Н. К.МИХАЙЛОВСКИЙ
О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии
Исходный ПДФ-файл здесь: http://anthropology.rchgi.spb.ru/pdf/25_mikha.pdf
Поле российской словесности становится все более обширнее и необозримее. То и дело
появляются на нем огромные, чрезвычайные силы, появляются, расцветают, приносят плоды, а вы иной
раз только случайно и post factum * [впоследствии (лат.)]узнаете о великом событии. Так именно
случилось недавно со мной.
Совершенно случайно попался мне на глаза один из выпусков "Сочинений Сергея Шарапова",
изданный еще в прошлом 1901 г. и озаглавленный "Сугробы", а в этих "Сугробах" остановила на себе мое
внимание статья "Жмеринские львы и буйствующий В. В. Розанов. Поход против него протоиерея
Дернова и генерала Киреева"1. Остроумие г.Шарапова, его сравнение г. Розанова с львами, убежавшими
на станции Жмеринке из какого-то бродячего цирка -- нисколько не занимательно. Не занимательно для
меня было и двойственное отношение г. Шарапова к г. Розанову. Я и раньше знал, что автор "Сугробов"
признает за г. Розановым "власть над умами и сердцами", "сильную и яркую мысль" и проч. и в то же
время разрешает себе подвергать его "телесному наказанию без повреждения мягких частей" и одобряет,
когда другие его "отшлепывают, приподняв полу халата" (подлинные выражения г. Шарапова)2. Но в
"Сугробах" говорится о "новой концепции христианства", представленной г. Розановым, и то, что
сообщается об этой "новой концепции", меня чрезвычайно заинтересовало. Но как познакомиться с нею
не через посредство г. Шарапова, а из первых рук? Г. Шарапов пишет: "Этот строй мыслей нашел свое
выражение в многочисленных статьях Розанова, разбросанных в журналах и газетах самого
разнообразного направления, начиная от "Нового времени", "Биржевых" и "С.-Петербургских
ведомостей" и кончая "Гражданином" и самыми незаметными провинциальными изданиями. Перечитал
розановские статьи и я в "Русском труде" -- каюсь". Как же, спрашивается, поймать концепцию г.
Розанова? Мне указали на книгу этого писателя "В мире неясного и нерешенного", в которой, дескать,
содержится если не все, о чем писал г. Шарапов в "Сугробах", то самое существенное. Следуя этому
указанию, я и узнал о великих явлениях в области русской литературы, которые приняли в моих глазах
уже поистине гигантские размеры, когда я познакомился с огромным томом г. Мережковского "Религия
Л. Толстого и Достоевского".
Книга "В мире неясного и нерешенного" содержит в себе не только статьи самого г. Розанова,
предварительно напечатанные в разных изданиях, но еще ряд "полемических материалов", ряд статей и
писем разных авторов, возражающих г. Розанову или выражающих ему свое сочувствие и
поддерживающих его мнения. Г. Розанов присоединяет в свою очередь к этим "полемическим
материалам" свои примечания, а иногда выходит и еще многоэтажнее, так как г. Розанов делает
примечания к примечаниям г.Шарапова, в журнале которого печатались и некоторые собственные статьи
г. Розанова, и некоторые из полемических материалов. Нельзя сказать, чтобы эта архитектура книги была
очень красива и удобна. Кроме того, в книге и много лишнего, то есть не имеющего ни малейшего
отношения к обсуждаемым в книге вопросам. Мы узнаем, например, что "младшая из трех дочерей"
одного из корреспондентов г. Розанова, П. А. Кускова 3, по имени Марфа, "замуж выходит за одного из
здешних помещиков", а сам П. А. Кусков "на Ионических островах не был, попал из Одессы в Ниццу";
что у другого корреспондента, В. К. Петерсена 4, "утонула молодая племянница и умер старший
племянник, чудный мальчик христианского воспитания и образа мыслей", и т. п. Все эти домашние
радости и горести, может быть, и очень интересны и важны сами по себе, но едва ли нужны для
уразумения "новой концепции христианства". Г. Розанов и сам понимает, что эти подробности лежат "вне
темы", но, говорит, такая уж у меня "знойная привязанность не к одному делу, а и к поэзии вкруг дела",
"ибо ведь эти племянники и племянницы в несчастии -- они люди, и нам следует, хоть и не зная их,
сказать: "со святыми упокой"". Доброе дело, конечно, только я не знаю, почему г. Розанов не приглашает
нас заодно пожелать счастливого супружества младшей из трех дочерей П. А. Кускова Марфе и
поскорбеть о том, что сам П. А. Кусков не попал на Ионические острова. Но как обогатилась бы русская
литература, если бы все мы, писатели, обладали знойной привязанностью г. Розанова к безделью и
доводили до сведения читающей публики о бракосочетаниях, смертях, болезнях, путешествиях и проч.
своих добрых знакомых и их родственников!
Впрочем, благодаря знойной потребности г. Розанова мы подчас получаем сведения уже
несомненно огромной важности.
У г. Розанова есть "усердный поклонник и почитатель", как он сам подписывается в письмах,
протоиерей А. У-ский5. Завязав с г. Розановым переписку, он пожелал, между прочим, узнать его
Стр.1