СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава первая. Голливуд: основные вехи развития . . . . . . . . . 11
Зарождение кинематографии в Америке . . . . . . . . . . . . . 11
Появление Голливуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Расцвет киногорода и система компаний. . . . . . . . . . . . . 24
«Парамаунт пикчерз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
«Фокс филм» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
«Коламбия пикчерз» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
«Юнайтед артистс» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Компания Уолта Диснея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Голливуд в наше время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Глава вторая. Кинопредприниматели и дельцы из России.
Братья Уорнер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Возникновение фирмы братьев Уорнер . . . . . . . . . . . . . . 56
Уорнеровский конгломерат: трудности и противоречия. . 67
Возрождение и успехи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
В военные годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Нелегкие послевоенные десятиле тия . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Глава третья. Компания Эм-джи-эм и Селзники . . . . . . . . 90
Предшественники «Метро — Голдвин — Майер» . . . . . 90
Образование Эм-джи-эм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Эм-джи-эм в «золотой век» и после него:
фильмы и актеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Технические, организационные и творческие новации.
Мюзиклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Мультипликация Эм-джи-эм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Луис Майер: личность и уход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Эм-джи-эм после Майера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Дэвид Селзник и его сыновья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Успехи и неудачи Дэвида-младшего . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Глава четвертая. Михаил Чехов и его круг . . . . . . . . . . . . . . 156
Начало и развитие творческого пути Михаила Чехова . 156
Европейская и американская эмиграция . . . . . . . . . . . . 162
Михаил Чехов на экране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Педагог и теоретик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Школа Михаила Чехова. Георгий Жданов . . . . . . . . . . . 172
Алла Назимова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Юл Бриннер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Глава пятая. Актеры и роли: ведущие,
второстепенные, эпизодические . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Творческий путь Акима Тамирова . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
462
Стр.463
Близкие Тамирова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Кирк — Дуглас-старший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Майкл — Дуглас-младший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Актеры второго плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Федор Шаляпин-младший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Зоя Карабанова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Владимир Соколов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Ричард Болеславский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Мария Успенская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Анна Стэн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Савелий Крамаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Мила Кунис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Актерская череда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Глава шестая. Режиссеры из России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Творчество Григория Ратова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Режиссура Анатоля Литвака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
Путь в кино Рубена Мамуляна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
Льюис Майлстоун в американском кино . . . . . . . . . . . . 378
Успехи и неудачи Федора Оцепа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Андрей Кончаловский в Голливуде . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Вадим Перельман и Тимур Бекмамбетов . . . . . . . . . . . . 404
Глава седьмая. Представители сопутствующих профессий . . . 410
Лью Вассерман — бизнесмен, продюсер,
искатель талантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Продюсер Иосиф Ермольев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Композиторы в кино. Ирвинг Берлин.
Дмитрий Тёмкин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
Художники кино. Александр Голицын.
Николай Ремизов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
Макс Фактор — преобразователь лиц . . . . . . . . . . . . . . . 441
Модельер Варвара Каринская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
Несколько заключительных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
Стр.464
Ч-49
Чернявский Г. И., Дубова Л. Л.
Русский Голливуд: Выходцы из российского
пространства и их потомки на «фабрике грез» /
Георгий Чернявский, Лариса Дубова. — М.: Молодая
гвардия, 2021. — 463[1] с.: ил. — (Жизнь замечательных
людей: сер. биогр.; вып. 1889).
ISBN 978-5-235-04461-6
Среди звезд на Голливудском бульваре есть те, которых удостоились
кинодеятели российского происхождения в знак признания их выдающегося
вклада в киноискусство. Российская эмиграция оказала значительное
влияние на многие сферы мировой культуры ХХ и XXI столетий. Среди тех,
кто приехал в США из Российской империи, СССР, постсоветского пространства,
и их потомков были деятели, сыгравшие заметную роль во всех
направлениях американской киноиндустрии, получавшие премию «Оскар»
или номинированные на нее. Среди них — создатели крупнейших кинокомпаний,
актеры, режиссеры, продюсеры, композиторы, художники, мастера
грима и костюма. О них, о «русском Голливуде», новая книга Георгия
Чернявского и Ларисы Дубовой.
УДК 791.43(47:739.4)
ББК 85.373
знак информационной
продукции
16+
Черня вский Георгий Иосифович,
Дубова Лариса Леонидовна
РУССКИЙ ГОЛЛИВУД:
ВЫХОДЦЫ ИЗ РОССИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
И ИХ ПОТОМКИ НА «ФАБРИКЕ ГРЕЗ»
Редактор Е. С. Писарева
Художественный редактор Е. В. Кошелева
Технический редактор М. П. Качурина
Корректоры И. В. Абрамова, Т. И. Маляренко
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура «Newton». Усл. печ. л..
24,36+1,68 вкл. Тираж 3000 экз. Заказ
Сдано в набор 12.05.2021. Подписано в печать 21.06.2021. Формат 84×108/32
Издательство АО «Молодая гвардия». Адрес издательства: 127055, Москва,
Сущевская ул., 21. Internet: http://gvardiya.ru. E-mail: dsel@gvardiya. ru
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в АО «Первая Образцовая типография»,
филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
ISBN 978-5-235-04461-6
Стр.465