УДК 65.01
ББК 65.291
З 78
Переводчик П. Миронов
Редактор Е. Иванкевич
З 78
Зобрист Ж-Ф.
Управление через доверие: Как работает бирюзовая компания
FAVI / Жан-Франсуа Зобрист; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер,
2021. — 376 с.
ISBN 978-5-9614-6571-6
Представьте себе компанию, которая пару десятилетий не повышает отпускные
цены и при этом получает прибыль. А еще не срывает сроки поставок,
хотя в ней нет начальников, да и отделов, которые занимаются кадрами,
закупками и планированием, тоже нет. Сотрудники такой организации не
опаздывают, выполняют производственную норму и сами решают проблемы
на месте. Согласитесь, звучит утопически. Однако такая компания существует.
Небольшое французское предприятие FAVI, выпускающее роторы и вилки
для коробок передач, уже много лет придерживается принципов бирюзового
управления: ценности превыше прибыли, а вместо жесткой иерархической
структуры — автономия и самоорганизация.
В книге «Управление через доверие» бывший гендиректор FAVI ЖанФрансуа
Зобрист рассказывает, как ему удалось изменить структуру организации,
каково быть «круглой» компанией в «квадратном» мире и как работает
система менеджмента, основанная на доверии.
УДК 65.01
ББК 65.291
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
включая размещение в сети интернет
и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца
авторских прав. По вопросу организации доступа
к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-9614-6571-6 (рус.)
© Jean-François Zobrist, 2021
© Издание на русском языке,
перевод, оформление.
ООО «Альпина Паб лишер», 2021
Стр.5
Содержание
Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Как это работает. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Четыре основных принципа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
История. Истоки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
История о Великом Максе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
История о нашей первой встрече . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
История о том, как я оказался во главе FAVI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
История о четырех месяцах моего «туризма» в FAVI. . . . . . . . . . . . . . . . 46
История с газонокосилкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Руководство, система управления, инструменты. . . . . . . . . . . . . . . 59
История о моих попытках что-то изменить. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Человек Y и человек X . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
История о четырех принципах проститутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Нишевой эффект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Метадействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Не-действие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
История о том, какой эффект произвела моя речь . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
История об уникальной возможности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Игра го . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Социодинамическая матрица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Вторая социодинамическая матрица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
История о первых реальных решениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
История о создании мини-заводов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Истории о сопротивлении переменам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
Прекрасная история о вилках переключения передач. . . . . . . . . . . . . .111
Двойная тайна фабрики по производству ниток . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
Стр.6
История о ликвидации наладчиков оборудования . . . . . . . . . . . . . . . . .122
История о первом токарном станке
с числовым программным управлением (ЧПУ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
История о маленьком человечке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
История о цветах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
История о руководителе, который снова стал оператором . . . . . . . . .136
История о временных работниках, которых мы не уволили . . . . . . . .138
История о том, как женщины-операторы
осваивали работу на станках с ЧПУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Японский шаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Обучение людей по методу Бертрана Шварца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
SDCA и PDCA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Этапы человеческой жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Период инициации для новичков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
Приветствие новых участников «племени». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
История о 35 часах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Происхождение наших инструментов управления . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Управление неопределенностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
Действовать, ориентируясь на сегодняшний день,
думать на 20 лет вперед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
Правило «баю-бай» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Результат достигается благодаря операторам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Система 5S . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Самое главное — «зачем» и «для кого» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185
«Круглая» информация о клиенте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
План действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Деревья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
Стратегия известна каждому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Замечательная история об электромоторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Результаты невозможны без счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Как попытаться больше зарабатывать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
История компании Y. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
Справедливость ИЛИ равенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240
И вместо ИЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
Простые правила, обязательные для исполнения . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Системность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
Системность-2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Прекрасная история о Доминике, моем преемнике. . . . . . . . . . . . . . . .248
История Бернара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251
Стр.7
История о Кристин — уборщице, ведущей дела компании . . . . . . . .254
Как управлять информацией? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Понятие риска вообще не рассматривается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
Допускать возможность непредвиденного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Способствовать микропереворотам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
Здравый смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .274
Главное — результат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
Единая множественная система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
Думать о самом важном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
Предпочтение долгосрочному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277
Менеджмент на основе намерений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Развивайте отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
Эмоциональное видение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
История Toto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Ценность слабости и хрупкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
Делать на ходу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285
Метадействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Действия, не ограниченные во времени и неустойчивые. . . . . . . . . . .288
Неидеальные, но осуществленные действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
Внимание к возникающим проблемам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Ориентация на мечту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
Приоритет — уважение ценностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
Простой язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .293
Система вознаграждений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .294
Мягкая и размытая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .296
Воздействие на эмоции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297
Неконтролируемая, но согласованная работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297
Работа в сети коллег, находящихся в тесном контакте . . . . . . . . . . . . .299
Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300
Эффективность групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .304
Работа в сетях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Функция потерь Тагути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
Поиск дружеского консенсуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
Босса ценят . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
Зарабатывать деньги, не зная как . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Лото. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .315
Оценка результата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .315
Босс ничего не делает. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
Стр.8
Прогулочный менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .318
Зарабатывать деньги благодаря любви других . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
Власть внешнего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Приоритет того, что находится вне компании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .324
Власть клиента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
Нас кормит клиент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328
История Муравья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .329
Босс — тот, кто ведет игру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Высокий уровень реагирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .332
Все внимание внешнему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
Понимание коллективных интересов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .334
Системные действия каждого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335
Сила слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .336
Оставаться на конкретном уровне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
Обязательное соблюдение сроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
Результативность важнее эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
Поиск оснований для похвалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .340
Все работает, хотя босс не всегда понимает как именно . . . . . . . . . . .340
Наши инструменты по работе с качеством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
Происхождение карточек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
Карточка №1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349
Карточка №2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .352
Карточка №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354
Карточка №4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356
Карточка №5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .362
Карточка №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365
Карточка №7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .368
Карточка №8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
Карточка №9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372
Стр.9