УДК 65.015(075)
ББК 65.291.218я73
П56
Рецензенты:
(Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет))
(Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева)
Лысаков Н. Д., доктор психологических наук, профессор
Гавриленко Н. И., доктор экономических наук, профессор
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Учёным советом ИМЭС
(протокол № 3 от 31.10.2019 года)
П65
Понуждаев, Э. А.
Управление организационными изменениями : учебное пособие
(курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) /
Э. А. Понуждаев, В. П. Медведев, М. Э. Понуждаева. — Москва; Берлин:
Директ-Медиа, 2020. — 457 с.
ISBN 978-5-4499-1455-2
«Изменяетесь быстро или умрите медленно», — эта яркая и глубокая мысльальтернатива
Ицхака Адизеса должна быть не только безотлагательно осознана на
личностном и организационном уровнях, но, что не менее важно, воспринята как руководство
к действию.
Современный мир полон изменений — масштабных, динамичных, разноплановых
и зачастую непредсказуемых. Сосуществование наций, народов, социальных общностей,
групп и индивидов, а также глобальных корпораций, фирм среднего и малого
бизнеса в условиях жёсткой конкуренции и стремление этих «игроков» стать успешными,
эффективными на фоне небывалой турбулентности внешней среды порождают
новые проблемы и задачи в области управления.
Управление изменениями (Change management) — сравнительно молодая отрасль
науки, в которой гармонично соединены теоретико-методологические основы
менеджмента и прикладные инструменты организационных преобразований. По этой
причине знания, умения и навыки в данной сфере актуальны не только в рамках подготовки
академических бакалавров и магистров. Они также необходимы и уже состоявшимся,
«продвинутым» управленцам.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки
38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент».
Текст приводится в авторской редакции.
УДК 65.015(075)
ББК 65.291.218я73
ISBN 978-5-4499-1455-2 © Понуждаев Э. А., Медведев В. П., Понуждаева М. Э., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБ АВТОРАХ ........................................................................................................................................................ 7
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................................................. 9
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................................................... 10
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ ............................................................................................................ 14
Глава 1. Законы организации и предпосылки изменений ............................................. 14
1.1. Внешняя и внутренняя среда организации как источник изменений ...... 14
1.2. Базовые понятия (тезаурус) учебной дисциплины ............................................... 18
1.3. Законы организации — теоретико-методологический фундамент
управления организационными изменениями ................................................................ 20
1.4. Жизненный цикл организации. Основные модели ЖЦО ................................... 23
1.5. Из книги А. А. Богданова «Тектология…» ..................................................................... 33
1.6. Российская «Трансаэро» и европейский Airbus 380 —
«кометы-неудачники» авиационной отрасли .................................................................... 35
Вопросы для самоконтроля и саморазвития ...................................................................... 50
Глава 2. Многомерность организационных изменений
и принципы управления изменениями ..................................................................................... 52
2.1. Понятие и общая методология организационных изменений ....................... 52
2.2. Классификация организационных изменений ......................................................... 55
2.3. Сопротивление изменениям в организации: основные причины
и способы преодоления .................................................................................................................... 56
2.4. Принципы организации и управление изменениями .......................................... 58
2.5. Из книги И. Адизеса «Управляя изменениями…» .................................................... 63
2.6. Ford Motor vs АВТОВАЗ: немного истории и современность............................ 66
Вопросы для самоконтроля и саморазвития ...................................................................... 76
Глава 3. Концептуальные идеи и модели организационных изменений ............. 78
3.1. Модель управления изменениями К. Левина ............................................................ 78
3.2. Модель управления изменениями Л. Грейнера ....................................................... 79
3.3. Концепция организационных изменений М. Бира и Н. Нориа ........................ 80
3.4. Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли ................................... 82
3.5. «Кривая перемен» Дж. Дак ..................................................................................................... 84
3.6. «Формула изменений» Р. Бекхарда и Д. Глейчера ................................................... 86
3.7. Современный управленческий консалтинг:
некоторые идеи и школы ................................................................................................................ 86
3.8. Из книги А. И. Пригожина «Дезорганизация…» ........................................................ 91
3.9. LE FREEPORT: швейцарская точность, сингапурская безопасность ............ 98
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 101
3
Стр.4
Глава 4. Инструментарий организационных изменений ............................................. 104
4.1. Методы, подходы и субъекты ОИ .................................................................................... 104
4.2. Концепция «обучающейся организации» П. Сенге .............................................. 111
4.3. Концепция интенсивного обучения А. А. Золотарёва —
И. Я. Лернера ......................................................................................................................................... 116
4.4. Бенчмаркинг и концепция «шесть сигм» ................................................................... 122
4.5. Из книги Г. Минцберга «Действуй эффективно!..» ............................................... 134
4.6. Почему USD, EUR, etc. являются мировыми бенчмарками,
а RUB нет? ............................................................................................................................................... 136
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 142
Глава 5. Проектирование организационных структур
и реструктуризация ............................................................................................................................. 145
5.1. Типовые организационно-управленческие структуры:
основные элементы, сильные и слабые стороны, тенденции развития ........ 145
5.2. «Положение об организационной структуре компании»
и должностные инструкции персонала ............................................................................... 154
5.3. Стратегии развития и управленческие структуры организаций ............... 156
5.4. Реструктуризация: сущность, специфика, основные этапы
и направления реализации ......................................................................................................... 156
5.5. Из книги Р. Л. Дафта «Уроки лидерства» .................................................................... 158
5.6. ПАО «Северсталь»: несколько штрихов к портрету владельца ................... 160
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 165
Глава 6. Реинжиниринг бизнес-процессов ............................................................................ 168
6.1. Бизнес-процессы: сущность, содержание, специфика инжиниринга
и реинжиниринга .............................................................................................................................. 169
6.2. Реинжиниринг: основные этапы и механизмы внедрения
