«Духовная провинция» – миф или реальность
Отставнова И. В.,
Директор научной библиотеки,
Мордовский государственный
университет им. <...> г. Саранск
Провинция – не географическое понятие, а конкретный показатель состояния и уровня развития не только отдельного города, но и целого региона, некая
среда одухотворенного обитания. <...> Русская провинция как историко-культурный феномен в последние годы вызывает
большой интерес у исследователей. <...> Ее часто рассматривают как замкнутое пространство с застывшими формами, обреченными на прозябание. <...> Она характеризовалась как символ инертности, остановившегося времени и самодостаточности. <...> Характерным является
высказывание И. С. Аксакова об отсутствии самостоятельной, творческой,
мыслительной деятельности в провинции: «Вглядитесь ближе, и вам сделается
страшно от этого отсутствия всякой умственной деятельности, и вы убедитесь,
что в деле мысли и просвещения, в понятиях и вопросах общечеловеческих
провинция отстала от столицы, в особенности от Москвы, по крайней мере лет
на 50! <...> Однако несмотря на это И. С. Аксаков верил в духовную самобытность
русского народа. <...> В повседневной реальной жизни он видел столкновение двух
начал: духовного и формального. <...> Духовное определяло не только веру, характер и поведение народа, но и сам быт, который понимался предельно широко –
как естественный образ жизни, как природная склонность. <...> «Но пусть же ведает каждый, как опасна среда, в которой он живет, пусть сторожит свою душу, пусть найдет в себе опору в
труде, в просвещении, в чтении, в союзе честных людей...», – писал И. <...>
Провинцию часто воспринимали как хранительницу духовных национальных, самобытных традиций. <...> В общественном историческом сознании она ассоциировалась с высоким духом общественного, национального служения, патриотизмом, специфическим менталитетом, развитием промыслов <...>
«Духовная_провинция»_–_миф_или_реальность_.pdf
«Духовная провинция» – миф или реальность
Отставнова И. В.,
Директор научной библиотеки,
Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарева
г. Саранск
Провинция – не географическое понятие, а конкретный показатель состояния
и уровня развития не только отдельного города, но и целого региона, некая
среда одухотворенного обитания. Россия всегда была страной провинций. Русская
провинция как историко-культурный феномен в последние годы вызывает
большой интерес у исследователей. Ее часто рассматривают как замкнутое пространство
с застывшими формами, обреченными на прозябание. Она характеризовалась
как символ инертности, остановившегося времени и самодостаточности.
Ее было принято изображать духовно дремлющей. Характерным является
высказывание И. С. Аксакова об отсутствии самостоятельной, творческой,
мыслительной деятельности в провинции: «Вглядитесь ближе, и вам сделается
страшно от этого отсутствия всякой умственной деятельности, и вы убедитесь,
что в деле мысли и просвещения, в понятиях и вопросах общечеловеческих
провинция отстала от столицы, в особенности от Москвы, по крайней мере лет
на 50!»1.
Однако несмотря на это И. С. Аксаков верил в духовную самобытность
русского народа. В повседневной реальной жизни он видел столкновение двух
начал: духовного и формального. Духовное определяло не только веру, характер
и поведение народа, но и сам быт, который понимался предельно широко –
как естественный образ жизни, как природная склонность. Быт включал в себя
и труд, и развлечения, и молитву. «Но пусть же ведает каждый, как опасна среда,
в которой он живет, пусть сторожит свою душу, пусть найдет в себе опору в
труде, в просвещении, в чтении, в союзе честных людей...», – писал И. С. Аксаков2.
Стр.1