Г.Н.Бояджиев. Жан-Батист Мольер
---------------------------------------------------------------------------Ж.Б.
Мольер. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1
М., ГИХЛ, 1957
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Человек,
который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного
общества, ядовитую гидру ханжества, - великий человек! Творец "Тартюфа" не
может быть забыт!" {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., Изд. Академии наук
СССР, т. VI, М. 1955, стр. 369-370.} Эти слова Белинского воспринимаются
нами сейчас как пророческие.
Да, творец "Тартюфа" не забыт. Вот уже три столетия живя на сценических
подмостках всего мира, комедии Мольера и по сей день продолжают с разящей
силой обличать социальное зло и утверждать народные воззрения на жизнь.
Значение Мольера в истории мировой драматургии воистину огромно.
Сплотив воедино в своем творчестве лучшие традиции французского народного
театра с передовыми идеями гуманизма, Мольер создал новый вид драмы -
"высокую комедию", жанр, который для своего времени был решительным шагом в
сторону реализма.
После того как католическая реакция уничтожила великий театр
итальянского и испанского Возрождения, а пуританская английская революция
срыла с лица земли театры Лондона и предала анафеме Шекспира, Мольер вновь
поднял знамя гуманизма и вернул европейскому театру народность и идейность.
Он смело начертал пути для всего последующего развития драматургии и не
только сомкнул своим творчеством две великие культурные эпохи - эпоху
Возрождения и эпоху Просвещения, но и предвосхитил многие из
основополагающих принципов критического реализма.
Имя Мольера начертано на боевом
знамени современной прогрессивной
французской литературы. Выступая на Втором съезде советских писателей в
Москве, виднейший французский поэт Луи Арагон начал свою речь о поэзии со
страстных слов, посвященных Мольеру. Говоря о национальных истоках реализма,
о средневековых фаблио и героических поэмах, о поэзии Рютбефа и Вийона, Луи
Арагон заметил, что весь путь развития ведет "к одному из величайших
реалистов всех времен и всех стран - великому поэту по имени Мольер".
Полемизируя с теми французскими литературоведами, которые исключают Мольера
из своих обзоров поэзии, Арагон говорил: "Изгнание Мольера из царства поэзии
- наиболее характерный факт искусственного и реакционного развития истории
литературы в нашей стране. Вопреки исторической правде у нас излагают
историю французской поэзии так, точно она не имела никакого отношения к
великой истории человечества. Нелепо отрицая значение Мольера как поэта, эта
история обходит молчанием всех тех, чья поэзия возникла из окружающей
действительности" {"Литературная газета", 30 декабря 1954 г.}.
Отстаивая выдающуюся роль Мольера в истории французской поэзии,
современные прогрессивные художники Франции борются за принципы поэзии,
основанные на правде жизни.
Так имя великого Мольера становится боевым лозунгом сегодняшнего дня,
знаменем борьбы за новое, правдивое и идейное искусство.
В чем же неиссякаемая сила Мольера?
Сила Мольера - в его прямом обращении к своей современности, в
беспощадном разоблачении ее социальных
уродств, в глубоком раскрытии в
драматических конфликтах основных противоречий времени, в создании ярких
сатирических типов, воплощающих собой главнейшие пороки современного ему
дворянско-буржуазного общества.
"Бессмертный Тартюф - плод самого сильного напряжения комического
гения" {А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., Изд. Академии наук СССР, т. 13, М.
193. стр. 179.}, - писал А. С. Пушкин, говоря об этой боевой, воинствующей
мольеровской сатире. "О, Мольер, великий Мольер! ты, который так обширно и в
такой полноте развивал свои характеры, так глубоко следил все тени их" {Н.
В. Гоголь, Полн. собр, соч.. Изд. Академии наук СССР, т. VIII. М. 1952, стр.
182.}, - вдохновенно говорил Н. В. Гоголь.
Сила Мольера - в его страстной приверженности к гуманистическим
идеалам, в его передовых воззрениях, в которых явственно проступают
демократические и материалистические черты, в его способности, несмотря на
стеснительное положение придворного комедиографа, оставаться, говоря словами
К. С. Станиславского, "гениальным протестантом и бунтарем" {Н. Горчаков,
Стр.1