Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Монография «Теория модальности », главы 1,2,8

0   0
Первый авторМедова Анастасия Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц82
ID177102
Аннотация«Модус» и «модальность» - древнейшие понятия, глубоко укоренившиеся в гуманитарных науках. Однако содержание этих понятий далеко не однозначно, подвижно и распространяется на широчайший круг явлений. Книга посвящена исследованию сущности такого явления как модальность, в ней обобщены результаты содержательного анализа понятий «модус» и «модальность» в толковых и двуязычных словарях и гуманитарных науках. Автор рассматривает модальные интерпретации различных явлений в логике, музыкознании, лингвистике, теории текста, психологии, психоанализе, богословии и философии, на основе чего выявляются архетипические качества модальных объектов. Заключительные главы посвящены философским аспектам модальности; автор подходит к пониманию специфической организации объекта в виде его модусов, выделяет модальное мышление как особый тип миропонимания. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся гуманитарными науками, а так же ученым и студентам, занимающимся филологией, искусствоведением, логикой, теологией, психологией, психоанализом и философией.
УДКУДК 111
Медова, А.А. Монография «Теория модальности », главы 1,2,8 / А.А. Медова .— : [Б.и.], 2011 .— 82 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177102 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

– Значение модальностей в рамках различных логических измерений: пластичность операторов вероятность, необходимость – «Действительное в возможном» и «возможное в действительном» – Из истории модальных логических системМодусы силлогизма – Сущностные свойства модальных логик. <...> Модальные и тональные структуры гармонии – Сущностные признаки гармонической модальности – Модус-мелодическая формула, модус-модель – Ритмические модусы – Модус как синкретическое явление. <...> Модус-содержание – Музыкальные модусы Е.В. Назайкинского – Обобщение: музыкальный модус как тип мышления, род, модель, норма, правило, закономерность, способ, состояние, отношение, измерение, установка, форма объективации. <...> Определение текста – Трактовки феномена «модальность текста» – Модальности текста <...> Руднева – Объективная модальность текста: градации реальности действительности – Модусы субъект-объектных отношений или модальности сопричастности (в музыкальном тексте) – Авторская модальностьМодальности автора и героя в лирике – Модальный анализ музыкального текста – Отношения говорящего и воспринимающего – Объемная модель модальности текста. <...> Модальности ощущения – Феномен синестезии – Модальный подход к сознанию. <...> – Модальная природа смысла – Амодальный смысл – Трехмерные модели сознания как показатель его модальной интерпретации – Модальные аспекты гештальтпсихологии – Модусы мышления – Модальность в психоанализе. <...> Аналогии механизмов сна, остроты, защиты Я и словоупотребления – Два 2 типа афазии – Регистры Лакана, регистр в музыке – Модусы ментализации Фонаги – Сравнительный анализ модальных интерпретаций. <...> Модус и акциденцияМодальные онтологии: адвайта-веданта Шанкары – Модальный реализм Аристотеля – Учение Николая Кузанского – Онтология СпинозыФилософия тождества Шеллинга – Всеединство Владимира Соловьева – Онтология Хайдеггера – Современные модальные концепции. <...> Общенаучная <...>
Монография_«Теория_модальности_»,_главы_1,2,8.pdf
1
Стр.1
Оглавление Глава 1. Модус – приближение к понятию ............................................................................... 4 Перевод слова modus с латинского языка – Многообразие значений слова modus – Тропы как модусы – Понятие «модальность» (modality) – Модель, модуль, модуляция, мода – Соотнесение однокоренных понятий Глава 2. Модальность в логике ............................................................................................................ 26 Модальная логика и модальности суждения – Модальности de re и de dicto – Модальные операторы; классификации Ивина, Карнапа, Эпштейна, Зильбермана. – Значение модальностей в рамках различных логических измерений: пластичность операторов вероятность, необходимость – «Действительное в возможном» и «возможное в действительном» – Из истории модальных логических систем – Модусы силлогизма – Сущностные свойства модальных логик. Глава 3. Модальность в музыке ........................................... Ошибка! Закладка не определена. Модальность в гармонии – Модус-лад – Модальность в вертикальном измерении. Модальные и тональные структуры гармонии – Сущностные признаки гармонической модальности – Модус-мелодическая формула, модус-модель – Ритмические модусы – Модус как синкретическое явление. Модус-содержание – Музыкальные модусы Е.