сен-Санса (1921 г.), Пауля Хиндемита (1939 г.), Леонарда Бернстайна (1942 г.), Франсиса Пуленка (1962 г.). В этой части хрестоматии предлагаются сонаты аргентинского композитора Карлоса Гуаставино, российского – Ивана Соколова, а также «Фантастические пьесы» датского композитора Нильса Гадэ, которые также можно отнести к камерному жанру. «Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано написали также Карл Рейнеке (1824-1910), Карл Нильсен (1865-1931), Иоганн Карл Эшман (18261882), Роберт Шуман (1810-1856). Однако отметим, что именно
Стр.4
5 Шуман и положил начало использованию этого названия – «Fantasiestücke», позаимствовав его у Теодора Гофмана. В 1849 году Шуманом были созданы три Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано ор. 73 №1. На русский язык название «Fantasiestücke» обычно переводят как «Фантастические пьесы», что не совсем точно: оно происходит не от слова «фантастика» (Phantastik), а от слова «фантазия» (Fantasie), поэтому правильнее было бы называть их «Пьесами-фантазиями». Четыре «Фантастические пьесы» Нильса Гадэ ор. 43 (1864 г.) относятся к числу самых исполняемых произведений этого композитора и могут восприниматься как «продолжение» цикла Роберта Шумана, с которым Гадэ был хорошо знаком. Оба композитора испытывали друг к другу огромную симпатию. Шуман отзывался о Нильсе Гадэ как о выдающимся мастере, опиравшемся на традиции немецкой школы и говорившем «на собственном музыкальном языке со своим народом»4. «Фантастические пьесы» Гадэ написаны в романтическом духе, за исключением «Баллады», в главной теме которой воплотился суровый северный колорит, образы и мотивы скандинавского эпоса. Остальные пьесы программных названий не имеют, но в них чётко прослеживается жанровая основа западно-европейской романтической музыки. Автор Сонаты для кларнета и фортепиано Карлос Гуаставино (1912–2000) является одним из самых значительных композиторов Аргентины XX века. Вопреки модернистским музыкальным тенденциям, свойственным тому времени, стиль Гуаставино можно назвать «неоромантическим». Его сочинения оказались близки к европейскому романтизму XIX века, несмотря на бурные новаторские и авангардистские поиски его современников. Музыка Гуаставино никогда не отходит от тональной системы и традиционных жанров, она всегда содержит национальный колорит с его особым лиризмом и открытой эмоциональностью, при этом часто композитор вплетает в музыкальную ткань народные мелодии. Соната для кларнета и фортепиано, созданная Гуаставино в 1970 году, является прекрасным подтверждением вышесказанному. Написана она традиционно – в трёх частях: мощное аллегро, лирическое анданте и танцевальное энергичное рондо. Простые и ясные, запоминающиеся мелодии, окутанные роскошными чарующими гармониями фортепиано, 4 Шуман Р. О музыке и музыкантах. Том II-Б. Москва: Музыка, 1979., стр.162.
Стр.5
6 пребывают в причудливом, непрекращающемся диалоге двух инструментов. При этом мелодическая ткань сонаты очень разнообразна: блестяще расцветающие пассажи составляют изысканный контраст с нежными меланхолическими мелодическими линиями. Непосредственность и искренность этой музыки подкупают слушателя, а своеобразный колорит, создающийся вкраплениями национальных мелодических оборотов, зажигательность танцевальных ритмов придают ей особую, неповторимую эффектность. Соната для кларнета и фортепиано современного российского композитора, пианиста, блистательного музыковеда – просветителя Ивана Соколова (род. в 1960 г.) сочинена в 2020 году. Она написана в рамках стилистического направления «новая простота», который сам Соколов называет «родным языком искусства музыки»5. Данный стиль характеризуется опорой на демократический музыкальный язык и принципы классико-романтической тональной системы. Созданная намеренно ясной и доступной, музыка обращается непосредственно к сердцу слушателя. Прекрасные, длинные, широкого дыхания мелодии, мощные кульминационные взлёты, связанные с постепенными волнами ускорения и возвращением к первоначальному движению, воплощают в себе лучшие традиции русской композиторской школы, отчасти напоминая лирические страницы произведений С.В. Рахманинова. 5Дубинец Е.А. Интервью с И.Г.Соколовым «По-прежнему называю себя композитором» // Моцарт отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья. Сборник интервью. - М.: Музиздат, 2016. - С.219.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