ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
В СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ – 2023
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
ОЧНО-ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
24 мая 2023 г.
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 37.013(082)
ББК 74.0я431
А 43
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Абрамовских Н.В.,
доктор педагогических наук, доцент, профессор
кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
факультета психологии и педагогики
БУ ВО ХМАО-ЮГРЫ «Сургутский государственный педагогический университет»
А 43
Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях – 2023 : материалы Международной
студенческой очно-заочной научно-практической конференции 24 мая 2023 г. / Департамент образования
и науки ХМАО-Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО-Югры «Сургутский
государственный педагогический университет» ; под общей редакцией Е. А. Шанц, С. М. Зыряновой. –
Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогичес-кий университет», 2023. – 280, [1] с. – Текст :
непосредственный.
ISBN 978-5-93190-418-4
В сборнике представлены статьи научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов
БУ ВО ХМАО-ЮГРЫ «Сургутский государственный педагогический университет» и других вузов России.
Статьи посвящены проблемам модернизации образовательного пространства; теоретико-методологическим
основам дошкольного и начального образования. Важнейшими задачами конференции и данного издания
являются поиск решений по актуальным проблемам дошкольной педагогики и педагогики начального образования;
активизация исследовательской работы студентов, научная интеграция студенческого сообщества; установление
и расширение контактов между студентами, обмен опытом, результатами научных исследований
в области дошкольного и начального образования.
Материалы публикуются в авторской редакции. Редакционная коллегия за достоверность информации,
опубликованной в сборнике, ответственности не несет. При цитировании материалов ссылка на данный сборник
трудов и авторов обязательна.
УДК 37.013(082)
ББК 74.0я43
ISBN 978-5-93190-418-4
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Aзиева П.А., Абрамовских Н.В. Формирование представлений о нравственно-этических нормах поведения
у младших школьников на уроках окружающего мира ....................................................................................................... 6
Аглямзянова Л.Р., Синебрюхова В.Л. Формирование у детей младшего школьного возраста
умения строить речевые высказывания ............................................................................................................................... 9
Аксюкова Я.А., Абрамовских Н.В. Изучение возможностей формирования познавательной самостоятельности
младших школьников в проектной деятельности на уроках по предмету «окружающий мир» .......................................... 12
Васечко Р.В., Синебрюхова В.Л. Формирование у детей младшего школьного возраста диалогических умений
посредством использования видео-кейсов на уроках по литературному чтению ............................................................... 14
Веркутис К.С., Абрамовских Н.В. Формирование у младших школьников способов решения творческих проблем
посредством ТРИЗ на уроках математики ........................................................................................................................... 18
Грищенко Е.Р., Алексеева О.В. Формирование у детей младшего школьного возраста действия поиска
необходимой информации при работе с таблицами и диаграммами на уроках математики ............................................... 21
Гусейнова Г.Д., Абрамовских Н.В. Применение оценочных средств на уроках окружающего мира
для формирования учебной мотивации обучающихся 3 класса .......................................................................................... 26
Зарожная Ю.Н., Василевич Н.А. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами
домашней работы: теоретический аспект ............................................................................................................................ 28
Иванова Л.С., Чуйкова И.В. Диагностика исследования проблемы дисграфии у младших школьников
с задержкой психического развития ..................................................................................................................................... 31
Исламова А.Д., Абрамовских Н.В. Формирование представлений о нормах нравственного поведения у детей
младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством образовательного сторителлинга .............. 35
Легалова Е.А., Алексеева О.В. Технология визуализации учебной информации как средство
формирования интереса к предмету на уроках математики ................................................................................................ 40
Митюшкина И.С., Абрамовских Н.В. Сторителлинг как средство формирования навыков смыслового чтения
на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста ............................................................................ 46
Мурадова А.А., Абрамовских Н.В. Творческие задания на уроках окружающего мира как средство
формирования ценностного отношения к природе у младших школьников ....................................................................... 49
Настека М.А., Абрамовских Н.В. Методы формирования цифровой грамотности у детей младшего
школьного возраста на уроках по предмету «окружающий мир» ....................................................................................... 52
Пашаева А.У., Арасланова А.А. Формирование у детей младшего школьного возраста умений работать
с информацией на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством организации прикладного проекта
«Моделирование семейного бюджета» ................................................................................................................................ 55
Пильникова А.С., Арасланова А.А. Дидактические игры на уроке по предмету «Окружающий мир»
как средство формирования представлений о традициях своего народа у детей младшего школьного возраста ............... 59
Полетаева М.А., Филиппова А.Р. Потенциал урока литературного чтения в формировании нравственных понятий
у детей младшего школьного возраста ................................................................................................................................. 62
Резниченко Ю.В., Абрамовских Н.В. Активизация творческой деятельности младших школьников средствами
нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства ....................................................................... 65
Рослякова А.Н., Синебрюхова В.Л. Фольклор народов ханты на уроках по литературному чтению
как средство формирования у детей младшего школьного возраста интереса к читательской деятельности .................... 69
Самарина А.А., Абрамовских Н.В. Организация исследовательской деятельности младших школьников
на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности ................................................................................... 74
Селезнева Е.С., Ротова Н.А. Проект «Здоровое будущее России» во внеурочной деятельности
как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста ................. 76
Файзиева З.К., Капустина Н.Г. Формирование орфографических навыков у младших школьников
с общим недоразвитием речи ............................................................................................................................................... 81
Федотова Д.С., Ротова Н.А. Проект «Сохрани край, в котором живешь» во внеурочной деятельности
как средство формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста .............................. 83
Фомина Т.Е., Синебрюхова В.Л. Формирование у детей младшего школьного возраста умения осуществлять
поиск информации посредством технологии Education Scrum во внеурочной деятельности ............................................. 86
Цехович Т. В., Синебрюхова В.Л. Формирование основ математической грамотности у детей
младшего школьного возраста посредством использования комбинаторных задач на уроках математики ....................... 89
Секция 2.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авлас Е.А, Терещенко М.Н. Формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
в процессе трудовой деятельности ....................................................................................................................................... 92
Актёмова В.А., Зырянова С.М. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности ............................................................ 94
3
Стр.3
Антонова А.С., Абашина В.В. Применение техники оригами в развитии представлений о геометрических фигурах
и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................. 98
Асадова Х., Шанц Е.А. Теоретические основы изучения мотивационной готовности к школе
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 102
Ахтамьянова А.С., Зырянова С. М. Формирование представлений об уважительном отношении
к старшим у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы .......................... 105
Василевская А.М., Кондратюк С.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений
о технике в строительно-конструктивных играх .................................................................................................................. 109
Велижанина К.Ю., Семеновских Т.В. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников
с помощью метода решения конкретных ситуаций ............................................................................................................. 112
Владимирова М.А., Терещенко М.Н. Психолого-педагогический характер самореализации студентов
факультетов начального и дошкольного образования ......................................................................................................... 117
Владимирова М.А., Терещенко М.Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития
творческих возможностей в период детства ........................................................................................................................ 120
Гецевич К.А., Семеновских Т.В. Применение сказочной метафоры в развитии эмоционального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста ................................................................................................................................. 122
Граханова В., Шанц Е.А. Теоретические основы изучения проблемы формирования экологических представлений
у детей в дошкольном возрасте ............................................................................................................................................ 126
Гузаирова Д.Ш., Зырянова С.М. Проблема развития чувства ритма как музыкальной способности
у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях ...................................................................... 128
Иванова А.Д., Филиппова А.Р. Особенности организации методического сопровождения деятельности педагогов
для формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста ..................................................... 130
Ильясова Д.М., Зырянова С. М. Проектирование содержания методического сопровождения педагогов ДОО
в реализации дистанционных форм взаимодействия с родителями .................................................................................... 133
Ионенко А.В., Шанц Е.А. Организационно-управленческие условия наставничества в ДОО .......................................... 136
Кокоулина М.А., Таскаева Д.В., Успанова К.У., Коняева Д.А., Терещенко М.Н. Возникновение лживости
у детей дошкольного возраста .............................................................................................................................................. 138
Колесник А.Р., Зырянова С.М. Проблема развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях ....................................................... 141
Колокольцева М.Д., Терещенко М.Н. Мнемотехника как средство развития памяти
у детей младшего дошкольного возраста ............................................................................................................................. 145
Корчака В., Евтушенко И.Н. Работа с родителями как условие формирования гармоничных отношений
родителей с детьми раннего возраста ................................................................................................................................... 147
Косовец Е.В., Семеновских Т.В. Развитие алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста
в формате мультстудии «Пластилинки» .............................................................................................................................. 149
Красулина А., Шанц Е.А. Проблема формирования ценностного отношения к миру природы
у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях ....................................................... 154
Крошка М., Шанц Е.А. Проблема развития речи дошкольников в психолого-педагогической литературе .................... 156
Кудиенко В., Шанц Е.А. Особенности формирования представлений о животных ХМАО-Югры