В. Назайкинского – Обобщение: музыкальный модус как тип мышления, род, модель, норма, правило, закономерность, способ, состояние, отношение, измерение, установка, форма объективации. Глава 4. Модальность в языкознании ................................. Ошибка! Закладка не определена. Грамматическое учение модистов: модус как способ и отношение – Модальность как установка говорящего, модус-диктумные отношения – Модальная рамка – Наклонение глаголов – Модальные глаголы в немецком и английском языках – Классификации типов лингвистических модальностей. – Объективные модальности: реальность, ирреальность, возможность, необходимость – Субъективные модальности: достоверность – Другие типы модальностей – Феномен лингвистической модальности. Глава 5. Модальность текста ............................................. Ошибка! Закладка не определена. Определение текста – Трактовки феномена «модальность текста» – Модальности текста В. Руднева – Объективная модальность текста: градации реальности действительности – Модусы субъект-объектных отношений или модальности сопричастности (в музыкальном тексте) – Авторская модальность – Модальности автора и героя в лирике – Модальный анализ музыкального текста – Отношения говорящего и воспринимающего – Объемная модель модальности текста. Глава 6. Модальность в психологии и психоанализе .......... Ошибка! Закладка не определена. Модальности ощущения – Феномен синестезии – Модальный подход к сознанию. Концепции Г. Ханта и А. Агафонова – Модальная природа смысла – Амодальный смысл – Трехмерные модели сознания как показатель его модальной интерпретации – Модальные аспекты гештальтпсихологии – Модусы мышления – Модальность в психоанализе. Аналогии механизмов сна, остроты, защиты Я и словоупотребления – Два 2
Стр.2
типа афазии – Регистры Лакана, регистр в музыке – Модусы ментализации Фонаги – Сравнительный анализ модальных интерпретаций. Глава 7. Ипостасность в богословии .................................... Ошибка! Закладка не определена. Значение термина «ипостась» – Ипостасные качества Святой Троицы: Триединость (триединство) – Единосущность – Нераздельность – Соприсущность – Специфичность – Взаимодействие. Формулы ипостасных отношений – Тождественное различие ипостасей – «Качественность» троичности – Самоотношение Божественной сущности – Личностность и её связь с ипостасностью – Особенности ипостаси Сына – Ипостасные модели сознания – Ипостасное или тринитарное мышление. Организация ипостасной сущности – Сущностные свойства ипостасей – Модализм Савеллия. Воипостасность – Модальность и ипостасность. Глава 8. Модус и модальность в философии ....................... Ошибка! Закладка не определена. Содержание понятия «модус» в истории философии. – Модус в советском и российском философском дискурсе. Модус и акциденция – Модальные онтологии: адвайта-веданта Шанкары – Модальный реализм Аристотеля – Учение Николая Кузанского – Онтология Спинозы – Философия тождества Шеллинга – Всеединство Владимира Соловьева – Онтология Хайдеггера – Современные модальные концепции. Глава 9. Модальное мышление. Модальное отношение. Специфика модальных объектов ................................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. Общенаучная специфика модальности – Модальное мышление – Модальность и диалектика – Отношение как сущностное свойство модальности – Поиски отсутствующего архетипа – Специфика модальных объектов. 3
Стр.3
Глава 1. Модус – приближение к понятию Интересующий нас термин ведет свое происхождение от латинского modus, буквально переводимого как мера, предписание, правило. Более распространен небуквальный перевод слова modus, означающий способ, образ, вид существования или действия чего-либо – соответственно этому переводу распространенное латинское выражение «modus vivendi» (англ. mode of life) переводится на русский язык как «образ жизни». Уже на уровне перевода исходной лексемы обнаруживается два смысловых слоя: модус как норма или правило – и модус как форма, способ или вид существования. В латинско-русских словарях 20 века представлено до одиннадцати значений слова modus. Автор старейшего из них, О. Петрученко, выделяет четыре основных смысловых аспекта данного слова: 1) Мера предмета, количество, величина, длина, объем (особенно в музыке); 2) мера, предел, граница; 3) правило, предписание; 4) образ, способ, род, манера. Последний тип значения репрезентируют такие латинские выражения, как omni modo (всеми способами), mirum in modum (странным образом), multis modus (на все лады). Вообще латинский