УДК 334.7
ББК 65.290
В65
Редактор О. Шишмаренкова
В65
Вой тенко Э., Парфенчикова А.
Лоббизм и G R : Понятия, функции, инструменты / Эдуард Войтенко,
Анастасия Парфенчикова. — М . : Альпина ПРО, 202 3. — 340 с.
ISBN 978-5-206-00057-3
Рост макроэкономических показателей, улучшение жизни населения,
инвестиционная привлекательность государства во многом зависят от достижений
компаний. Компании, в свою очередь, должны учитывать актуальные
политические и законодательные тренды для успешной реализации своих
проектов. В этом смысле взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса
лежит в основе экономического развития и благоприятного социального
климата в стране. Одним из инструментов выстраивания диалога с властью
выступает институт лоббизма.
Книга предлагает практический взгляд на использование лоббистских
технологий в принятии государственных решений. Авторы рассказывают
о том, как лоббизм влияет на демократические процессы в обществе, в чем
отличие лоббизма от Government Relations (GR), как устроен институт лоббизма
в разных странах, какими инструментами пользуются лоббисты, почему
коррупция вредит лоббизму, как работают госорганы и как превратить
частный интерес в государственную задачу.
Книга адресована практикующим лоббистам, специалистам в сфере
GR и PR, политологам и юристам, студентам вузов, обучающимся по таким
направлениям, как юриспруденция, политология, публичная политика
и социальные науки, международные отношения, экономика и управление.
Кроме того, она может быть полезна представителям бизнеса (владельцам
компаний, CEO), а также всем, кто интересуется политическими и бизнеспроцессами,
вопросами государственного управления, законотворчества
и взаимодействия частных и публичных структур.
УДК 334.7
ББК 65.290
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами, включая
размещение в сети интернет и в корпоративных сетях,
а также запись в память ЭВМ для частного
или пуб личного использования, без письменного разрешения
владельца авторских прав. По вопросу организации
доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-206-00057-3
© Войтенко Э., Парфенчикова А., 2022
© Оформление. ООО «Альпина ПРО», 2022
Стр.3
Содержание
ЧАСТЬ 1
ПОНЯТИЕ ЛОББИЗМА
Глава 1 Институт лоббизма: история возникновения и роль
в современном обществе ........................................................................................................ 9
1.1. История возникновения лоббизма ................................................................. 9
1.2.
Роль лоббизма в поддержке бизнеса, развитии общества
и государства .................................................................................................................. 14
1.3.
Когда возникает потребность в использовании
лоббистских технологий? ..................................................................................... 17
1.4. Лоббизм — узаконенная форма коррупции? ..................................... 21
Глава 2 Сферы лоббистского влияния ......................................................................................... 27
2.1. Лоббизм и три ветви власти .............................................................................. 27
2.2. Сферы лоббистского влияния по горизонтали ................................. 29
2.3. Сферы лоббистского влияния по вертикали ....................................... 38
Глава 3 Подходы к определению лоббизма ............................................................................ 42
3.1. Лоббизм как область деятельности ............................................................ 44
3.2. Лоббизм как общественно- политический институт .................... 46
Глава 4 Лоббизм и смежные понятия ........................................................................................... 48
4.1. Лоббизм и лоббирование — одно и то же? .......................................... 48
4.2. Лоббизм vs Government Relations (GR) ...................................................... 50
4.3. Лоббизм vs Public Relations (PR) ....................................................................... 54
4.4. Лоббизм vs Public Affairs (PA) ............................................................................ 56
4.5. Лоббизм vs Advocacy ................................................................................................ 59
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 2
ЭТИКА ЛОББИЗМА
Глава 5 Принципы лоббизма как основа лоббистской этики .................................... 63
5.1. Роль принципов лоббизма .................................................................................... 63
5.2. Источники закрепления принципов лоббизма ................................... 66
Глава 6 Принцип законности .................................................................................................................. 70
Глава 7 Принцип честности ...................................................................................................................... 72
Глава 8 Принцип ответственности ..................................................................................................... 74
Глава 9 Принцип транспарентности ................................................................................................. 78
Глава 10 Принцип конфиденциальности ........................................................................................ 81
Глава 11 Принцип профессионализма ............................................................................................. 83
ЧАСТЬ 3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИЗМА
Глава 12 Значение правового регулирования лоббизма ................................................. 87
