СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. «Глинка» как миф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Назад к Глинке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кто Вы, господин Глинка?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Часть первая. РУССКИЙ ДВОРЯНИН
Глава первая. Детство. Эклога (1804—1817) . . . . . . . . . . . . . .
Старое имение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Украденная невеста и разборные мосты . . . . . . . . . . .
Бабушкин воспитанник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Усадьба как образ мироздания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Дикое» детство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Имение как бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Музыка — душа моя». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мультикультурализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Победа над злом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Домашнее образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Музыкальный поворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Изгнание из Эдема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
22
24
28
30
34
35
37
40
43
46
49
51
Глава третья. Увидеть русский Восток и… сбежать
(1822—1823) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Перекресток судьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Кадриль болезней». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Словарь болезней XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мистика судьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Присвоение русского Востока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Через Украину на Кавказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Край света . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
53
55
58
62
64
65
67
70
75
76
82
85
88
5
8
12
Глава вторая. Пансион на берегах Невы (1818—1822). . . . . . 53
Элитное учреждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На особом положении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Мы все учились понемногу». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экзотические персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Увлечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Образование как воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В кругу юных гениев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Король инструментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Городской житель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вся жизнь — театр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
От либерализма к мистицизму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первые чувства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Начало взрослой жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
90
90
92
97
97
98
99
103
587
Стр.588
Музыкальная «кухня» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Двадцать лет спустя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава четвертая. Государственный служащий (1824—1828) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Между роялем и канцелярией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Социализация посредством музыки. . . . . . . . . . . . . . .
Профессионалы против аматеров? . . . . . . . . . . . . . . . .
Создай себя сам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Был ли Глинка декабристом?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
От «любителя» к «автору» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Чудное мгновенье». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Золотая молодежь». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Аристократы духа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Золотуха, дача Кочубея и Черная речка . . . . . . . . . . . .
В Москву, в Москву! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Переворот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава пятая. Свободный художник (1828—1830) . . . . . . . . . .
Виртуоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поющая красавица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итальянская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Издатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Модное место для самоубийц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Голос с того света» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Милан и его окрестности: сентябрь
1830-го — сентябрь 1831 года . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рим: две недели октября 1831 года. . . . . . . . . . . . .
Неаполь: ноябрь 1831-го — февраль 1832 года. . .
Путеводитель по Неаполю от Глинки . . . . . . . . . . . . .
Новая специальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Домашний» Милан:
107
111
Глава шестая. Впервые в Европе.
Германия — Италия (1830—1834). . . . . . . . . . . . . . . . . .
Германия и мнимый больной?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Италия — второе отечество». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
112
113
117
120
121
126
129
132
135
138
142
144
148
152
152
155
157
158
167
170
171
177
177
180
181
188
189
190
193
На пути в Берлин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Музыка и нация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
март 1832-го — февраль 1833 года . . . . . . . . . . . . . .
Венеция: март 1833 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Милан: март — апрель 1833 года . . . . . . . . . . . . . .
Часть вторая. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР
Глава седьмая. Опера как любовь, или Любовь как опера
(1834—1836) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Двое похорон и одна свадьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
588
212
195
199
200
205
208
Стр.589
«Изобретение» нации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Коллективный проект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Опера «Жизнь за царя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Триумф композитора, или Как Глинка
«вышел в гении» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Изобретение» национальной оперы . . . . . . . . . . . . . .
Пройти через «медные трубы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
234
242
244
Глава восьмая. Придворный капельмейстер (1837—1839) . . . 246
Реформы Капеллы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Музыка ангелов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Семейная идиллия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мужская «братия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сын Отечества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Малороссия: туда и обратно. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Музыкальный урожай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Возвращение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Новый ученик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Увольнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава девятая. Новая любовь (1839—1840). . . . . . . . . . . . . . .
Музыкальные рауты у Глинок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Денежный вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Муза на службе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Чудо любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Детективная история. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Побег? Или… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Возможность освобождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Две Керн, Пушкин и Глинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прощание с Петербургом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Расставание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава десятая. Добиваясь развода (1841—1842) . . . . . . . . . . .
Глава одиннадцатая. Превратности оперы
«Руслан и Людмила» (1842—1844) . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рождение музыки из духа поэмы Пушкина. . . . . . . . .
Вечера у Гедеонова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Опера на службе театра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А была ли опера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Премьера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«За» и «против» — pro et contra?. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А может быть, успех?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Миф о провале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Между Петербургом, Новоспасским и Малороссией . 309
Роман в письмах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Развод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Чиновничья война . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Счастье было так возможно» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
248
254
256
260
263
267
271
274
277
278
281
282
284
286
288
293
298
300
301
303
305
309
311
314
317
323
325
326
330
331
335
338
340
344
346
589
Стр.590
«Руслан и Людмила» и русская публика:
диалог в веках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Руслан и Людмила» как гламур . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Часть третья. СТРАНСТВУЮЩИЙ МЕЛАНХОЛИК
Глава двенадцатая. «Моя скитальческая жизнь».
