Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в теорию межкультурной коммуникации (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторАгапова А. Н. и др.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц329
ID835201
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются основные теоретические проблемы межкультурной коммуникации. Приводятся примеры взаимодействия представителей разных культур, раскрываются особенности коммуникативного поведения разных народов. В отличие от существующих по данной дисциплине пособий в предлагаемом учебном пособии рассматриваются не только культурологические аспекты межкультурного взаимодействия, но и лингвистические (теория речевой деятельности, модель речевого общения), психолингвистические (образ мира, языковое сознание), этнологические (этнос как социокультурная реальность), а также этнопсихологические (толерантность как условие и результат эффективной межкультурной коммуникации). Особое внимание уделяется проблеме межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды вуза. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а также специализирующимся в области культурологии.
ISBN978-5-4499-3002-6
УДК316.772.4(075)
ББК71.045я73
Агапова, А. Н. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учебное пособие / А. Н. Агапова .— Москва : Директ-Медиа, 2022 .— 329 с. — ISBN 978-5-4499-3002-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/835201 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_теорию_межкультурной_коммуникации__учебное_пособие.pdf
УДК 316.772.4(075) ББК 71.045я73 В24 Введение в теорию межкультурной коммуникации : учебное В24 пособие / А. Н. Агапова [и др.] ; под ред. Р. З. Хайруллина. — Москва : Директ‐Медиа, 2022. — 328 с. ISBN 978‐5‐4499‐3002‐6 В учебном пособии рассматриваются основные теоретические проблемы межкультурной коммуникации. Приводятся примеры взаимодействия представителей разных культур, раскрываются особенности коммуникативного поведения разных народов. В отличие от существующих по данной дисциплине пособий в предлагаемом учебном пособии рассматриваются не только культурологические аспекты межкультурного взаимодействия, но и лингвистические (теория речевой деятельности, модель речевого общения), психолингвистические (образ мира, языковое сознание), этнологические (этнос как социокультурная реальность), а также этнопсихологические (толерантность как условие и результат эффективной межкультурной коммуникации). Особое внимание уделяется проблеме межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды вуза. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а также специализирующимся в области культурологии. УДК 316.772.4(075) ББК 71.045я73 ISBN 978‐5‐4499‐3002‐6 © Коллектив авторов, текст, 2022 © Издательство «Директ‐Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление Введение (Р. З. Хайрулин) ................................................................................... 7 Глава 1. Теория речевой деятельности — методологическая основа теории межкультурной коммуникации (А. Н. Агапова) ................................. 13 § 1. Речь как средство коммуникации ............................................... 13 § 2. Соотношение понятий: речевая деятельность и деятельность речевого воздействия ............................................. 17 § 3. Теория речевой деятельности в контексте психолингвистики ............................................................ 29 § 4. Межкультурная коммуникация и ключевые понятия ................................................................................... 36 Рекомендуемая литература ................................................................... 40 Вопросы и задания для самостоятельной работы ..................... 41 Глава 2. Соотношение совместной деятельности, речевого общения, коммуникации и языка: их детерминационные связи (И. А. Таирова) ...................................... 43 § 1. Совместная деятельность коммуникантов и общение ..................................................................... 43 § 2. Коммуникация как процесс производства и восприятия речи ....................................................................................... 50 § 3. Речь как процесс решения задач речевого общения ........................................................................................ 55 § 4. Психолингвистический аспект проблемы речевого общения в совместной деятельности .............................. 58 Рекомендуемая литература .................................................................... 62 Вопросы и задания для самостоятельной работы ..................... 62 Глава 3. Модель речевого общения (И. А. Горшенева, С. Е. Зайцева) ......................................................................................................... 64 § 1. Понятие коммуникации ................................................................... 64 § 2. Классификация коммуникационных процессов ................. 66 § 3. Модель коммуникативного процесса ....................................... 67 § 4. Виды коммуникаций .......................................................................... 69 3
Стр.4
