Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем (300,00 руб.)

0   0
Первый авторАнтропова Л. К.
АвторыНовосиб. гос. техн. ун-т
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц80
ID816016
АннотацияИзложение учебного материала в пособии соответствует учебной программе и требованиям ФГОС ВО по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности» для направления подготовки 37.03.01 «Психология». Пособие состоит из четыре схематично изложенных разделов с использованием проблемно-модульной технологии. Цель курса – оптимизировать творческий процесс глубокого изучения студентами нейрофизиологических основ психической деятельности, осмысления психических процессов и явлений, эффективного применения приобретенных знаний, навыков и умений.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Кому рекомендованоУчебное пособие адресовано студентам I курса всех форм обучения направления подготовки «Психология».
ISBN978-5-7782-4690-4
УДК159.923(075.8)
ББК88.33я73+88.351я73
Антропова, Л.К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учеб. пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т; Л.К. Антропова .— 2-е изд., испр. и перераб. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2022 .— 80 с. : ил. — ISBN 978-5-7782-4690-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/816016 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физиология_высшей_нервной_деятельности_и_сенсорных_систем.pdf
ББК 88.33я73 + 88.351я73 А 728 Рецензенты: д-р биол. наук, профессор О. М. Разумникова д-р мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. Ю. Куликов А 728 Антропова Л. К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие / Л. К. Антропова. – 2-е изд., испр. и перераб. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2022. – 80 с. ISBN 978-5-7782-4690-4 Изложение учебного материала в пособии соответствует учебной программе и требованиям ФГОС ВО по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности» для направления подготовки 37.03.01 «Психология». Пособие состоит из четыре схематично изложенных разделов с использованием проблемно-модульной технологии. Цель курса – оптимизировать творческий процесс глубокого изучения студентами нейрофизиологических основ психической деятельности, осмысления психических процессов и явлений, эффективного применения приобретенных знаний, навыков и умений. Учебное пособие адресовано студентам I курса всех форм обучения направления подготовки «Психология». Работа подготовлена на кафедре психологии и педагогики НГТУ. ББК 88.33я73 + 88.351я73 ISBN 978-5-7782-4690-4  Антропова Л. К., 2011, 2022  Новосибирский государственный технический университет, 2011, 2022 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................. 3 I. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ .............................................................................. 6 Тема 1. Введение. Общая физиология сенсорных систем .................................... 7 1.1. Предмет и методы исследования. Основные понятия. Связь с другими дисциплинами .................................................................... 7 1.2. Общая физиология сенсорных систем ......................................................... 8 1.3. Морфофункциональная организация сенсорных систем ......................... 10 1.4. Рецепторный аппарат. Свойства рецепторов. Механизм рецепции ........ 11 1.5. Механизм переработки сенсорной информации ....................................... 14 Тема 2. Зрительная система .................................................................................. 16 2.1. Морфофункциональная организация зрительной системы ..................... 16 2.2. Структура и функции сетчатки ................................................................... 18 2.3. Механизм восприятия света и цвета .......................................................... 20 2.4. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора ............... 20 Тема 3. Слуховая и вестибулярная системы ........................................................ 22 3.1. Орган слуха и равновесия, его функции .................................................... 22 3.2. Пути проведения звуковых сигналов ......................................................... 23 3.3. Морфофункциональная организация слуховой системы ......................... 24 3.4. Морфофункциональная организация вестибулярной системы ............... 26 Тема 4. Обонятельная, вкусовая и соматосенсорная системы ........................... 28 4.1. Обонятельная система ................................................................................. 28 4.2. Вкусовая система ......................................................................................... 29 4.3. Морфофункциональная организация соматосенсорной системы ........... 30 78
Стр.78
II. ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ .............................................................................. 33 Тема 5. Формы индивидуального обучения ........................................................ 34 5.1. Обучение ....................................................................................................... 34 5.2. Ассоциативное обучение ............................................................................. 35 Тема 6. Условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга ............... 36 6.1. Безусловные и условные рефлексы ............................................................ 36 6.2. Механизм временной связи ......................................................................... 38 Тема 7. Торможение условных рефлексов. Анализ и синтез в коре больших полушарий ................................................................................... 39 7.1. Механизм торможения условных рефлексов ............................................ 39 7.2. Аналитико-синтетическая деятельность мозга ......................................... 40 Тема 8. Нейрофизиологические механизмы памяти ........................................... 42 8.1. Основные понятия и формы биологической памяти ................................ 42 8.2. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения ......................................................................... 43 III. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ................................................................... 44 Тема 9. Организация поведенческих реакций ..................................................... 45 9.1. Уровни интегративной деятельности ......................................................... 46 9.2. Концептуальная рефлекторная дуга ........................................................... 47 9.3. Функциональная система как структурная модель поведенческого акта .................................................................................... 48 Тема 10. Модулирующая система мозга .............................................................. 49 10.1. Структуры и функции модулирующей системы мозга .......................... 49 10.2. Моноаминергическая система .................................................................. 50 Тема 11. Мотивационные детерминанты поведения .......................................... 51 11.1. Физиологические потребности человека ................................................. 51 11.2. Мотивации .................................................................................................. 52 11.3. Нейрофизиология мотиваций ................................................................... 53 11.4. Физиологическая роль эмоций в организации поведения ...................... 53 Тема 12. Временная организация поведения. Нейрофизиология сна ............... 56 79
Стр.79
IV. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ........................................................................................................... 58 Тема 13. Вторая сигнальная система и речь ........................................................ 59 13.1. Сигнальные системы ................................................................................. 59 13.2. Нейрофизиологические механизмы речеобеспечения ........................... 60 Тема 14. Функциональная межполушарная асимметрия мозга ......................... 62 Тема 15. Типы высшей нервной деятельности .................................................... 64 Тема 16. Сознание и мышление ............................................................................ 65 16.1. Нейрофизиологические основы сознания ................................................ 66 16.2. Мышление .................................................................................................. 67 Библиографический список .................................................................................. 69 Приложения ............................................................................................................ 71 Приложение 1. Содержание программы учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» .................................................... 71 Приложение 2. Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности» ........................................................................... 75 Антропова Людмила Кондратьевна ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Учебное пособие 2-е издание, исправленное и переработанное Редактор Е.М. Федяева Выпускающий редактор И.П. Брованова Корректор Л.Н. Киншт Дизайн обложки А.В. Ладыжская Компьютерная верстка Л.А. Веселовская Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции Издание соответствует коду 95 3000 ОК 005-93 (ОКП) __________________________________________________________________________ Подписано в печать 30.05.2022. Формат 60 Ч 84 1/16. Бумага офсетная. Тираж 50 экз. Уч.-изд. л. 4,65. Печ. л. 5,0. Изд. № 99/21. Заказ № 190. Цена договорная __________________________________________________________________________ Отпечатано в типографии Новосибирского государственного технического университета 630073, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 80
Стр.80

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