Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория языка. Антрополингвистика : учебное пособие (2000,00 руб.)

0   0
Первый авторГринев
АвторыВикулова Л.Г.
ИздательствоМ.: ВКН
Страниц257
ID836966
АннотацияДанное учебное пособие представляет шесть разделов по основным проблемам антрополингвистики и становления терминоведения. Предлагается новый подход в изучении эволюции познания и сознания человека, основанный на использовании лексических данных в реконструкции и анализе формирования человеческой ментальности и культуры. Устанавливаются этапы эволюции человеческого познания, каждый из которых характеризуется существенными изменениями в длительности, объеме словаря, преобладающим видом лексики и единиц мысли, типом культуры, а также отношением к языку. Пособие включает «Глоссарий», обширный библиографический список основной и дополнительной литературы. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Медиация», «Филология», «Педагогическое образование». Представляет интерес для специалистов в области социогуманитарной сферы и научных работников, специализирующихся в области терминоведения, лексикологии, общей и прикладной лингвистики, антропологии, а также для всех интересующихся проблемами становления современного человека и цивилизации.
ISBN978-5-7873-1773-2
Гринев, ГриневичС.В. Теория языка. Антрополингвистика : учебное пособие / Л.Г. Викулова; ГриневичС.В. Гринев .— Москва : ВКН, 2021 .— 257 с. — ISBN 978-5-7873-1773-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/836966 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_языка._Антрополингвистика__учебное_пособие.pdf
УДК 81.0 ББК 81я73 Г85 Печатается по решению ученого совета Института иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» педагогического университета; профессор Государственной высшей профессиональной школы им. проф. Эдварда Ф. Щепаника в Сувалках (Польша) Автор идеи и руководитель проекта — С. В. Гринев, доктор филологических наук, профессор Института иностранных языков Московского городского Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Я. Ф. Носович (Jan Franciszek Nosowicz), ректор Варшавской высшей лингвистической школы; доктор филологических наук О. А. Радченко, профессор Московского государственного лингвистического университета Гринев-Гриневич С. В. и др. Г85 Теория языка: антрополингвистика: учебное пособие / С. В. Гринев-Гриневич, Э. А. Сорокина, Л. Г. Викулова. — М.: Издательский дом ВКН, 2021. — 256 с. ISBN 978-5-7873-1773-2 Данное учебное пособие представляет шесть разделов по основным проблемам антрополингвистики и становления терминоведения. Предлагается новый подход в изучении эволюции познания и сознания человека, основанный на использовании лексических данных в реконструкции и анализе формирования человеческой ментальности и культуры. Устанавливаются этапы эволюции человеческого познания, каждый из которых характеризуется существенными изменениями в длительности, объеме словаря, преобладающим видом лексики и единиц мысли, типом культуры, а также отношением к языку. Пособие включает «Глоссарий», обширный библиографический список основной и дополнительной литературы. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Медиация», «Филология», «Педагогическое образование». Представляет интерес для специалистов в области социогуманитарной сферы и научных работников, специализирующихся в области терминоведения, лексикологии, общей и прикладной лингвистики, антропологии, а также для всех интересующихся проблемами становления современного человека и цивилизации. © С. В. Гринев-Гриневич, Э. А. Сорокина, Л. Г. Викулова, 2021 © ООО «ИД ВКН», 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 6 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 12 Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТРОПОЛИНГВИСТИКИ ........... 15 1.1. Становление антрополингвистики ........................................ 15 1.1.1. Предшественники антрополингвистики .................... 15 1.1.2. Предпосылки появления антрополингвистики ......... 18 1.1.3. Основные черты антрополингвистики ...................... 29 1.2. Основные постулаты антрополингвистики .......................... 35 1.2.1. Познание как этапный процесс .................................. 35 1.2.2. Отражение познания в развитии словаря .................. 43 1.2.3. Использование онтолингвистических данных в антрополингвистических предположениях ............ 47 1.2.4. Стадиальный характер антропогенеза ....................... 52 Глава 2. ПРОТОЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ОТ АВСТРАЛОПИТЕКОВ ДО КРОМАНЬОНЦА ............................................................ 56 2.1. Общие черты и проблемы периода ....................................... 56 2.2. Проблема (теории) происхождения языка ............................ 57 2.2.1. Логосические теории ................................................... 58 2.2.2. Биологические теории ................................................. 61 2.2.3. Теории социального договора..................................... 63 2.3. Начальная стадия развития языка .......................................... 66 2.4. Предположительное время появления языка........................ 70
Стр.4
4 Оглавление 2.5. Основные предположительные черты раннего языка ......... 73 2.6. Ранняя стадия онтогенеза ....................................................... 82 2.7. Итоги проточеловеческого периода ....................................... 94 Глава 3. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА ......... 96 3.1. Общие черты и проблемы периода ....................................... 96 3.2. Размер словаря к концу донаучного периода ....................... 98 3.3. Характер представлений раннего человека ........................ 103 3.4. Последовательность появления некоторых областей знания ..................................................................................... 110 3.5. Сопоставление филогенетических данных с онтогенетическими ............................................................. 116 3.6. Итоги донаучного периода ................................................... 118 Глава 4. ПРОТОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА .......................................................................... 122 4.1. Общие черты периода ........................................................... 122 4.2. Изменения в словаре ............................................................. 131 4.3. Роль семантических процессов в развитии языка и мышления ........................................................................... 142 4.3.1. Полисемия в языке и мышлении .............................. 142 4.3.2. Синонимия как явление в мышлении и в языке ...................................................................... 144 4.3.3. Роль гипонимии в систематизации знаний о мире .......................................................................... 151 4.3.4. Место и значение в языке паронимии ...................... 152 4.4. Сопоставление филогенетических данных с онтогенетическими ............................................................. 153 4.5. Итоги протонаучного периода ............................................. 156 Глава 5. НАУЧНЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА ............. 159 5.1. Общие черты периода ........................................................... 159
Стр.5
Оглавление 5 5.2. Появление терминоведения .................................................. 165 5.3. Сопоставление филогенетических данных с онтогенетическими ............................................................. 176 5.4. Итоги научного периода ....................................................... 177 Глава 6. СОВРЕМЕННЫЙ (ИНФОРМАЦИОННЫЙ) ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА .................................................. 182 6.1. Общие черты периода ........................................................... 182 6.2. Изменения в познании и словаре ......................................... 183 6.3. Возможности регулирования развития лексики ................. 191 6.4. Некоторые черты современного мышления ....................... 207 6.5. Итоги информационного периода ....................................... 214 Выводы .................................................................................................. 221 ГЛОССАРИЙ ........................................................................................ 223 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ...................242
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