§ 5. Формы и типы речевой коммуникации ................................... 71 § 6. Виды речевой деятельности .......................................................... 71 § 7. Структура речевой коммуникации ............................................ 74 § 8. Организация речевого взаимодействия.................................. 75 § 9. Умение слушать как необходимое условие эффективной коммуникации .............................................. 77 Рекомендуемая литература .................................................................... 79 Вопросы и задания для самостоятельной работы ..................... 80 Глава 4. Образ мира и языковой образ мира (И. А. Горшенева, С. Е. Зайцева)........................................... 82 § 1. Становление и суть понятия «образ мира» ............................... 82 § 2. Образ мира как комплексная иерархическая структура ........................................................................ 83 § 3. Языковой образ мира ......................................................................... 85 § 4. Язык и речь .............................................................................................. 89 § 5. Функции языка ...................................................................................... 92 § 6. Роль языка в формировании личности ................................... 97 § 7. Язык и мышление ................................................................................ 98 § 8. Профессиональная специфика образа мира ................................................................................................... 101 Рекомендуемая литература .................................................................. 104 Вопросы и задания для самостоятельной работы ................... 105 Проблемные задания ............................................................................... 106 Глава 5. Языковое и неязыковое сознание. Образ сознания (И. А. Шерстобитова) ............................................................... 107 § 1. Сознание — отражение субъективного образа мира ................................................................................................... 107 § 2. Понятие образа сознания .............................................................. 109 § 3. Языковой образ сознания ............................................................. 114 § 4. Национальное сознание ................................................................. 116 Рекомендуемая литература .................................................................. 133 Вопросы и задания для самостоятельной работы ................... 133 4
Стр.5
Глава 6. Производство и восприятие речи (И. А. Горшенева, С. Е. Зайцева) ....................... 135 § 1. Теории происхождения речи ....................................................... 135 § 2. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции Московской психолингвистической школы .......................................................... 139 § 3. Восприятие речи как психолингвистическая дисциплина ....................................... 146 § 4. Модели процессов восприятия и понимания речи ......... 149 Рекомендуемая литература ................................................................. 154 Вопросы и задания для самостоятельной работы .................. 155 Глава 7. Языковая личность как совокупность навыков для МКК. Ролевой анализ в теории МКК (И. А. Таирова) ........... 157 § 1. Язык как средство общения ........................................................ 157 § 2. Сущность и содержание понятия «языковая личность» .............................................................................. 160 § 3. Ролевой анализ в теории межкультурной коммуникации ......................................................... 169 Рекомендуемая литература ................................................................. 177 Вопросы и задания для самостоятельной работы .................. 177 Глава 8. Этнос как социокультурная реальность (Р. З. Хайрулин) ......................................................................... 179 Рекомендуемая литература ................................................................. 213 Вопросы и задания для самостоятельной работы .................. 213 Глава 9. Формирование этнотолерантности в молодежной среде (Р. З. Хайрулин) ..................................................... 215 Рекомендуемая литература ................................................................. 238 Вопросы и задания для самостоятельной работы .................. 239 Глава 10. Культура и цивилизация. Формы культуры. Функция культуры как транслятора родовых качеств человека. Диалог культур и столкновение культур (К. Г. Красухин, И. А. Шерстобитова) .................................. 241 § 1. Культура и цивилизация ............................................................... 241 5
Стр.6
§ 2. Формы культуры ................................................................................ 251 § 3. Культура как надприродная программа воспроизводства этноса ......................................................................... 256 § 4. Мировоззренческие универсалии культуры ...................... 259 § 5. Частичный человек ........................................................................... 262 § 6 Опредмечивание и распредмечивание ................................... 269 § 7. Диалог культур .................................................................................... 273 § 8. Толерантность ..................................................................................... 281 Рекомендуемая литература .................................................................. 285 Вопросы и задания для самостоятельной работы ................... 286 Глава 11. Межкультурная коммуникация в условиях цифровой образовательной среды вуза (О. В. Михалева) ........................................................................ 288 § 1. Сущность и содержание понятия «цифровая образовательная среда» ................................................ 288 § 2. Цифровая образовательная среда как основа формирования компетентности в области межкультурной коммуникации ................................... 294 § 3. Цифровые ресурсы в формировании языковой личности ................................................................................... 302 Рекомендуемая литература .................................................................. 305 Вопросы и задания для самостоятельной работы ................... 305 Тесты ....................................................................................................................... 307 Ответы на вопросы тестовых заданий ................................................ 325 Сведения об авторах ...................................................................................... 326
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