УДК 336.76;65.013
ББК 65.264;88.4
Э45
Издано при содействии
ЗАО «Адмирал Маркетс»
Переводчики Маргарита Волкова, Александр Волков
Редактор П. Суворова
Э45
Элдер А.
Как играть и выигрывать на бирже: Психология. Технический анализ. КонISBN
978-5-9614-1587-2
Автор этого международного бестселлера, д-р Александр Элдер, — профессиональный
биржевик и эксперт по техническому анализу. Он учит, что успешная биржевая игра зависит
от трех факторов: психологии, методов и контроля над риском.
В первой части этой книги д-р Элдер показывает, что ключи к победе — в вашей психологии.
Он учит, как стать дисциплинированным игроком и избежать эмоциональных ловушек
на бирже. Затем Элдер объясняет, как найти выгодные сделки, пользуясь графиками,
компьютерными индикаторами и другими инструментами анализа биржи. Вы увидите,
как связать различные методы анализа в эффективную систему биржевой игры.
И наконец, вам станет ясно, как управлять деньгами на своем биржевом счете. Правила
для ограничения риска важны для биржевика, как запас воздуха — для аквалангиста.
Новое, расширенное издание включает в себя задачник, созданный д-ром Элдером
специально для тех, кто учится биржевому делу по его книге. Каждый из более 200 вопросов
и ответов привязан к определенной главе книги. Задачник включает в себя 10 тестов.
Раскрыв эту книгу, вы сделали первый шаг к познанию новых методов игры на валютных,
фондовых, фьючерсных и других рынках. Вам предстоит узнать, «как играть и выи
грывать на бирже».
УДК 336.76;65.013
ББК 65.264;88.4
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами, включая размещение
в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также
запись в память ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь
по адресу lib@alpinabook.ru.
ISBN 978-5-9614-1587-2 (рус.)
ISBN 0-471-59224-2 (англ.)
Технический редактор Н. Лисицына
Корректор Н. Величенко
Компьютерная верстка К. Свищёв
Дизайн обложки DesignDepot
Подписано в печать 18.02.2011.
Формат 70 Ч 100 1/16
Печать офсетная. Объем 30 печ. л.
Тираж 4000 экз. Заказ №
. Бумага офсетная № 1.
© Элдер А., 1993
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «Альпина Бизнес Букс», 2007
ООО «Альпина»
123007, Москва,
ул. 4-я Магистральная, д. 5, стр. 1
Тел. (495) 980-53-54
e-mail: info@alpinabook.ru
www.alpinabook.ru
троль над капиталом / Александр Элдер. — 8-е изд. — М.: Альпина Паблишерз,
2011. — 472 с.
Стр.5
Содержание
К читателям ................................................................................................9
Предисловие ко второму русскому изданию .......................................... 11
Введение ................................................................................................. 13
Биржевая игра: новый рубеж .....................................................................13
Основа биржевой игры — психология .......................................................15
Препоны на вашем пути .............................................................................18
Глава 1 Индивидуальная психология ................................................. 23
1.1. Зачем играть на бирже? .....................................................................23
1.2. Фантазия и реальность ......................................................................24
1.3. Биржевые гуру ...................................................................................29
1.4. Саморазрушительность ......................................................................35
1.5. Психология биржевой игры ...............................................................39
1.6. Уроки биржевой игры, вынесенные из AA ........................................41
1.7. Анонимные проигравшие ...................................................................44
1.8. Победители и проигравшие ...............................................................49
Глава 2 Психология биржевой толпы ................................................. 54
2.1. Что такое цена? ..................................................................................54
2.2. Что такое биржа? ...............................................................................58
2.3. Биржевая среда ..................................................................................61
2.4. Биржевая толпа и вы ..........................................................................66
2.5. Психология тенденций .......................................................................71
2.6. Управление или прогнозирование .....................................................75
Глава 3 Классический анализ графиков ............................................. 79
3.1. Построение графиков ........................................................................79
3.2. Поддержка и сопротивление .............................................................85
3.3. Тенденция и торговый коридор .........................................................90
3.4. Линии тренда ......................................................................................98
3.5. Разрывы ............................................................................................105
3.6. Графические модели ........................................................................112
Глава 4 Компьютерный технический анализ ................................... 124
4.1. Компьютеры в биржевой игре .........................................................124
4.2. Скользящие средние ........................................................................129
Стр.6
6
СОДЕРЖАНИЕ
4.3. Схождение-расхождение скользящих средних (MACD)
и гистограмма MACD .......................................................................136
4.4. Система направленного движения ..................................................143
4.5. Темп, скорость изменения и сглаженная скорость изменения ........149
4.6. Процентный диапазон Уильямса (Williams %R) ..............................158
4.7. Стохастический осциллятор ............................................................163
4.8. Индекс относительной силы ............................................................169
Глава 5 Необходимые факторы ......................................................... 174
5.1. Объем ...............................................................................................174
