ББК 6УДК 346.54(470+571)(094.4)
Б337.404(2Рос)
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Башлаков-Николаев И. В., кандидат экономических наук, доцент Высшей школы
правоведения Института государственной службы и управления РАНХиГС, эксперт
Ассоциации антимонопольных экспертов;
Максимов С. В., доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института экономики РАН.
Рецензенты:
Лисицын-Светланов А. Г., доктор юридических наук, профессор, академик РАН, сопредседатель
Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции;
Чепурнова Н. М., доктор юридических наук, заведующая кафедрой государственноправовых
дисциплин Высшей школы правоведения Института государственной службы
и управления РАНХиГС.
Б33
Башлаков-Николаев И. В., Максимов С. В.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении
судами антимонопольного законодательства : научно-практический
комментарий. — Москва : Проспект, 2022. — 184 с.
Научно-практический комментарий содержит доктринальное толкование Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах,
возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» от
4 марта 2021 г. № 2.
ISBN 978-5-392-36662-0
Комментарий адресован правоприменителям, включая судей, студентам, аспирантам
и преподавателям юридических и экономических вузов, научным работникам и
адвокатам, специализирующимся в области конкурентного права и антимонопольного
регулирования.
7.404(2Рос)
ББК 6УДК 346.54(470+571)(094.4)
Текст публикуется в авторской редакции.
Научное издание
Башлаков-Николаев игорь васильевич,
МаксиМов сергей васильевич
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
Печать цифровая. Печ. л. 11,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Научно-практический комментарий
Подписано в печать 31.03.2022. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-36662-0
© Мак© Башлаков-Николаев И. В.,симов С. В., 2022 ООО «Проспект», 2022
/16
.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...................................................................................................................3
РазделI
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ............................................................................................. 7
§1. Требование об отказе от формализма инеобходимости
оценки судами поведения хозяйствующих субъектов
исходя из целей, принципов антимонопольного
регулирования исферы применения
антимонопольного законодательства ................................................ 7
§2. Опринципах отнесения отдельных положений
федеральных законов кантимонопольному
законодательству ..................................................................................... 12
§3. Овозможности применения правовых актов
федерального антимонопольного органа ..................................... 14
§4. Об обратной силе актов законодательства всфере
защиты конкуренции ............................................................................. 16
§5. Оправе выбора способа защиты гражданских прав
на основании Закона озащите конкуренции ............................. 16
§6. Об общих критериях отнесения лиц кхозяйствующим
субъектам .....................................................................................................17
§7. Окритерии отнесения коммерческой организации
кхозяйствующим субъектам при отсутствии встречного
предоставления (неполучения дохода по отдельным
операциям) икритерии «получение дохода» вцелях
установления принадлежности некоммерческой
организации кхозяйствующим
субъектам .....................................................................................................17
§8. Оновом критерии (принципе) отнесения
некоммерческих организаций кхозяйствующим
субъектам .................................................................................................... 19
Стр.172
Оглавление
173
§9. Одопустимости распространения антимонопольных
запретов на лиц, подпадающих под признаки
коммерческих организаций, только всвязи сих
участием вконкурентных отношениях .......................................... 22
§10. Опрезумпции икритериях отнесения хозяйствующего
субъекта кгруппе лиц, ираспространении на
участников группы лиц общих запретов иисключений
из них ........................................................................................................... 22
§11. Оправилах применения понятия «группа лиц»
при установлении специальных запретов
для группы лиц ......................................................................................... 26
§12. Об установлении виновных лиц из числа
участников группы лиц ......................................................................... 26
§13. Оправовом значении динамичной природы
доминирующего положения хозяйствующего субъекта
на товарном рынке ..................................................................................27
§14. Оразличии вподходах кустановлению
доминирующего положения хозяйствующих
субъектов, имеющих на рынке долю, превышающую
50% или меньшую 50% ......................................................................... 29
§15. Об иных критериях оценки доминирующего
положения на товарном рынке ......................................................... 30
§16. Онеобязательности такого признака
доминирования как «отсутствие новых конкурентов на
товарном рынке висследуемый период» ..................................... 35
§17. Овозможности использования информации
орыночной силе продавца для установления его
доминирующего положения ............................................................... 36
§18. Об индивидуальном доминировании
(доминирующем положении) группы лиц ..................................... 36
§19. О правовой позиции относительно коллективного
доминирования, как совместного доминирования
хозяйствующих субъектов ....................................................................37
§20. Пробелы вразъяснении влияния института
коллективного доминирования на практику применения
запрета на злоупотребление хозяйствующим
субъектом доминирующим положением (пункты11–19
Постановления Пленума ВС РФ №2) ............................................. 43
§21. Онаправленности Закона озащите конкуренции на
защиту прав изаконных интересов потребителей ................... 46
Стр.173
174
Постановление пленума ВС РФ по вопросам применения судами...