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 159
Кузьмина Е.В., Зырянова С.М. Управление взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи:
теоретические аспекты ......................................................................................................................................................... 162
Куклина А.А., Абашина В.В. К проблеме развития геометрических представлений
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 166
Лаврина А.В., Данилова К.А., Субботина Е.С. Роль внеурочной деятельности в формировании
экологической культуры детей ............................................................................................................................................. 170
Маркова М.С., Кондратюк С.В. Использование виртуальной экскурсии в процессе формирования
представлений дошкольников о природных сообществах ................................................................................................... 173
Маскаленчик А.Н., Захарченя Н.Ф. Развитие умений быстрого счета у детей дошкольного возраста
посредством использования элементов ментальной арифметики в старшем дошкольном возрасте .................................. 177
Милицкая Е.М., Лашкова Л.Л. Дидактическая игра как средство формирования представлений
о растениях ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста ................................................................................ 181
Мирзоева Э.Ш., Абашина В.В. Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста ъ
посредством квест-технологии ............................................................................................................................................. 183
Моор В.С., Абашина В.В. Дидактическая игра как средство формирования пространственных ориентировок
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 187
Муталибова Р., Шанц Е.А. Характеристика понятий «традиция» и «культурная традиция»
в психолого-педагогических исследованиях ........................................................................................................................ 190
Нюдюралиева М.Ш., Лашкова Л.Л. Дидактическая игра как средство формирования представлений
о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста ..................................................................... 194
Пителова М.И., Абашина В.В. Использование художественной литературы в развитии временных представлений
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 198
Пономаренко Т., Шанц Е.А. Организационно-управленческие условия формирования деловой репутации
дошкольной образовательной организации ......................................................................................................................... 201
Роговская Е., Шанц Е.А. Художественная литература как средство формирования мотивационной готовности
к школе у детей старшего дошкольного возраста ................................................................................................................ 204
Романенкова Т., Шанц Е.А. Актуальность проблемы формирования представлений
о государственной символике РФ у детей старшего дошкольного возраста ....................................................................... 207
Русакевич Т.В., Зырянова С.М. Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
посредством певческой деятельности .................................................................................................................................. 210
4
Стр.4
Савельева Н.В., Терещенко М.Н. Устное народное творчество в работе с детьми раннего возраста .............................. 213
Садыкова Т.В., Терещенко М. Н. Формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста ................ 215
Саламова Д.К., Лашкова Л.Л. Теоретические и практические аспекты формирования представлений
об истории России у детей 6-7 лет ....................................................................................................................................... 218
Селюнина А.А, Лашкова Л.Л. Музейная педагогика как средство формирования
у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории России ...................................................................... 221
Семенова Д.Е., Чуйкова И.В. Специфика применения пальчиковых упражнений по формированию
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития .......................... 230
Симбулетова П.Д., Лашкова Л.Л. Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности ....................................................................................... 233
Соловьева Л.И., Терещенко М.Н. Формирование основ моральных качеств у детей дошкольного возраста ................. 238
Сутягина Л.И., Терещенко М.Н. Детская терапия как метод психолого-педагогического сопровождения .................... 234
Тараненко А., Шанц Е.А. Книги о животных как средство формирования представлений о животных
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 236
Тришкина И.И., Зырянова С.М. Формирование коммуникативных навыков
у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности .................................................................. 246
Хитрик В.Ю., Кондратюк С.В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений
о столовом этикете в творческих играх ................................................................................................................................ 248
Хомяк А., Шанц Е.А. Особенности формирования представлений о ПДД
у детей старшего дошкольного возраста .............................................................................................................................. 250
Шестакова В.В., Брязгина Д.С., Терещенко М.Н. Конфликты в среде будущих педагогов
дошкольного профиля .......................................................................................................................................................... 253
Шихрагимова А.Ш., Зырянова С.М. Музыкально-ритмическая деятельность
как средство развития пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста .................................... 249
Секция 3.
НАУКА ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ
Ахметжанова П.А., Арасланова В.А., Арипова А.А. Памятники города Лянтор ............................................................ 253
Гукасян Л.С., Филиппова А.Р. Социальные сети: вред или польза .................................................................................. 257
Хамидуллина А.И., Филиппова А.Р. Влияние разных жанров музыки на современных подростков .............................. 270
5
Стр.5