Глава 13 Законодательство о лоббизме в США ....................................................................... 90
13.1. Предпосылки правового регулирования лоббизма ..................... 90
13.2. Первый закон о лоббизме (1946 год ) ........................................................ 94
13.3. Недостатки Закона 1946 года и необходимость реформы ..... 96
13.4. Закон о раскрытии лоббистской деятельности 1995 года ........ 99
13.5. Преимущества и недостатки Закона 1995 года ............................... 105
Глава 14 Законодательство о лоббизме в Канаде ................................................................ 109
14.1. Основы правового регулирования лоббизма ................................... 110
14.2. Этапы развития законодательства о лоббизме ............................... 112
14.3. Основные положения законодательства о лоббизме ................ 115
Глава 15 Законодательство о лоббизме в Европе ................................................................ 120
15.1. Правовое регулирование лоббизма в Европейском союзе ........ 121
15.2. Правовое регулирование лоббизма в отдельных
европейских государствах ................................................................................. 129
Глава 16 Правовое регулирование лоббизма в России .................................................. 157
16.1. История правового регулирования: попытки принять
закон о лоббизме ....................................................................................................... 158
16.2. Лоббизм — вне правового поля? ................................................................. 182
16.3. Перспективы создания закона о лоббизме: за и против ........ 188
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 4
ФУНКЦИИ ЛОББИЗМА
Глава 17 Понятие и значение функций лоббизма ............................................................... 195
Глава 18 Представительская функция ............................................................................................ 198
Глава 19 Коммуникационная функция .......................................................................................... 202
Глава 20 Аналитическая функция ...................................................................................................... 206
Глава 21 Управленческая функция .................................................................................................... 210
Глава 22 Креативная функция ............................................................................................................... 213
Глава 23 Антикризисная функция ...................................................................................................... 215
ЧАСТЬ 5
ЛОББИСТСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Глава 24 Понятие и виды инструментов лоббизма ............................................................. 223
Глава 25 Внутренние инструменты лоббизма ......................................................................... 226
25.1. Мониторинг государственных инициатив
по направлениям регуляторной политики .......................................... 226
25.2. Анализ регуляторной среды ............................................................................. 231
25.3. Картирование стейкхолдеров ......................................................................... 235
25.4. Разработка GR-стратегии ................................................................................... 238
25.5. Правовая экспертиза .............................................................................................. 244
Глава 26 Внешние инструменты лоббизма ................................................................................ 250
26.1. Площадки GR-коммуникации и лоббирования .............................. 250
26.2. Участие в законотворческих процедурах .............................................. 265
26.3. PR- и медиаинструменты ..................................................................................... 301
26.4. Личные связи ................................................................................................................. 306
ЧАСТЬ 6
РЫНОК ЛОББИСТСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Глава 27 Лоббист и GR-специалист — в чем различия? .................................................. 311
Глава 28 Особенности работы GR-специалистов ................................................................. 317
28.1. Организация GR-функции в компании ................................................... 318
28.2. Направления деятельности и задачи ........................................................ 319
28.3. Инструменты работы ............................................................................................... 323
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 29 Особенности работы лоббистов- консультантов ............................................ 326
29.1. Организация предоставления консалтинговых услуг ................ 327
29.2. Направления консультирования ................................................................... 328
Глоссарий ....................................................................................................................................................................333
Список сокращений .........................................................................................................................................335
Приложение..............................................................................................................................................................337
Благодарности ...................................................................................................................................................... 339
Стр.7