§22. Злоупотребление доминирующим положением
касается неопределенного круга потребителей......................... 46
РазделII
ЗАПРЕТ НА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ
СУБЪЕКТОМ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ .............................. 48
§23. Формы злоупотребления доминирующим
положением ............................................................................................... 48
§24. Определах доказывания антимонопольным органом
злоупотребления доминирующим положением ........................ 51
§25. Обстоятельства, указывающие на отсутствие
злоупотребления доминирующим положением ........................ 52
§26. Нарушение прав изаконных интересов лицом,
занимающим доминирующее положение, само по себе
не свидетельствует озлоупотреблении доминирующим
положением ............................................................................................... 56
§27. Об установлении возможности совершения
хозяйствующим субъектом недобросовестных
действий вотношении контрагентов, как критерия
отграничения злоупотребления доминирующим
положением на товарном рынке .......................................................57
§28. Опризнаках отдельных видов злоупотребления
доминирующим положением, непосредственно
не связанных спорядком ценообразования ............................... 58
§29. Озлоупотреблении доминирующим положением
путем негативного влияния на смежные рынки ......................... 59
§30. Озлоупотреблении доминирующим положением на
товарном рынке путем навязывания невыгодных
условий договора или условий договора, не
относящихся кего предмету ............................................................... 61
§31. Отклонение условий договора от обычной деловой
практики или заключение договора на предложенных
условиях сами по себе не свидетельствуют
озлоупотреблении доминирующим положением .................... 62
§32. Оправе участников договорных отношений
сдоминирующим на рынке субъектом на выбор
способа защиты нарушенных прав .................................................. 62
§33. Опериоде, вкоторый допускается пресечение
навязывания невыгодных условий ине относящихся
кпредмету договора условий ............................................................ 63
Стр.174
Оглавление
175
§34. Заключение договора сдоминирующим
хозяйствующим субъектом на невыгодных условиях
без разногласий не исключает квалификации
соответствующих действий как злоупотребления
доминирующим положением ............................................................. 63
§35. Озапрете сокращения или прекращения
производства товара вне зависимости от наличия
удоговора его поставки публичного характера ........................ 64
§36. Опризнаках экономической обоснованности
отказа доминирующего субъекта от производства
(реализации) товара ............................................................................... 65
§37. Отипичных формах отказа доминанта
от заключения договора ....................................................................... 66
§38. Ометодах определения цены на товар вкачестве
недопустимой (монопольно высокой) ............................................ 66
§39. Опризнаке относимости (оправданности)
расходов при применении затратного метода
установления монопольно высокой цены .....................................67
§40. Необоснованное увеличение доминантом цены,
не отвечающей признакам монопольно высокой цены,
может указывать на иные виды злоупотребления
доминирующим положением ..............................................................67
§41. Овидах монопольно низкой цены сточки зрения
злоупотребления доминирующим положением
продавцом ипокупателем иособенностях
установления монопольно низкой цены взависимости
от ее видов ................................................................................................. 68
§42. Опоказателе незаконности экономически,
технологически ииным образом необоснованного
установления различных иодинаковых цен (тарифов)
на один итот же товар .......................................................................... 69
§43. Окритериях обоснованности дифференциации цен
(тарифов) хозяйствующим субъектом, занимающим
доминирующее положение на товарном рынке ........................ 70
РазделIII
ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ
СОГЛАШЕНИЯ ИСОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ................................. 72
§44. Окритериях разграничения запрещенных
инезапрещенных соглашений исогласованных
действий всоответствии сЗаконом озащите
конкуренции .............................................................................................. 72
Стр.175
176
Постановление пленума ВС РФ по вопросам применения судами...
