УДК 005.7
ББК 65стд1-21
П69
Рекомендовано к изданию Ученым советом Высшей школы бизнеса
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
д.э.н., профессор кафедры маркетинга
Высшей школы менеджмента СПбГУ С. А. Старов;
к.э.н., исполнительный директор Ассоциации менеджеров В. А. Евсеев
Р е ц е н з е н т ы:
М. Э. Аким, В. Е. Болтрукевич, Е. В. Бузулукова, Т. В. Ветрова, А. О. Габриелов, Я. В. Горчаков,
Н. И. Гусева, М. М. Дворяшина, А. С. Демин, О. И. Зеленова, С. В. Киселев, М. А. Марон,
Г. А. Миннигалеева, Ю. А. Морозова, У. С. Подвербных, Н. А. Пушкарева, Д. А. Романов,
С. В. Смельцова, О. А. Тищенко, И. Н. Царьков, Л. М. Чеглакова
А в т о р с к и й к о л л е к т и в:
С о с т а в и т е л ь и о т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
д.э.н., профессор, заместитель декана по науке
Высшей школы бизнеса ВШЭ С. П. Кущ
П69 Практики менеджмента в российских компаниях : в 2 томах. Том 2 / М. Э. Аким и др. ;
сост. и отв. ред. С. П. Кущ ; пер. с англ. Е. В. Бурмака ; Нац. исслед. ун-т «Высшая
школа экономики», Высшая школа бизнеса. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 108 с. —
Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — (Кейсы из коллекции Высшей
школы бизнеса ВШЭ). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions
4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7598-2491-6
Высшая школа бизнеса ВШЭ продолжает практику привлечения преподавателей разных
департаментов к разработке учебных кейсов. Уже вторая группа научно-педагогических работников
прошла обучение по написанию учебных компакт-кейсов. Десять учебных кейсов, составляющих
данный сборник, рассматривают проблемные ситуации менеджмента сквозь призму
разных предметных областей науки. Сборник предназначен для преподавателей, студентов и
слушателей бизнес-школ, а также менеджеров, заинтересованных в понимании как специфики
современного российского бизнеса, так и особенностей менеджмента транснациональных компаний,
оперирующих на российском рынке.
УДК 005.7
ББК 65стд1-21
Электронное издание на основе печатного издания: Практики менеджмента в российских компаниях. Том 2 /
М. Э. Аким и др. ; сост. и отв. ред. С. П. Кущ ; пер. с англ. Е. В. Бурмака ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»,
Высшая школа бизнеса. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 108 с. — (Кейсы из коллекции
Высшей школы бизнеса ВШЭ). — ISBN 978-5-7598-2705-4. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-2491-6
© Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Н.И. Гусева, М.М. Дворяшина
«АЭРОФЛОТ»: КАК ВЫСОКО И КУДА ЛЕТЕТЬ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Г.А. Миннигалеева, М.А. Марон
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ КУРС НА «ЯНДЕКСЕ»: КАК СТАРТАПУ В СФЕРЕ ПИЩЕВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ СТАТЬ ЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОГО IT-ГИГАНТА? . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
С.В. Киселев, О.И. Зеленова
КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
М.Э. Аким, В.Е. Болтрукевич
«СУПРА»: РЕСТОРАН ГРУЗИНСКОЙ КУХНИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Ю.А. Морозова, А.С. Демин
ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ: В ОЖИДАНИИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
И.Н. Царьков, А.О. Габриелов
«ПОБЕДИТЕЛИ И ПРОИГРАВШИЕ», ИЛИ БЫЛИ ЛИ УСЛОВИЯ РАЗДЕЛА АКТИВОВ
«ЯНДЕКСА» И СБЕРБАНКА ВЗАИМОВЫГОДНЫМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Л.М. Чеглакова, У.С. Подвербных, Н.А. Пушкарева
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ПРИВЫЧНЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ НЕ РАБОТАЮТ?
ABBVIE ПОВЫШАЕТ ПЛАНКУ УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ В РОССИИ И СНГ . . . . . . 69
С.В. Смельцова, А.С. Демин
ИННОВАЦИОННАЯ СТУДИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ:
НА ПОРОГЕ НОВОГО РЫНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Т.В. Ветрова, Е.В. Бузулукова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДОЙ АУДИТОРИИ: ПРИМЕР GILLETTE В РОССИИ . . . . . . . . . . 89
Т.В. Ветрова
УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ С ПОМОЩЬЮ СОВМЕСТНОГО ТАРИФА:
ПРИМЕР «МЕГАФОНА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Стр.4