Франция — Испания (1844—1847) . . . . . . . . . . . . . . . . .
Музыкальная «Богемия». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В поисках европейской славы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мечты об Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Покорить Париж и… уехать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Почему Глинка не сочинял симфоний?. . . . . . . . . . . .
Испания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Путеводитель по Испании от Глинки. . . . . . . . . . . . . .
Волшебная Андалусия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Побег в Мадрид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Теплая Севилья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итог приключений русского в Европе. . . . . . . . . . . . .
356
357
361
362
366
369
375
378
381
386
388
391
393
Глава четырнадцатая. В поисках земли обетованной.
Париж (1852—1854) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Путешественник без путешествий . . . . . . . . . . . . . . . .
Париж навсегда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глюк на сцене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
394
396
400
403
405
408
413
414
418
421
422
424
428
350
353
Глава тринадцатая. В треугольнике городов (1847—1852) . . 394
Сбежать из дома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Смоленск и «медные трубы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Варшава и «дары смерти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глюк, Россини и русский фольклор. . . . . . . . . . . . . . .
Петербург и «новое общество». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Второе затворничество в Варшаве. . . . . . . . . . . . . . . . .
Кризис среднего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вне моды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первый юбилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Невыносимая легкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Петербург. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Она звалась… Людмилой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Забытый гений? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава пятнадцатая. Возвращение «блудного сына»
(1854—1856) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Последний рубеж. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Городской житель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Время «собирать камни». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
590
431
431
433
446
448
450
451
454
Стр.591
Глава шестнадцатая. Последний путь. Берлин.
(1856—1857) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496
Жизнь в Берлине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496
Между затворничеством и публичностью . . . . . . . . . .
Музыкальные «объедения». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дебют в Берлине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Уход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Роковая случайность? Или... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первое собрание сочинений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Издательский скандал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Музыка для удовольствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Новая любовь и новая опера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поворот к церковной музыке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В поисках истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Открывая неизвестное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Перед отъездом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Уехать навсегда?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Во славу нового императора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. После Глинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Творческое наследие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Желудь» и «дуб» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Судебный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вещественная память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наследники Глинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Потерянный рай. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Услышать Глинку сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
457
460
466
469
477
480
482
487
490
491
502
506
507
509
512
517
518
520
522
525
526
527
529
Приложение. Музыка М. И. Глинки, рекомендуемая
к прослушиванию. Первое «погружение» . . . . . . . . . . 530
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные даты жизни и творчества М. И. Глинки . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
532
580
584
591
Стр.592
Л 68 Глинка: Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни / Екатерина
Лобанкова. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 591[1] c.:
ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.;
вып. 1713).
Лобанкова Е. В.
ISBN 978-5-235-04209-4
Михаил Иванович Глинка (1804—1857) — одна из ключевых фигур в
музыке и подлинный герой русской культуры. Невероятная, еще прижизненная,
слава композитора способствовала возникновению вокруг него
многочисленных мифов и домыслов. В представленной биографии воссоздается
реальная, порой противоречивая личность Глинки. Впервые показано,
как на его мировоззрение и творчество влияла принадлежность к
русскому дворянству и европейскому высшему свету. Жизнь композитора
рассмотрена в широком историческом контексте, дополненном рассказами
о путешествиях, медицине, моде, семейном праве, издательском процессе,
домашнем музицировании и др. Жизнь Глинки связана с царствованием
трех императоров — Александра I, Николая II, Александра II — и национально-патриотической
составляющей их политики, в частности с идеологией
«официальной народности» в рамках Российской империи.
Автор биографии — Екатерина Лобанкова (Ключникова), кандидат искусствоведения,
специалист по истории русской музыки — опирается на
современные исследования по истории культуры и искусства, включая зарубежные,
и предлагает свою интерпретацию исторических фактов и свидетельств
времени.
УДК 78.03(47)
ББК 85.313(2)
знак информационной
продукции
16+
Лобанкова Екатерина Владимировна
ГЛИНКА: ЖИЗНЬ В ЭПОХЕ. ЭПОХА В ЖИЗНИ
Редактор Е. С. Писарева
Художественный редактор А. В. Никитин
Технический редактор М. П. Качурина
Корректор Т. И. Маляренко
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура «Newton». Усл. печ. л..
31,08+1,68 вкл. Тираж 3000 экз. Заказ
Сдано в набор 04.09.2018. Подписано в печать 27.12.2018. Формат 84х108/32
Издательство АО «Молодая гвардия». Адрес издательства: 127055, Москва,
Сущевская ул., 21. Internet: http://gvardiya.ru. E-mail:dsel@gvardiya.ru
Типография ОАО «Ярославский полиграфический комбинат». Адрес типографии:
150049, Ярославль, ул. Свободы, 97
ISBN 97 8-5-235-04209-4
592
Стр.593