§45. Овлиянии формы соглашения на возможность
признания такого соглашения антиконкурентным
иобязанности антимонопольного регулятора
доказывать наличие такого соглашения
иустанавливать состав его участников .......................................... 75
§46. Опредмете доказывания применительно
квыявленному картелю ........................................................................ 76
§47. Оценовых картелях ................................................................................ 78
§48. Опризнаках картеля на торгах ипорядке доказывания
иоценки доказательств ........................................................................ 80
§49. Онеобходимости выполнения экономического
анализа для целей установления картеля на торгах ................ 81
§50. Онекоторых типичных ошибках квалификации
соглашений участников торгов как картелей .............................. 83
§51. Оразграничении картелей оразделе товарных рынков
икартелей ораспределении участия вторгах............................ 84
§52. Овертикальных соглашениях иих отграничении
от координации экономической деятельности ........................... 86
§53. Ограничение конкуренции как основание для
запрета любых соглашений между хозяйствующими
субъектами, не указанных вч.1 ст.11 Закона озащите
конкуренции ...............................................................................................87
§54. Онеобходимости установления цели ограничения
конкуренции как условия признания соглашений
хозяйствующих субъектов антиконкурентными ......................... 88
§55. Определах неприменимости положений ст.11 Закона
озащите конкуренции ксоглашениям хозяйствующих
субъектов, входящих водну группу лиц ......................................... 89
§56. Онеобходимости установления конкурентных
отношений участников группы лиц вцелях
квалификации «горизонтальных» соглашений,
ограничивающих конкуренцию......................................................... 89
§57. Опризнаках согласованных действий,
ограничивающих конкуренцию, икритериях их
отграничения от антиконкурентных соглашений ....................... 91
РазделIV
ЗАПРЕТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ................................ 93
§58. Осущности недобросовестной конкуренции
иее отграничении от иных нарушений норм
гражданского ииного законодательства....................................... 93
Стр.176
Оглавление
177
§59. Оразграничении видов недобросовестной
конкуренции путем дискредитации конкурентов
ивведения взаблуждение относительно собственной
деятельности или товаров ................................................................... 94
§60. Опримерном перечне форм (видов)
недобросовестной конкуренции исоотношении
общих испециальных форм недобросовестной
конкуренции .............................................................................................. 95
РазделV
ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ
АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), СОГЛАШЕНИЯ
И(ИЛИ) СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ...........................................................................................97
§61. Олицах, чьи акты, действия, соглашения
исогласованные действия подпадают под
антимонопольные запреты ст.15 и16 Закона
озащите конкуренции ...........................................................................97
§62. Опредмете доказывания антимонопольным органом
по ст.15 Закона озащите конкуренции ......................................... 99
§63. Об установлении угрозы наступления
неблагоприятных последствий для конкуренции
или того, что акты и(или) действия органов власти
могут привести кнедопущению, ограничению,
устранению конкуренции ..................................................................100
§64. Оправе законодателя устанавливать федеральными
законами правила, допускающие принятие актов,
осуществление действий (бездействия) не отвечающих
требованиям ст.15 Закона озащите конкуренции .................100
§65. Об отсутствии уантимонопольных органов права
оспаривать обоснованность (целесообразность) актов
(решений) органов публичной власти, принятых
впределах их ведения, если при этом не установлено
нарушение прав хозяйствующих субъектов всфере
конкуренции ............................................................................................101
§66. Одискриминации органами власти хозяйствующих
субъектов ..................................................................................................102
§67. Окритериях отнесения решений, действий
(бездействия) органов публичной власти, указанных
вч.1 ст.15 Закона озащите конкуренции,
ксоздающим дискриминационные условия для
хозяйствующих субъектов .................................................................103
Стр.177
178
Постановление пленума ВС РФ по вопросам применения судами...
