СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Глава первая. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ—ПЕТРОГРАД . . . . . . 12
В поисках подлинной Айн Рэнд. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Семья Розенбаум. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Дом на углу Забалканского и Клинского проспектов . . 24
На Невском и Знаменской площади. . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Детские впечатления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Роль религии и еврейской идентичности. . . . . . . . . . . . . 38
Первый писательский опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Поездка за границу и начало войны . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Гимназия Стоюниной и радость творчества . . . . . . . . . . 48
Роковой семнадцатый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Глава вторая. ЕВПАТОРИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Бегство на юг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Город солнца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
В домике Бредихина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
В гимназии Рущинской и Миронович . . . . . . . . . . . . . . . 85
Проигравший платит! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Розенбаумы и ликбез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Алисины победы и поражения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава третья. ПЕТРОГРАД—ЛЕНИНГРАД. . . . . . . . . . . . . 119
Возвращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Алиса — студентка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Привыкая к Совдепии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Он . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Второе образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Книжный дебют . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Глава четвертая. АМЕРИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Письмо из Зазеркалья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Подготовка к отъезду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Долгая дорога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
«Сидя на вершине мира» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Превращение в Айн Рэнд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Первый штурм Голливуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Идеальный муж. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Глава пятая. НАЧАЛО ПИСАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ. . . . 174
Американские пробы пера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
«Красная пешка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
«Ночью 16 января» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Первый роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
«Петербургский текст», антисоветский контекст . . . . . . 185
332
Стр.333
Персонажи и их прототипы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Мы — живые!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Экранизация и переиздание романа . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Судьбы близких, оставшихся в СССР. . . . . . . . . . . . . . . . 208
Глава шестая. ГОЛЛИВУД ВЗЯТ! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
«Гимн» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Новые пьесы и участие в президентской кампании . . . . 220
«Источник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Успех. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Глава седьмая. РАСПРАВЛЯЯ ПЛЕЧИ АТЛАНТУ . . . . . . . 240
«Забастовка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Судьбоносная встреча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Последний роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Институт Натаниэля Брэндена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Философ, публицист и общественный деятель. . . . . . . . 269
Кризис 1968 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Без Натаниэля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Гостья из прошлого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
The End. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Глава восьмая. POST MORTEM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Наследие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Путь на родину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Основные даты жизни и творчества
Алисы Розенбаум—Айн Рэнд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Краткая библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Стр.334
Н 62 Айн Рэнд / Людмила Никифорова, Михаил Кизилов.
— М.: Молодая гвардия, 2020. — 333[3] с.: ил. —
(Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1813).
Никифорова Л. Л., Кизилов М. Б.
ISBN 978-5-235-04343-5
Пожалуй, Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) — самый популярный англоязычный
писатель российского происхождения. Она родилась в столичном
Петербурге, бежала в Крым из революционного Петрограда, написала
первые произведения в советском Ленинграде, откуда эмигрировала в
США, где стала романисткой, драматургом, киносценаристом, философом,
культурологом. Своими интеллектуальными бестселлерами она повлияла
на становление идеологии современного капиталистического мира.
Ими зачитываются американские президенты и бизнесмены, они входят в
программу учебных заведений США. Аллюзии на ее произведения можно
встретить в современной музыке, книгах, молодежной субкультуре и даже
компьютерной игре, а ее бурная личная жизнь стала сюжетом нашумевшего
голливудского фильма. Она ненавидела коммунизм и считала, что любая
страна «свободного мира» имеет моральное право напасть на СССР, создала
философию объективизма и провозгласила эгоизм главной добродетелью
человека. Имея всемирную славу, она почти не известна на родине.
Восполняет этот пробел биография Айн Рэнд — история е врейской Золушки
из России, ставшей королевой американской интеллектуальной жизни.
УДК 82-94
ББК 83.3(0)6-8
знак информационной
продукции
16+
Никифорова Людмила Леонидовна, Кизилов Михаил Борисович
АЙН РЭНД
Редактор Е. А. Никулина
Художественный редактор К. В. Забусик
Технический редактор М. П. Качурина
Корректоры Л. С. Барышникова, Т. И. Маляренко, Г. В. Платова
Сдано в набор 20.08.2019. Подписано в печать 14.10.2019. Формат 84×108/32
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура «Newton». Усл. печ. л..
17,64+1,68 вкл. Тираж 3000 экз. Заказ
Издательство АО «Молодая гвардия». Адрес издательства: 127055, Москва,
Сущевская ул., 21. Internet: http://gvardiya.ru. E-mail: dsel@gvardiya.ru
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного
электронного оригинал-макета в ОАО «Ярославский полиграфический
комбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97
ISBN 978-5-235-04343-5
Стр.335