МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано УМС БГУ
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлениям подготовки
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
Улан-Удэ
1
Стр.1
УДК 616.89(075.8)
ББК 88.46я73
П 206
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
И. В. Бадиев,
канд. психол. наук, доцент,
Б. А. Гунзунова,
Рецензенты
Бурятский республиканский институт образовательной политики
канд. психол. наук, доцент,
П 206 Патопсихология : учебное пособие / составители
С. С. Бакшиханова, Э. В. Будаева, Т. С. Ханхабаева. УланУдэ
: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. 124 с.
ISBN 978-5-9793-1716-8
В учебном пособии изложены материалы, отражающие современные
клинико-психологические представления о нарушениях
психических процессов и структуры личности при различных
психических заболеваниях, что позволит студентам овладеть теоретическими
основами и закрепить полученные знания на практических
занятиях.
Для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование, а также преподавателям.
УДК 616.89(075.8)
ББК 88.46я73
ISBN 978-5-9793-1716-8
© Бурятский государственный университет
им. Д. Банзарова, 2022
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебное пособие
для дисциплины «Патопсихология» в рамках реализации образовательной
программы высшего образования по направлениям
подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование очнозаочной
формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта высшего образования.
Дисциплина
«Патопсихология» относится к обязательным дисциплинам
вариативной части Блока 1 в структуре ОП.
Цели освоения дисциплины: изучение психологической структуры
нарушений высших психических функций в сопоставлении с
закономерностями формирования и протекания психических явлений
в норме.
Основной задачей настоящего учебного пособия является систематизация
и обобщение используемых знаний, умений, навыков,
сформированные в ходе изучения дисциплины «Патопсихология».
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
1.
Для направления подготовки 44.03.02 Психологопедагогическое
образование:
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии
в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации
обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
ПК-2. Способен осуществлять коррекционно-развивающую и
профилактическую работу с детьми и обучающимися.
2. Для направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование:
ОПК-3. Способен организовать совместную и индивидуальную
учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе
с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов.
3
Стр.3
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования
результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать
трудности в обучении.
ПК-4. Способен проводить профилактические мероприятия,
коррекционно и консультативно-просветительскую работу с обучающимися
с нарушениями речи, их родителями (законными представителями)
или членами семей, участниками психологопедагогического
консилиума.
В результате освоения дисциплины, обучающиеся должны:
знать методы клинико-психологического обследования клиентов
с аномалиями развития (основные методики диагностики нарушений
познавательной сферы; эмоционально-волевой сферы и личности);
−
методы диагностики и интерпретации детско-родительских
отношений;
уметь самостоятельно разработать стратегию патопсихологического
обследования; провести анализ выявленных расстройств (выявить
структуру дефекта);
− разработать рекомендации для коррекционной работы с ребенком;
владеть
навыками составления психологического заключения
по результатам обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые
и сохранные звенья).
Учебное пособие состоит из трех разделов, библиографического
списка.
В первом разделе рассматриваются методологические основы,
теоретические проблемы патопсихологии, а также методы и принципы
построения патопсихологического исследования. Дается общая
характеристика закономерностей нормального и отклоняющегося
развития психики в детском возрасте.
Второй раздел посвящен патопсихологическому анализу нарушений
познавательной деятельности и эмоционально-личностной
сферы.
В третьем разделе рассматриваются патопсихологические синдромы
при различных психических заболеваниях.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Теоретические основы и практическое значение патопсихологии
Тема 1. Предмет, задачи и методологические принципы патопсихологии
Тема
2. Понятие психического здоровья, нормы и патологии. Основные
классификации психических расстройств
Тема 3. Дизонтогенез психики: понятие, закономерности, проявления,
типология
Тема 4. Методология клинико-психологического исследования
Тема 1. Нарушения восприятия
Патопсихологический анализ нарушений познавательной
деятельности и эмоционально-личностной сферы
Тема 2. Нарушения внимания и работоспособности
Тема 3. Нарушения памяти
Тема 4. Нарушения мышления
5
19
38
47
Тема 5. Нарушения эмоционально-личностной сферы
Патопсихологические синдромы
Тема 1. Шизофренический патопсихологический синдром
Тема 2. Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром
Тема 3. Органический синдром
Тема 4. Личностно-аномальный патопсихологический синдром
Тема 5. Психогенно-невротический патопсихологический синдром
Тема 6. Психогенно-психотический синдром
Заключение
Библиографический список
63
70
76
82
92
100
103
105
108
109
112
117
118
3
123
Стр.123