§68. Онедопустимости определения круга получателей
преференции итребования предварительного
письменного согласования антимонопольными
органами круга получателей преференций
вслучаях, когда предоставление преференций
предусматривается нормативными правовым
актами обюджете, принятыми соответствующим
законодательным (представительным) органом ......................106
§69. Оправовых пределах оценки правомерности
предоставления преференций (втом числе бюджетных
субсидий) исоответствия целей их использования
целям определенным Законом озащите конкуренции,
федеральными законами, нормативными правовыми
актами Президента РФ иПравительства РФ .............................107
РазделVI
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КТОРГАМ,
ЗАПРОСУ КОТИРОВОК ЦЕН НА ТОВАРЫ, ЗАПРОСУ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ....................................................................................................108
§70. Об ограничении применения антимонопольного
контроля конкурентных процедур только сферой
торгов, обязательность которых установлена
законодательством Российской Федерации ..............................108
§71. Об особенностях применения антимонопольного
контроля, предусмотренного ст.17 Закона озащите
конкуренции, кконкурентным закупкам отдельными
видами юридических лиц всоответствии сЗаконом
озакупках (онеприменении антимонопольного
контроля всоответствии со ст.17 Закона озащите
конкуренции вотношении закупок уединственного
поставщика всоответствии сЗаконом озакупках) ................110
§72. Оправе оспаривания всудебном порядке торгов
изаключенных по их результатам сделок,
не подлежащих антимонопольному контролю
всоответствии со ст.17 Закона озащите конкуренции ........110
§73. Оразграничении нарушений, предусмотренных
ст.17 Закона озащите конкуренции, инарушений,
предусмотренных ст.10, 11 и16того же Закона,
допущенных при проведении торгов ...........................................111
§74. Одополнительном характере норм ст.17 Закона
озащите конкуренции по отношению кнормам
специальных законов, регламентирующих правила
проведения торгов ................................................................................111
Стр.178
Оглавление
179
§75. Ораспространении запрета, установленного п.1, 2 и4
ч.1 ст.17 Закона озащите конкуренции, на действия
организаторов обязательных процедур иконкурентных
закупок, аравно на действия заказчиков таких закупок,
обладающие признаками фактического контроля
вотношении участников закупок ...................................................112
§76. Определах иправовых последствиях внесения
изменений вусловия договора, заключенного по
результатам обязательных процедур, конкурентных
закупок сучетом требований ст.17 Закона озащите
конкуренции ............................................................................................113
§77. Опорядке иусловиях признания недействительным
договора, заключенного по результатам проведения
обязательных процедур или конкурентных закупок
снарушением требований ч.1 ст.17 Закона озащите
конкуренции ............................................................................................114
§78. Об обстоятельствах, подлежащих проверке судом при
рассмотрении исков заинтересованных лиц
опризнании обязательных процедур, конкурентных
закупок, атакже заключенных по их результатам
договоров, недействительными.......................................................115
§79. Овозможности удовлетворения иска опризнании
договора, заключенного по итогам обязательной
процедуры, конкурентной закупки, недействительным,
после исполнения договора .............................................................116
§80. Оправе несостоявшегося победителя требовать
возмещения причиненных ему убытков при признании
договора, заключенного по результатам обязательной
процедуры, конкурентной закупки, недействительным ........116
§81. Осроке исковой давности по требованию
опризнании обязательной процедуры, конкурентной
закупки, договора, заключенного по их результатам,
недействительными ..............................................................................117
РазделVII
ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ ............................118
§82. Оприменении общих испециальных правил
рассмотрения антимонопольными органами дел
онарушениях антимонопольного
законодательства ииных категорий дел .....................................118
§83. Оправовых последствиях несоблюдения
антимонопольным органом порядка реализации
полномочий .............................................................................................119
Стр.179
180
Постановление пленума ВС РФ по вопросам применения судами...
§84. Гражданско- правовой характер отношений между
хозяйствующими субъектами не является основанием
для признания недействительными решений
(предписаний) антимонопольного органа ..................................120
§85. Опредварительном (неокончательном)
характере оценки действий хозяйствующего
субъекта при выдаче антимонопольным органом
предупреждения впорядке ст.391 Закона озащите
конкуренции ............................................................................................120
§86. При выдаче предупреждения опрекращении
действий (бездействия), которые содержат признаки
нарушения антимонопольного законодательства,
не допускается применение мер государственного
принуждения ...........................................................................................123
§87. Оправе антимонопольного органа включать
впредписание, адресованное нарушителю
антимонопольного законодательства, указание
оприменении мер, обязывающих последнего
изменить свое поведение на товарном рынке
(включая поведение по отношению киным
участникам рынка) ................................................................................124
§88. Оправе хозяйствующих субъектов устанавливать,
изменять, прекращать гражданско- правовые
отношения вцелях исполнения предписания
антимонопольного органа .................................................................125
§89. Определах допустимых требований предписания
антимонопольного органа, относящихся
кгражданско- правовым отношениям между
хозяйствующими субъектами ...........................................................126
§90. Об отсутствии уантимонопольного органа
полномочий по разрешению гражданско- правовых