5.2. Индикаторы объема .........................................................................179
5.3. Открытый интерес ...........................................................................183
5.4. Индекс Херрика ................................................................................188
5.5. Время ................................................................................................192
Глава 6 Индикаторы рынка акций .................................................... 198
6.1. Индекс новых максимумов – новых минимумов .............................198
6.2. Индекс трейдеров и прочие индикаторы рынка акций ..................204
Глава 7 Психологические индикаторы ............................................. 211
7.1. Индикаторы соглашения ..................................................................211
7.2. Индикаторы вовлеченности (commitment indicators) ......................216
Глава 8 Новые индикаторы ............................................................... 220
8.1. Биржевой рентген ............................................................................220
8.2. Индекс силы .....................................................................................226
Глава 9 Торговые системы ................................................................ 233
9.1. Система «Тройной выбор» ................................................................233
9.2. Параболическая система .................................................................241
9.3. Система канала .................................................................................245
Глава 10 Контроль над риском ............................................................ 251
10.1. Эмоции и деньги ..............................................................................251
10.2. Контроль над капиталом ..................................................................254
10.3. Выход из сделок ...............................................................................259
Глава 11 Трейдинг в России ................................................................ 265
11.1. Индивидуальная психология ............................................................265
11.2. Психология биржевой толпы ...........................................................267
11.3. Классический анализ графиков .......................................................269
11.4. Компьютерный технический анализ ................................................272
11.5. Необходимые факторы ....................................................................276
11.6. Индикаторы рынка акций ................................................................278
11.7. Психологические индикаторы .........................................................279
11.8. Новые индикаторы ..........................................................................280
11.9. Торговые системы ............................................................................282
11.10. Контроль над риском .....................................................................285
Послесловие ........................................................................................... 288
Спасибо вам, друзья! .............................................................................. 290
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
7
ЗАДАЧНИК
Предисловие ........................................................................................... 294
Как повысить свое мастерство в трейдинге ......................................... 296
Часть I ЗАДАЧИ ................................................................................. 297
Введение ............................................................................................... 298
Глава 1 Индивидуальная психология ............................................... 302
Глава 2 Психология биржевой толпы ............................................... 312
Глава 3 Классический анализ графиков ........................................... 321
Глава 4 Компьютерный технический анализ ................................... 334
Глава 5 Необходимые факторы ......................................................... 349
Глава 6 Индикаторы рынка акций .................................................... 360
Глава 7 Психологические индикаторы ............................................. 366
Глава 8 Новые индикаторы ............................................................... 371
Глава 9 Торговые системы ................................................................ 378
Глава 10 Контроль над риском ............................................................ 388
Часть II ОТВЕТЫ И БАЛЛЫ ДЛЯ САМООЦЕНКИ .............................. 399
Введение ............................................................................................... 400
Глава 1 Индивидуальная психология ............................................... 403
Глава 2 Психология биржевой толпы ............................................... 410
Глава 3 Классический анализ графиков ........................................... 416
Глава 4 Компьютерный технический анализ ................................... 423
Глава 5 Необходимые факторы ......................................................... 432
Глава 6 Индикаторы рынка акций .................................................... 438
Глава 7 Психологические индикаторы ............................................. 442
Глава 8 Новые индикаторы ............................................................... 445
Стр.8
8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 9 Торговые системы ................................................................ 449
Глава 10 Контроль над риском ............................................................ 455
Послесловие ........................................................................................... 461
Памяти Игоря Самотаева ....................................................................... 463
Литература ............................................................................................. 464
Предметный указатель .......................................................................... 468
Об авторе ............................................................................................... 472
Стр.9