процессного подхода в организациях ................................................................................... 173
6.3. Системы показателей для управления бизнес-процессами
(на примере Tableau de Bord) ..................................................................................................... 177
6.4. Из книги М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпорации» ............. 182
6.5. «Золотые страницы»: лучшие примеры внедрения BSC (ССП) .................... 187
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 191
Глава 7. Продукт (качество) как объект изменений ....................................................... 195
7.1. Товар, торговая марка (бренд) и ребрендинг:
общая характеристика ................................................................................................................... 195
7.2. Концепция marketing-mix: базовая и расширенная версии ............................ 203
7.3. Менеджмент качества: генезис, этапы развития и концепции ................... 206
7.4. Стандарты ISO серии 9000 — универсальный инструмент
4
Стр.5
организационных изменений .................................................................................................... 208
7.5. Из книги Г. Бехара «Дело не в кофе…» .......................................................................... 209
7.6. Продукты Apple: кто-то однозначно «За», кто-то —
«Против»! Почему? ............................................................................................................................. 211
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 218
Глава 8. Организационная (корпоративная) культура
как объект изменений ........................................................................................................................ 220
8.1. Организационная (корпоративная) культура как система ............................ 220
8.2. Основные концепции совершенствования оргкультуры компании ........ 224
8.3. Менеджмент как социокультурное и кросскультурное явление.
Концепции организационной культуры
Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса .................................................................................................. 227
8.4. Из статьи Г. Хофстеде «Dimensionalizing Cultures:
The Hofstede Model in Context» (2011) .................................................................................... 233
8.5. McDonald’s: просто, но всерьёз и надолго ................................................................... 235
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 244
Глава 9. Международный опыт управления изменениями:
страны БРИКС ........................................................................................................................................... 246
9.1. История БРИКС: итоги десятилетия и перспективы развития .................... 246
9.2. Некоторые особенности политики, экономики
и управления в странах БРИКС (на примере Индии, Китая, России) ................ 251
9.3. Из наследия великой китайской «троицы»: Мао — Дэн — Си ...................... 256
9.4. Embraer и Tata Motors — лидеры второго эшелона
или более того?! .................................................................................................................................. 262
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 272
Глава 10. Международный опыт управления изменениями: СНГ ........................... 274
10.1. Содружество независимых государств: страницы истории,
цели и организационная структура ....................................................................................... 274
10.2. Основные итоги и перспективы развития СНГ .................................................... 280
10.3. СНГ и ЕАЭС: некоторые цифры и факты ................................................................... 284
10.4. Из книги Сапармурата Туркменбаши «Рухнама»................................................ 287
10.5. Концерн «Беллесбумпром»: мировое качество
по доступной цене.............................................................................................................................. 292
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 300
Глава 11. Корпоративный опыт управления изменениями ........................................ 303
11.1. Сущность корпорации и основы корпоративного управления ................. 303
11.2. Зарубежные модели корпоративного управления ........................................... 308
11.3. Особенности планирования и проведения ОИ в корпорациях .................. 309
5
Стр.6
11.4. Из книги Э. Дюркгейма «Метод социологии» ....................................................... 317
11.5. Модель 7С как инструмент корпоративного развития
(на примере АО «СИБЕР») ............................................................................................................. 320
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 326
Глава 12. Индивидуальный стиль управления оргизменениями ........................... 330
12.1. Стиль управления: понятие, классификации,
особенности реализации .............................................................................................................. 330
12.2. Сущность и содержание персонального менеджмента .................................. 337
12.3. Методы саморазвития менеджера (концепция Т. Бойделла) ..................... 340
12.4. Из поэмы А. Поупа «Опыт о человеке» ...................................................................... 343
12.5. В фокусе AliExpress: «Покупай умнее, живи веселее!»..................................... 351
Вопросы для самоконтроля и саморазвития .................................................................... 355
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАКТИКУМ ............................................................................................................. 356
Тема 1. Законы организации и предпосылки изменений ............................................ 357
Тема 2. Многомерность организационных изменений
и принципы управления изменениями ................................................................................... 358
Тема 3. Концептуальные идеи и модели организационных изменений ........... 359
Тема 4. Инструментарий организационных изменений .............................................. 360
Тема 5. Проектирование организационных структур
и реструктуризация ............................................................................................................................. 361
Тема 6. Реинжиниринг бизнес-процессов .............................................................................. 363
Тема 7. Продукт (качество) как объект изменений ......................................................... 365
Тема 8. Организационная культура как объект изменений ....................................... 367
Тема 9. Международный опыт управления изменениями:
страны БРИКС .......................................................................................................................................... 368
Тема 10. Международный опыт управления изменениями: СНГ ............................ 369
Тема 11. Корпоративный опыт управления изменениями ......................................... 371
Тема 12. Индивидуальный стиль управления оргизменениями ............................ 373
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ КУРС ......................................................................... 375
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ТЕСТЫ .................................................................................................................. 397
ПРИЛОЖЕНИЕ. Медведев В. П., Понуждаева М. Э.
Актуальные проблемы управления изменениями:
от лидерства в командах к командам лидеров ....................................................................... 414
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................................................. 438
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................................................................... 439
Стр.7