Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЛобанкова Екатерина
ИздательствоМолодая гвардия
Страниц593
ID835409
АннотацияМихаил Иванович Глинка (1804—1857) — одна из ключевых фигур в музыке и подлинный герой русской культуры. Невероятная, еще прижизненная, слава композитора способствовала возникновению вокруг него многочисленных мифов и домыслов. В представленной биографии воссоздается реальная, порой противоречивая личность Глинки. Впервые показано, как на его мировоззрение и творчество влияла принадлежность к русскому дворянству и европейскому высшему свету. Жизнь композитора рассмотрена в широком историческом контексте, дополненном рассказами о путешествиях, медицине, моде, семейном праве, издательском процессе, домашнем музицировании и др. Жизнь Глинки связана с царствованием трех императоров — Александра I, Николая II, Александра II — и национально-патриотической составляющей их политики, в частности с идеологией «официальной народности» в рамках Российской империи.
ISBN978-5-235-04209-4
УДК78.03(47)
ББК85.313(2)
Лобанкова, Е. Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни / Е. Лобанкова .— : Молодая гвардия, 2019 .— 593 с. — ISBN 978-5-235-04209-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/835409 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Глинка._Жизнь_в эпохе._Эпоха_в жизни.pdf
Стр.588
Стр.589
Стр.590
Стр.591
Стр.592
Стр.593
Глинка._Жизнь_в эпохе._Эпоха_в жизни.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Вступление. «Глинка» как миф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Назад к Глинке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Кто Вы, господин Глинка?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть первая. РУССКИЙ ДВОРЯНИН Глава первая. Детство. Эклога (1804—1817) . . . . . . . . . . . . . . Старое имение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Украденная невеста и разборные мосты . . . . . . . . . . . Бабушкин воспитанник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Усадьба как образ мироздания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Дикое» детство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Имение как бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Музыка — душа моя». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мультикультурализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Победа над злом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Домашнее образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Музыкальный поворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Изгнание из Эдема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 22 24 28 30 34 35 37 40 43 46 49 51 Глава третья. Увидеть русский Восток и… сбежать (1822—1823) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Перекресток судьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Кадриль болезней». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Словарь болезней XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мистика судьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Присвоение русского Востока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Через Украину на Кавказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Край света . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 55 58 62 64 65 67 70 75 76 82 85 88 5 8 12 Глава вторая. Пансион на берегах Невы (1818—1822). . . . . . 53 Элитное учреждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На особом положении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Мы все учились понемногу». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Экзотические персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Увлечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образование как воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В кругу юных гениев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Король инструментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Городской житель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вся жизнь — театр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . От либерализма к мистицизму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первые чувства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Начало взрослой жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 90 92 97 97 98 99 103 587
Стр.588
Музыкальная «кухня» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Двадцать лет спустя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава четвертая. Государственный служащий (1824—1828) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Между роялем и канцелярией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Социализация посредством музыки. . . . . . . . . . . . . . . Профессионалы против аматеров? . . . . . . . . . . . . . . . . Создай себя сам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Был ли Глинка декабристом?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . От «любителя» к «автору» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Чудное мгновенье». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Золотая молодежь». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Аристократы духа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Золотуха, дача Кочубея и Черная речка . . . . . . . . . . . . В Москву, в Москву! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Переворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава пятая. Свободный художник (1828—1830) . . . . . . . . . . Виртуоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Поющая красавица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Учитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Итальянская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Издатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Модное место для самоубийц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Голос с того света» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Милан и его окрестности: сентябрь 1830-го — сентябрь 1831 года . . . . . . . . . . . . . . . . . Рим: две недели октября 1831 года. . . . . . . . . . . . . Неаполь: ноябрь 1831-го — февраль 1832 года. . . Путеводитель по Неаполю от Глинки . . . . . . . . . . . . . Новая специальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Домашний» Милан: 107 111 Глава шестая. Впервые в Европе. Германия — Италия (1830—1834). . . . . . . . . . . . . . . . . . Германия и мнимый больной?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Италия — второе отечество». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 113 117 120 121 126 129 132 135 138 142 144 148 152 152 155 157 158 167 170 171 177 177 180 181 188 189 190 193 На пути в Берлин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Музыка и нация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . март 1832-го — февраль 1833 года . . . . . . . . . . . . . . Венеция: март 1833 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Милан: март — апрель 1833 года . . . . . . . . . . . . . . Часть вторая. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР Глава седьмая. Опера как любовь, или Любовь как опера (1834—1836) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Двое похорон и одна свадьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 588 212 195 199 200 205 208
Стр.589
«Изобретение» нации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Коллективный проект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Опера «Жизнь за царя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 Триумф композитора, или Как Глинка «вышел в гении» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Изобретение» национальной оперы . . . . . . . . . . . . . . Пройти через «медные трубы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 242 244 Глава восьмая. Придворный капельмейстер (1837—1839) . . . 246 Реформы Капеллы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Музыка ангелов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Семейная идиллия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мужская «братия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сын Отечества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Малороссия: туда и обратно. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Музыкальный урожай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Возвращение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Новый ученик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Увольнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава девятая. Новая любовь (1839—1840). . . . . . . . . . . . . . . Музыкальные рауты у Глинок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Денежный вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Муза на службе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чудо любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Детективная история. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Побег? Или… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Возможность освобождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Две Керн, Пушкин и Глинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Прощание с Петербургом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Расставание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава десятая. Добиваясь развода (1841—1842) . . . . . . . . . . . Глава одиннадцатая. Превратности оперы «Руслан и Людмила» (1842—1844) . . . . . . . . . . . . . . . . . Рождение музыки из духа поэмы Пушкина. . . . . . . . . Вечера у Гедеонова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Опера на службе театра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А была ли опера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Премьера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «За» и «против» — pro et contra?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . А может быть, успех?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Миф о провале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Между Петербургом, Новоспасским и Малороссией . 309 Роман в письмах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Развод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чиновничья война . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Счастье было так возможно» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 254 256 260 263 267 271 274 277 278 281 282 284 286 288 293 298 300 301 303 305 309 311 314 317 323 325 326 330 331 335 338 340 344 346 589
Стр.590
«Руслан и Людмила» и русская публика: диалог в веках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Руслан и Людмила» как гламур . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть третья. СТРАНСТВУЮЩИЙ МЕЛАНХОЛИК Глава двенадцатая. «Моя скитальческая жизнь». Франция — Испания (1844—1847) . . . . . . . . . . . . . . . . . Музыкальная «Богемия». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В поисках европейской славы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мечты об Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Покорить Париж и… уехать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Почему Глинка не сочинял симфоний?. . . . . . . . . . . . Испания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Путеводитель по Испании от Глинки. . . . . . . . . . . . . . Волшебная Андалусия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Побег в Мадрид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Теплая Севилья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Итог приключений русского в Европе. . . . . . . . . . . . . 356 357 361 362 366 369 375 378 381 386 388 391 393 Глава четырнадцатая. В поисках земли обетованной. Париж (1852—1854) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Путешественник без путешествий . . . . . . . . . . . . . . . . Париж навсегда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глюк на сцене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 396 400 403 405 408 413 414 418 421 422 424 428 350 353 Глава тринадцатая. В треугольнике городов (1847—1852) . . 394 Сбежать из дома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смоленск и «медные трубы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Варшава и «дары смерти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глюк, Россини и русский фольклор. . . . . . . . . . . . . . . Петербург и «новое общество». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Второе затворничество в Варшаве. . . . . . . . . . . . . . . . . Кризис среднего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вне моды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первый юбилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Невыносимая легкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В Петербург. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Она звалась… Людмилой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Забытый гений? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава пятнадцатая. Возвращение «блудного сына» (1854—1856) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Последний рубеж. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Городской житель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Время «собирать камни». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590 431 431 433 446 448 450 451 454
Стр.591
Глава шестнадцатая. Последний путь. Берлин. (1856—1857) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496 Жизнь в Берлине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496 Между затворничеством и публичностью . . . . . . . . . . Музыкальные «объедения». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дебют в Берлине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Уход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Роковая случайность? Или... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первое собрание сочинений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Издательский скандал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Музыка для удовольствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Новая любовь и новая опера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Поворот к церковной музыке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В поисках истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Открывая неизвестное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Перед отъездом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Уехать навсегда?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Во славу нового императора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. После Глинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Творческое наследие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Желудь» и «дуб» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Судебный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вещественная память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Наследники Глинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Потерянный рай. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Услышать Глинку сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 460 466 469 477 480 482 487 490 491 502 506 507 509 512 517 518 520 522 525 526 527 529 Приложение. Музыка М. И. Глинки, рекомендуемая к прослушиванию. Первое «погружение» . . . . . . . . . . 530 Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основные даты жизни и творчества М. И. Глинки . . . . . . . Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 532 580 584 591
Стр.592
Л 68 Глинка: Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни / Екатерина Лобанкова. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 591[1] c.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1713). Лобанкова Е. В. ISBN 978-5-235-04209-4 Михаил Иванович Глинка (1804—1857) — одна из ключевых фигур в музыке и подлинный герой русской культуры. Невероятная, еще прижизненная, слава композитора способствовала возникновению вокруг него многочисленных мифов и домыслов. В представленной биографии воссоздается реальная, порой противоречивая личность Глинки. Впервые показано, как на его мировоззрение и творчество влияла принадлежность к русскому дворянству и европейскому высшему свету. Жизнь композитора рассмотрена в широком историческом контексте, дополненном рассказами о путешествиях, медицине, моде, семейном праве, издательском процессе, домашнем музицировании и др. Жизнь Глинки связана с царствованием трех императоров — Александра I, Николая II, Александра II — и национально-патриотической составляющей их политики, в частности с идеологией «официальной народности» в рамках Российской империи. Автор биографии — Екатерина Лобанкова (Ключникова), кандидат искусствоведения, специалист по истории русской музыки — опирается на современные исследования по истории культуры и искусства, включая зарубежные, и предлагает свою интерпретацию исторических фактов и свидетельств времени. УДК 78.03(47) ББК 85.313(2) знак информационной продукции 16+ Лобанкова Екатерина Владимировна ГЛИНКА: ЖИЗНЬ В ЭПОХЕ. ЭПОХА В ЖИЗНИ Редактор Е. С. Писарева Художественный редактор А. В. Никитин Технический редактор М. П. Качурина Корректор Т. И. Маляренко Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура «Newton». Усл. печ. л.. 31,08+1,68 вкл. Тираж 3000 экз. Заказ Сдано в набор 04.09.2018. Подписано в печать 27.12.2018. Формат 84х108/32 Издательство АО «Молодая гвардия». Адрес издательства: 127055, Москва, Сущевская ул., 21. Internet: http://gvardiya.ru. E-mail:dsel@gvardiya.ru Типография ОАО «Ярославский полиграфический комбинат». Адрес типографии: 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97 ISBN 97 8-5-235-04209-4 592
Стр.593

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