оборот in modum или ad modum в переводе на русский означает «по образу», «по способу», «как» (Петрученко, О., 1914. С. 394). Первые три смысловые аспекта, представленные в словаре, очевидным образом связаны. Во всех трех случаях речь идет о некоей мере, пространственной (величина, граница) или социальной (правило). Но четвертое значение, собственно, и давшее основание философскому понятию «модус», контрастирует с предыдущими. По смыслу оно связано с третьим значением: предписание для выполнения каких-либо действий можно назвать способом или образом этих действий, правила предписывают образ действий. Но все же, из четвертого варианта перевода напрямую не следует идея нормативности. В латинско-русском словаре под редакцией Подосинова, так же как и в словаре Малинина, выделяется восемь групп значений слова: modus как 1) мера, 2) количество, величина, 3) ритм, мелодия, 4) предел, граница, 5) умеренность, 6) правило, предписание, 7) образ, род, способ, манера, 8) в грамматике – залог, наклонение (Лат.-русск. и русск.-лат. словарь, 2007. С. 197; Малинин, А.М., 1961. С. 429). В сравнении с переводом Петрученко, значение обогатилось истолкованием слова в области музыки и грамматики, а так же переводом в значении «умеренность». Наиболее развер4
Стр.4
нутый вариант перевода латинского слова modus на русский язык дает словарь Дворецкого; здесь дается одиннадцать вариантов значения: 1. мера; 2. умеренность; 3. объем, величина, размеры, длина, протяжение, участок; 4. количество; 5. положение, ранг; 6. такт, ритм, размер (в поэзии); 7. музыкальный лад, тональность; 8. образ, род, способ; 9. правило, предписание; 10. грамматический залог (действительный, страдательный); 11. грамматическое наклонение – инфинитив, индикатив, коньюктив, императив (Дворецкий, И.Х., 1996. С. 490). Попробуем обобщить полученную информацию. У латинского слова modus имеется две смысловых области. Первая – это те значения, которые можно объединить понятием «норма». Сюда относятся такие варианты перевода, как мера, объем, величина, правило, предписание, количество, ранг. Музыкальные и ритмические модусы тоже подразумевают идею нормативности, заданности1. В то же время, значение, в котором слово «модус» предстает как мера, подразумевает относительность в сравнении с другими мерами. «Интонация» относительности более явно проглядывается во второй смысловой области, представленной вариантами перевода образ, род, способ, манера. Здесь аспект нормативности практически снят, он «звучит» слабо, на заднем плане. Например, выражение modus vitae (образ жизни) сообщает о специфической «жизненной манере», но при этом мы понимаем, что речь идет об одном из возможных способов реализации чего-то единого, общей основы – жизни. Относительно одного и того же начала мы говорим о способах (например, способы умозаключений), родах (грамматические роды существительных), манере (манера изображения одних и тех же объектов у художников, манера носить одну и ту же одежду). Относительность хорошо просматривается в грамматических значениях термина «модус»; здесь он обозначает формы наклонений, т.е. формы, которые принимает исходная форма глагола в определенной ситуации говорения. То есть, понятие modus во втором своем значении указывает на формы реализации одного какого-то начала относительно чего-то другого (положения, ситуации). Латинское «modus» присутствует в лексиконе всех романских языков. Английское слово «mode», соответствующее латинскому modus, так же имеет два смысловых плана – 1) вид, способ, метод и 2) обычай, образ действий. Кроме этого оно обозначает грамматическое наклонение и музыкальную тональность (Англо-русский словарь, 1991. С. 548). В немецком языке modus переводится с латинского с помощью существительных die Art (вид, род, тип; способ, характер, прием), die Weise (образ действий, способ, характер), die Regel (правило, обыкновение) (Зайцева, З.Н., 1998. С. 237). В немецко-русских словарях слово mоdus переводится обычно как «способ» (Чурилова, М.В., 2006. С. 195). Интерпретации значения термина Уже на уровне сопоставлений вариантов перевода с латинского можно сделать вывод об изначальной смысловой многозначности слова «модус». Истолкование данного термина на русском языке так же достаточно разнородно. Во всех отечественных толковых словарях его объяснение производится по следующей схеме: 1) варианты перевода с латинского; 2) приведение значений термина в различных предметных областях, прежде всего, в области логики. Так, согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой (Ефремова, Т.Ф., 2000. С. 883), модус – это: 1 Модальность как музыкальное явление будет подробно рассмотрена в третьей главе 5
Стр.5