ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТНО–СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
(ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ЗООЛОГИИ)
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направление подготовки
«Биология и География»
Направленность
ЧАСТЬ 2
Сургут, 2022
– 1 –
Стр.1
УДК 591:378.147.88(076)
ББК 28.6с8я81
М 54
Печатается по рекомендации
отдела мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Говорухина А.А., доктор биологических наук, доцент, кафедры
медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Колпакова Т.Ю., кандидат биологических наук, доцент кафедры
биологии и биологического образования
БУ «Омский государственный педагогический университет»
М 54
Методические рекомендации по предметно-содержательной практике (полевая
практика по зоологии) : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Биология и География».
Часть 2 / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО –
Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы
составители : Л. Ю. Апокина, Н. И. Ложкина-Гамецкая. – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2022. – Ч. 2. – Сургут :
РИО СурГПУ, 2022. – 65 [1] с. – Текст : непосредственный.
В данном издании определяются требования к результатам обучения при прохождении
предметно-содержательной практики по дисциплине зоология. Формулируются
критерии их оценивания, содержится описание процедуры проведения промежуточной
аттестации обучающихся по практике, представлено содержание программы
практики, примерный перечень заданий и указания по их выполнению, необходимые
источники для самостоятельной подготовки, рекомендации по составлению отчетных
материалов.
Методические рекомендации по предметно-содержательной практике (полевая
практика по ботанике) предназначены для студентов по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность
«Биология и География».
УДК 591:378.147.88(076)
ББК 28.6с8я81
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...................................................................................................... 4
Раздел 1. Содержание и методы предметно-содержательной практики
(полевая практика по зоологии) .................................................................. 6
1.1. Организация практики .............................................................................. 6
1.2. Экскурсии как особый вид учебных занятий ......................................... 9
1.3. Полевые исследования животных: оборудование
и методы сбора и наблюдения ......................................................................... 11
1.3.1. Снаряжение и оборудование для сбора
и фиксации беспозвоночных ........................................................................... 11
1.4. Методы сбора беспозвоночных ................................................................ 21
1.5. Обработка собранных беспозвоночных животных ................................ 35
1.6. Методы полевых исследований позвоночных животных ..................... 45
Раздел 2. Методические рекомендации по проведению
полевых исследований .................................................................................. 54
Тема 1. Беспозвоночные животные водоема ................................................. 54
Тема 2. Фауна беспозвоночных животных леса, парка ................................ 56
Тема 3. Фауна беспозвоночных животных луга ............................................ 57
Тема 4. Позвоночные обитатели водоемов .................................................... 59
Тема 5. Методы учета численности позвоночных животных ...................... 60
Приложение ...................................................................................................... 62
Список литературы .......................................................................................... 64
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Полевая практика по зоологии проводится на первом курсе и знакомит
студентов с разнообразием животных своего региона, особенностями их распространения
в природе и адаптации к различным условиях окружающей
среды. Полевая практика своего рода завершает аудиторную работу и играет
важную роль в подготовке учителя биологии: даёт возможность описывать
животных в их естественной среде обитания.
Самостоятельные работы по предметно-содержательной практике, выполняемые
студентами, имеют большое значение, т.к. в дальнейшем ложатся
в основу, оформления отчётов и коллекций животных, курсовых и дипломных
работ.
Цель и задачи практики
Целью предметно-содержательной практики является закрепление
теоретических знаний, полученных во время лекционных и лабораторных
занятий по дисциплине «Зоологии», освоение методики полевых исследований
и выработка навыков полевых наблюдений.
Задачи практики:
1) закрепление, расширение и углубление знаний о морфологических
особенностях животных;
2) освоение методики проведения полевых зоологических исследований,
обработки и интерпретации полученных материалов.
Перечень планируемых результатов освоения программы практики
В результате прохождения данной практики обучающийся должен
приобрести следующие компетенции в соответствие с ФГОС ВО:
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез
информации, применять системный подход для решения;
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную
учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми
образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов;
ПК-4 Способен формировать целостное представление у обучающихся
о единстве, многообразии и взаимодействиях органического и неорганического
мира, закономерностях и путях эволюции живых организмов.
В результате изучения обязательной части цикла студент должен:
знать:
современные методы сбора, обработки и анализа материала, принципы
зоологического описания животных, в различных биогеоценозах
основные методы описания животных;
правила сбора и различных способах фиксации животных;
уметь:
самостоятельно готовить препараты и рассматривать биологические
объекты при помощи микроскопа, характеризовать и выделять их основные
ключевые признаки;
– 4 –
Стр.4
применять алгоритм описания строения биологических объектов
на разных уровнях организации;
относить биологические объекты к определенном таксонам на основании
общих признаков;
обосновывать выбор методов, используемые при описании и классификации;
владеть:
современными методами сбора, фиксации, обработки и анализа зоологического
материала, принципами описания животных представителей
различных биоценозов;
иметь опыт:
применения методов сбора, фиксации, обработки и описания зоологического
материала.
Место практики в структуре ОПОП ВО
Предметно-содержательная практика студентов является составной
частью учебного процесса и этапом формирования профессиональных умений.
Данная
практика является продолжением и закреплением знаний, полученных
при изучении дисциплины «Зоология», относящейся к базовой
общепрофессиональной части профессионального цикла.
Базовыми дисциплинами для прохождения педагогической практики
являются: зоология, теоретические основы современного естествознания.
Предметно-содержательная практика проводится в форме пеших маршрутов
в пределах г. Сургута и его окрестностях. При выборе объектов практики
учитывается их транспортная доступность. Конкретное место проведения практики
выбирается с учетом погодных условий, количеством студентов в группе,
бытовых условий.
Камеральная работа проходит в учебных аудиториях университета: обработка
материала, описание, изготовление коллекций животных.
– 5 –
Стр.5