споров при выдаче предписаний ...................................................127
§91. Олицах, которым антимонопольными органами
могут быть выданы предписания ....................................................128
§92. Утрата возможности исполнения предписания
антимонопольного органа не влечет отмены
обязательности его исполнения, но не исключает
возможности пересмотра такого предписания ........................129
§93. Осущности внесудебного (административного)
порядка обжалования решений и(или) предписаний
территориальных антимонопольных органов ...........................131
Стр.180
Оглавление
181
§94. Овозможности возобновления рассмотрения
дела соответствующим антимонопольным органом
после принятия решения коллегиальным органом
ФАС России ...............................................................................................131
§95. Овозможности восстановления срока внесудебного
(административного) обжалования решения
территориального антимонопольного органа ...........................132
РазделVIII
РАССМОТРЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ
ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ
(БЕЗДЕЙСТВИЯ) АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ .........................134
§96. Оподсудности (месте обжалования) решений
антимонопольных органов ................................................................134
§97. Окритериях ипределах оценки судом актов
антимонопольного органа, не являющихся актами,
разрешающими по существу вопросы оналичии
нарушений антимонопольного законодательства
(приказы антимонопольных органов опроведении
проверки иовозбуждении дела онарушении
антимонопольного законодательства) ..........................................137
§98. Об обжаловании решений антимонопольных
органов об отказе ввозбуждении дела онарушении
антимонопольного законодательства ...........................................140
§99. Несоблюдение порядка рассмотрения
антимонопольным органом дела онарушении
антимонопольного законодательства является
основанием для признания недействительным его
решения (предписания), если такое нарушение было
существенным .........................................................................................143
§100. Об основаниях икритериях для отмены судом
предписаний антимонопольных органов ....................................145
§101. Овозможности приема дополнительных доказательств
арбитражным судом .............................................................................148
§102. Об использовании при доказывании факта
нарушения антимонопольного законодательства
анализа состояния конкуренции на товарном рынке
иотсутствии уотчета орезультатах такого анализа
свой ства предопределенности выводов оналичии
или отсутствии нарушения антимонопольного
законодательства ...................................................................................150
Стр.181
182
Постановление пленума ВС РФ по вопросам применения судами...
§103. Одопустимости использования вкачестве
доказательств заключений специалистов по вопросам
анализа состояния конкуренции на товарном рынке ............151
§104. Об особенностях порядка обжалования результатов
анализа состояния конкуренции, содержащихся
ваналитическом отчете антимонопольного органа ...............152
РазделIX
РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
СРЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛОЖЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ ......................153
§105. Нарушение публичного интереса как основание
для обращения антимонопольного органа
варбитражный суд сиском (заявлением)
всоответствии сп.6 ч.1 ст.23 Закона озащите
конкуренции ............................................................................................153
§106. Об исковом характере производства по заявлениям
антимонопольных органов, поданным варбитражный
суд всоответствии сих компетенцией, установленной
п.6 ч.1 ст.23 Закона озащите конкуренции .............................154
§107. Об условиях договора, заключаемого
по исковому заявлению антимонопольного органа
об обязательном заключении договора или об
изменении договора ............................................................................154
§108. Об основаниях иусловиях обращения
антимонопольных органов сисками
опонуждении хозяйствующего субъекта
кисполнению предписания ..............................................................155
§109. Ореализации права на обращение всуд сиском
овосстановлении нарушенных прав лицами,
чьи права нарушены врезультате несоблюдения
требований антимонопольного законодательства ..................157
§110. Распределение бремени доказывания факта
нарушения антимонопольного законодательства
между хозяйствующим субъектом — истцом
иантимонопольным органом...........................................................158
§111. Олицах, имеющих право на возмещение убытков,
причиненных нарушением антимонопольного
законодательства ...................................................................................160
§112. Онеобходимости установления лица, причинившего
убытки , фактов нарушения обязательств или
Стр.182
Оглавление
183
причинения вреда, атакже наличия убытков при
рассмотрении исков овозмещении убытков,
причиненных нарушением антимонопольного
законодательства ...................................................................................161
§113. Об определении размера убытков,
причиненных нарушением антимонопольного
законодательства ...................................................................................165
§114. Правовые последствия переноса издержек
на покупателей хозяйствующим субъектом,
потерпевшим от нарушения антимонопольного
законодательства ...................................................................................166
§115. Отечении сроков исковой давности по иску
овозмещении убытков .......................................................................166
§116. Овозможности подачи групповых исков
овосстановлении прав, нарушенных всфере защиты
конкуренции ............................................................................................167
РазделX
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ...........................................................168
Заключение ................................................................................................................170
Стр.183